Исаия 61 глава

Книга пророка Исаии
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Дух Владыки Господа на Мне, потому что Господь помазал[267] Меня возвещать бедным[268] Радостную Весть. Он послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, провозглашать свободу пленникам и узникам — освобождение из темницы[269],
2 возвещать год Господней милости и день возмездия нашего Бога, утешать всех скорбящих
3 и позаботиться о горюющих на Сионе — дать им венок красоты вместо пепла, масло радости вместо скорби и одежду славы вместо духа отчаяния. И назовут их дубами праведности, насажденными Господом, чтобы явить Его славу.
4 Они отстроят вековые развалины, восстановят места, разрушенные в древности, обновят разрушенные города, что лежали в запустении многие поколения.
5 Чужеземцы будут пасти ваши стада; чужестранцы будут трудиться на полях ваших и в виноградниках.
6 И вы назоветесь священниками Господа, назовут вас служителями нашего Бога. Вы будете есть богатства народов и хвалиться их сокровищами.
7 За свой прошлый стыд народ Мой получит двойную долю, вместо позора они возрадуются о своем уделе; они получат в удел двойную долю своей земли, и будет им вечная радость.
8 «Я, Господь, люблю справедливость и ненавижу грабительство со злодейством[270]. По верности Моей Я награжу их и заключу с ними вечный завет.
9 Их потомки будут известны среди народов, и потомство их — среди племен. Все, кто увидит их, поймут, что они — народ, благословенный Господом».
10 Я ликую о Господе; моя душа торжествует о Боге моем, потому что Он облек меня в одеяния спасения и одел меня в одежды праведности. Я словно жених, украшенный венком, словно невеста, украшенная драгоценностями.
11 Как почва выводит свои побеги и как сад произращает семена, так взрастит Владыка Господь перед всеми народами праведность и хвалу.

Новой Женевской Библии

61:1−11 Пророк возвещает начало «благоприятного лета Господнего».

61:1 помазал. Исполнением рассматриваемого пророчества стало служение Иисуса Христа (Лк 4:17−21). Вполне возможно, речь в данном стихе идет о самом Исаии (ср. 62:1), однако следует помнить, что пророк был лишь прообразом истинного Слуги — Иисуса Христа, о Котором говорится в 42:1; 49:1; 50:4; 52:13. Именно Он обращается к Богу как к Господину (ст. 1; 50:4), получает дары Духа Святого (ст. 1; 42:1), приносит людям исцеление и свободу (ст. 1−3; 42:7; 49:9; 50:4; 53:4), провозглашает наступление «лета Господнего» (ст. 2; 49:8) и заключение вечного завета (ст. 8; 42:6; 49:8). В древнем Израиле обряд помазания совершался лишь над царями и священниками (45:1).

нищим. Т.е. людям, у которых не осталось иной надежды, кроме Бога.

проповедывать... освобождение. В юбилейный год в Израиле освобождали всех узников (Лев 25:10).

узникам. В Септуагинте (греческом переводе ВЗ) это слово переводится как «слепым», и на этом переводе основывается евангелист Лука (4:18).

61:2 лето Господне благоприятное. Время, благодатное для покаяния и обращения к Господу. Весть о лете Господней милости есть главное содержание проповеди Исаии, а впоследствии и главная цель служения Христа (Мф 11:5; Лк 4:18; Лк 7:22; Деян 10:38; Деян 26:18).

день мщения. Как передает евангелист Лука, Иисус прочитал пророчество Исаии до этих слов и закрыл книгу (Лк 4:18). День мщения, о котором говорит пророк, относится к Его Второму пришествию (1Фес 1:7−10).

Бога нашего. См. ком. к 25:9.

утешить. См. ком. к 12:1; 40:1; ср. Мф 5:4.

61:3 елей радости. Имеется в виду обычай, по которому хозяин помазывает елеем голову гостя (Пс 22:5; 42:7; Лк 7:46).

61:4 Слова этого стиха относятся и к иудеям (58:12), и к язычникам (60:10).

61:6 священниками... служителями. И иудеи, и язычники получат преимущества священнослужителей (66:21; ср. 1Пет 2:5, 9; Откр 1:6; Откр 5:10).

Бога нашего. См. ком. к 25:9.

достоянием народов. См. ком. к 60:5.

61:7 посрамление... поношение. Невзгоды, перенесенные в изгнании.

вдвое. См. 40:2 и ком.

61:8 завет вечный. См. ком. к 42:6; 55:3.

61:9 семя их. См. ком. к 59:21. Поколения, в которых будет проповедана Благая Весть.

благословенное. Исаия вспоминает об обетованиях, данных Богом Аврааму (41:8; 51:2; Быт 12:3).

61:10 Слова данного стиха звучат как бы от имени персонифицированного Сиона и, по сути, являются ответом на сказанное в ст. 3.

облек. Смена одежд символизирует в данном стихе изменение статуса Сиона (47:2; 52:1; 59:17).

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [267] — Посредством обряда помазания человек посвящался на определенное служение. Такого помазания удостаивались пророки, цари и священники.
1 [268] — Или: страждущим.
1 [269] — В некот. древн. переводах: и прозрение слепым.
8 [270] — Или: грабительство со всесожжением.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.