Исаия 41 глава

Книга пророка Исаии
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 «Умолкните предо Мной, острова! Пусть народы наберутся сил. Пусть приблизятся, пусть говорят; сойдемся вместе на суд.
2 Кто воздвиг победителя с востока[188] [189] и призвал его следовать за Собой? Он отдал ему народы и подчинил царей. Его меч обратил их в пыль и лук его — в солому на ветру.
3 Он преследует их и невредимо шествует по дороге, по которой ноги его не ходили прежде.
4 Кто исполнил и совершил это? Тот, Кто вызывает поколения от начала. Я, Господь, — с первыми из них, и с последними — Я Тот же[190] [191]».
5 Острова увидели и испугались, затрепетали края земли. Они сблизились и сошлись;
6 помогают один другому, говорит брат брату: «Крепись!»
7 Ремесленник ободряет золотых дел мастера, а чеканщик — кузнеца, говоря о спайке: «Она хороша!» Он крепит идола гвоздями, чтобы не рухнул.
8 «Но ты, о Израиль, слуга Мой, Иаков, которого Я избрал, потомство[192] Авраама, Моего друга,
9 ты, кого Я взял с концов земли и призвал от её краев, говоря тебе: „Ты Мой слуга“, тебя Я избрал и не отвергну.
10 Не бойся, ведь Я с тобой; не страшись, ведь Я — твой Бог. Я укреплю тебя и помогу тебе; Я поддержу тебя спасающей[193] правой рукой Моей».
11 Всех, кто гневается на тебя, ждут бесчестие и позор; те, кто будет противостоять тебе, будут как ничто и погибнут.
12 Станешь искать их и не найдешь. Те, кто воюет против тебя, обратятся в ничто.
13 Ведь Я — Господь, твой Бог; я держу тебя за правую руку и говорю: «Не бойся; Я помогу тебе.
14 Не бойся, червь[194] Иаков, малолюдный Израиль, Я помогу тебе», — возвещает Господь, твой Искупитель, Святой Израиля.
15 «Вот, Я сделаю тебя молотильной доской[195], новой, с острыми зубьями. Ты будешь молотить горы и растирать их, и сделаешь мякиной холмы.
16 Ты их провеешь, а ветер развеет, и ураган их рассеет. Но ты возликуешь о Господе, будешь славить Святого Бога Израиля.
17 Бедные и нищие ищут воду, но её нет; их языки пересохли от жажды. Но Я, Господь, им отвечу; Я, Бог Израиля, их не брошу.
18 Я пущу по бесплодным высотам реки и источники по долинам; превращу пустыню в пруды с водой и иссохшую землю — в источники.
19 Я посажу в пустыне кедр и акацию, мирт[196] и оливу. Насажу в необитаемой земле кипарис, платан[197] и сосну вместе,
20 чтобы народ мог видеть и знать, задуматься и понять, что рука Господня сделала это, Святой Израилев сотворил».
21 «Представьте ваше дело», — говорит Господь. «Приведите свои доказательства!» — говорит Царь Иакова. —
22 «Пусть приведут их и скажут нам, что случится. Пусть расскажут нам о прежних делах, чтобы нам в них вникнуть и узнать, каков их исход. Или объявите нам о грядущем,
23 расскажите о том, что явится после, чтобы мы за богов вас признали. Сделайте что-нибудь доброе или злое, чтобы нам ужаснуться и наполниться страхом.
24 Но вы ничто, и ваши дела совершенно ничтожны; тот, кто вас предпочтет, омерзителен».
25 «Я воздвиг того, кто на севере, и он идет; с солнечного восхода он призовет Мое имя. Он топчет правителей, будто грязь, будто горшечник топчет глину.
26 Кто сказал об этом сначала, чтобы мы могли знать, заранее, чтобы мы могли сказать: „Он прав“? Никто не сделал этого, никто не предсказал, никто не слышал от вас ни слова.
27 Я первым возвестил Сиону: „Вот оно, сбывается!“ и дал Иерусалиму вестника, несущего добрую весть.
28 Я смотрю, но нет никого — никого среди них, чтобы дать совет, никого, чтобы ответить, если Я их спрошу.
29 Вот, все они — обман! Их дела ничтожны; их изваяния — ветер и пустота».

Новой Женевской Библии

41:1 Умолкните... приблизятся. Все народы соберутся для того, чтобы познать могущество Божие и воочию увидеть содеянное Его рукой.

острова... народы. Вся земля, все народы.

свои силы. Человеческие силы, доселе не имевшие опоры, обновятся силой веры (40:31).

41:2 от востока мужа. Т.е. Кира — царя Персии (550−530 гг. до Р.Х.).

правды. Кир придерживался справедливого образа правления (44:24 — 45:5, 13; 46:11).

предал... покорил. Победы Кира были дарованы ему Богом, ибо в конечном счете они вели ко благу Израиля (43:3).

народы... царей. Божественная власть распространяется на все народы: они должны познать Бога, чтобы участвовать в совершении Его спасительного промысла (45:1; 49:22−23; 60:3, 16).

мечом... луком. Т.е. силой оружия.

41:3 гонит... идет. Завоевания Кира отличались стремительностью (ср. 46:11).

41:4 от начала. Господь создал человека и этим начал его историю.

Я — Господь... Я тот же. В этих словах заключается одно из самых важных самоопределений Божиих (43:10, 13; 46:4). В древнееврейском тексте слова «Я тот же» представляют собой сокращенную форму от «Я — Господь» (41:13; 42:8; 43:3, 15; 44:24; 45:3, 5, 6; 48:17; 49:23; 51:15; 60:22; ср. употребление местоимения «я» в Ин 6:35; 8:12, 58; 9:5; 10:7, 9, 11, 14; 11:25; 14:6; 15:1, 5). Господь есть Бог патриархов, заключивший завет со Своим народом, и Он же есть Бог прошлого, настоящего и грядущего, свободный в том, как и когда Он исполнит данные людям обетования (ср. Исх 3:14−15; 6:6−8; Иез 20:5, 7; Откр 4:8).

первый... в последних. Эти слова являются твердым свидетельством того, что все сущее неизменно пребывает под властью Божией (ст. 27; 44:6; 48:12; ср. Евр 13:8; Откр 1:8, 17; Откр 2:8; Откр 21:6; Откр 22:13).

41:5 ужаснулись. Страх, внушаемый гласом Божиим (ст. 1), смущает человеческие сердца и заставляет их трепетать.

41:8−16 В этих стихах Господь объясняет Израилю его особое положение среди других народов как Божиего слуги.

41:8 раб. У Исаии эпитет «раб Божий» относится к Киру (45:1−4), пророкам Божиим (44:26), Его народу (в данном стихе) и к Иисусу Христу (42:1−4); все они, таким образом, составляют некое сообщество. Христос стал предельным воплощением того, к чему Израиль стремился на протяжении всей своей истории, и Тем, в Ком Господь явил Свою славу (49:3, 6).

Израиль... Иаков. Оба имени относятся в данном случае ко всем благочестивым чадам Авраамовым (ст. 14; 40:27; 42:24; 43:1, 22, 28; 44:1, 5, 21, 23; 45:4; 46:3; 48:1, 12; ср. Лк 1:54).

которого Я избрал. См. ком. к 14:1−2.

Авраама. См. 51:2; 63:16; Евр 2:16; Иак 2:23.

41:9 которого Я взял. См. ком. к 14:1, 2.

41:10 Я с тобою. Ср. значение имени Еммануил (8:8, 10; 43:2, 5; 45:14; Деян 18:9−10).

Я Бог твой. Данный стих напоминает о главном обетовании завета (41:13−14; 43:1, 5; 44:2, 8; 51:12; Быт 17:7; Быт 21:17; Быт 26:24; Втор 20:1; Втор 31:6, 8; Лев 26:12; Иер 32:38; Иез 37:27; 2Кор 6:16).

укреплю... поддержу. Господь пребывает с людьми как милостивый Спаситель, Источник силы и Защитник (ст. 13; 42:1; 44:2; 48:13; 49:8; 50:7; 63:12; см. ком. к 40:31).

десницею правды Моей. Своею властью Бог устанавливает незыблемый миропорядок (63:12; Исх 15:6).

41:13 Я Господь, Бог твой. См. ком. к ст. 4. помогаю. См. ком. к 40:10.

41:14 червь. Народ Божий унижен и достоин презрения.

Искупитель. См. ком. к 35:9. В древнееврейском языке соответствующее слово означает «заступник рода», то есть один из членов семьи, который при необходимости помогает своим нуждающимся родственникам. Его помощь могла быть самой разнообразной и, в частности, предусматривала месть за убийство (Чис 35:19) и выкуп из рабства (Лев 25:17−49).

Святый Израилев. См. ком. к 1:4.

41:15 острым молотилом. Это сельскохозяйственное орудие повсеместно употреблялось в древнем Израиле (28:27; Ам 1:3; Мих 4:13; Евр 3:12). Метафорический смысл данного стиха в том, что слабый (ст. 14) приобретет силу.

горы, и холмы. Символы многочисленных врагов Израиля (ст. 11:12; ср. 42:15).

41:17 Бедные и нищие. Иудеи, возвращающиеся из плена, и все те, кто ищет милости Божией.

воды. Божественное спасение подобно влаге, утоляющей жажду и дарующей надежду (см. ком. к 1:30).

Бог Израилев. См. ком. к 37:16.

41:18−19 Образы влаги («реки... источники») и растительного изобилия («кедр... бук») служат Исаии символами преображения всего сотворенного и, соответственно, обновления Божественного завета (12:3; 35:1 и ком.; ср. 43:18−20; 49:9−11; 55:13).

41:18 воды. См. ком. к 1:30.

41:19 в пустыне. См. ком. к 40:3.

41:22 что произойдет... как оно кончилось. Господь один является автором планов, их провозвестником и исполнителем.

прежде. Имеются в виду события минувшего времени и особенно описанные Исаией в гл. 1−35.

о будущем. Речь идет о предсказаниях будущего века (ст. 23): Божественной милости и окончательном торжестве Его Царства, изложенных в гл. 40−66 (42:32; 44:7; 45:11; 46:10). Освобождение Израиля из плена знаменует начало этого века и приближает торжество Царства Славы Божией на земле.

41:23 доброе ли, худое ли. Исаия осмеивает бессилие ложных богов.

41:25 Я воздвиг... он придет. Господь провозглашает Свою власть над народами.

его. Т.е. Кира (ср. ст. 2).

от севера... от восхода. Исполняя волю Божию (45:4−5; 2Пар 36:23; Езд 1:1−4), Кир шел к Вавилону из Персии, находившейся на востоке, а после того как в 549 г. до Р.Х. была завоевана Мидия, под его властью оказались и земли, находившиеся на севере Вавилона.

41:27 первый. См. ком. к ст. 4.

Сиону. См. ком. к 1:8.

благовестника. См. ком. к 40:9. Возможно, речь идет о самом Исаии (40:1 и ком.).

41:28 не было... не нашлось. Язычники и их божества оказались бессильны.

советника. См. ком. к 11:2.

41:29 ничтожны... ветер и пустота. Господь подтверждает никчемность языческих идолов (см. 40:18−20; 41:7, 21−24; 44:9).

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [188]Победитель с востока. Имеется в виду Кир, царь Персии (559-530 гг. до н. э.), который завоевал Вавилон в 539 г. до н. э. и издал указ, позволяющий евреям вернуться в Иерусалим (см. Езд 1:1−4; Езд 6:3-5). Кир был избран Богом для исполнения Его намерений.
2 [189] — Имеется в виду Кир, царь Персии (см. Езд 1:1−4; Езд 6:3-5). Кир был избран Богом для исполнения Его намерений.
4 [190] — Букв.: Я — Он. В словах этого стиха заключается одно из самых важных самоопределений Бога (см. Ис 43:10, 13; Ис 46:4). Господь есть Бог праотцев, заключивший завет со Своим народом, и Он же есть Бог прошлого, настоящего и будущего, свободный в том, как и когда Он исполнит данные людям обещания (ср. Исх 3:14−15; Исх 6:6-8; Иез 20:5, 7; Откр 4:8).
4 [191] — Букв.: Я — Он. В словах этого стиха заключается одно из самых важных самоопределений Бога (см. Ис 43:10, 13; Ис 46:4).
8 [192] — Букв.: семя.
10 [193] — Или: праведной.
14 [194] — Эта метафора говорит об унижении и презрении, которым подвергался народ Божий.
15 [195] — Платформа из тяжелых досок, груженная сверху и снабженная снизу острыми железными зубьями.
19 [196] — Южное вечнозеленое дерево или кустарник с белыми душистыми цветками.
19 [197] — Род листопадных деревьев, отличающихся высоким стволом, светлой корой, широкой кроной из крупных лапчатых листьев и высокой продолжительностью жизни (около 2 000 лет).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.