Иеремия 31 глава

Книга пророка Иеремии
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 «В то время, — возвещает Господь, — Я буду Богом всем кланам Израиля, а они будут Моим народом».
2 Так говорит Господь:
«Народ, уцелевший от меча, найдет милость в пустыне; Я приду успокоить Израиль».
3 Господь явился мне[110] в древности[111], говоря:
«Любовью вечной Я возлюбил тебя и явил тебе милость.
4 Я отстрою тебя, и ты будешь отстроена, девственница Израиль. Снова возьмешься за бубны и выйдешь плясать с веселящимися.
5 И вновь разведешь виноградники на холмах Самарии; виноградари разведут их и будут снимать урожай.
6 Наступит день, когда дозорные закричат в нагорьях Ефрема: „Придите, поднимемся на Сион к Господу, нашему Богу“».
7 Так говорит Господь:
«Радостно пойте об Иакове, восклицайте величайшему из народов. Возносите хвалу и говорите: „Спаси, Господи, Свой народ, остаток Израиля!“
8 Я приведу их из северных стран, соберу их с краев земли. Среди них и незрячие, и хромые, беременные и роженицы — сюда возвратится великое множество людей.
9 Они придут с плачем, с мольбою, в то время, когда Я буду вести их. Я поведу их вблизи водных потоков, по ровной дороге, на которой им не споткнуться, так как стал Я Отцом Израилю, Ефрем — Мой первенец».
10 Слушайте слово Господне, народы, и провозгласите на далеких побережьях: «Тот, Кто рассеял народ Израиля, соберет его и будет беречь, словно пастух свое стадо.
11 Господь искупит Иакова и избавит от рук тех, кто сильнее.
12 И они придут и будут кричать от радости на высотах Сиона; возликуют от щедрот Господних: от зерна, молодого вина и масла, ягнят и крупного скота! Станет их жизнь как сад, орошаемый щедро, и не будут больше горевать.
13 И девушки будут плясать, ликуя, юноши и старики будут веселиться вместе. Я обращу их печаль в ликование, утешу их, дам им радость вместо скорби.
14 Я насыщу священников изобилием, и Мой народ насытится Моей щедростью», — возвещает Господь.
15 Так говорит Господь:
«Голос слышен в Раме[112], плач и горькое рыдание, — плачет о детях своих Рахиль[113], отказываясь утешиться, потому что их больше нет».
16 Так говорит Господь:
«Сдержи свои рыдания и сотри с глаз слезы, так как за твою работу будет награда, — возвещает Господь. — Они вернутся из вражьей земли.
17 Есть надежда у тебя на будущее, — возвещает Господь. — Твои дети вернутся в свою землю».
18 «Поистине, Я слышу плач Ефрема: „Ты наказал меня, и я наказан, как непокорный теленок. Верни мне благополучие, чтобы мне возвратиться, ведь Ты — Господь, мой Бог.
19 Сбившись с пути, я каялся, и, образумившись, бил себя в грудь. Я был пристыжен, унижен, я нес позор своей юности“.
20 Разве Ефрем не Мой дорогой сын, не Мое любимое чадо? И хотя Я часто вынужден выговаривать ему, Я всё ещё вспоминаю его с теплотой. Сердце Мое тревожится за него; Я его непременно помилую», — возвещает Господь.
21 Расставь дорожные знаки, поставь указатели. Следи за дорогой, за путем, которым идешь. Вернись, о девственница Израиль, вернись в свои города.
22 Сколько ещё тебе скитаться, дочь-отступница? Господь сотворит на земле небывалое: женщина защитит мужчину.
23 Так говорит Господь Сил, Бог Израиля: «Когда Я восстановлю их, в земле иудейской и в их городах будут снова говорить: „Обитель праведности, святая гора, да благословит тебя Господь!“
24 Люди будут жить вместе в Иудее и во всех её городах, и земледельцы, и те, кто ходит со стадами.
25 Я подкреплю уставшего и насыщу всех изнемогших».
26 Тут я проснулся и огляделся. Мой сон был мне приятен.
27 «Непременно наступят дни, — возвещает Господь, — когда Я засею дом Израиля и дом Иудеи семенем людей и животных.
28 Как Я наблюдал за ними, искореняя и разрушая, низвергая, губя и посылая невзгоды, так же Я буду наблюдать за ними, созидая и утверждая, — возвещает Господь. —
29 В те дни не будут уже говорить:
„Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина“.
30 Каждый будет умирать за свой грех; кто будет есть виноград незрелый, у того и будет оскомина на зубах».
31 «Вот приходят дни, — возвещает Господь, — когда Я заключу новый завет с домом Израиля и с домом Иуды.
32 Этот завет будет не таким, какой Я заключил с их праотцами, когда Я за руку вывел их из Египта, потому что они нарушили Мой завет, хотя Я был им супругом[114], — возвещает Господь. —
33 Поэтому Я в будущем заключу с домом Израиля иной завет, — возвещает Господь. — Я вложу в их разум Мой Закон и запишу в их сердцах. Я буду их Богом, а они будут Моим народом.
34 И уже не будет друг учить друга, и брат — брата, говоря ему: „Познай Господа“, потому что Меня будут знать все, от мала до велика, — возвещает Господь. — Ведь Я прощу их беззакония и больше не вспомню их грехов[115]».
35 Так говорит Господь,
дающий солнце для освещения днем, установивший луну и звезды для освещения ночью; возмущающий море так, что волны его ревут; Господь Сил, — имя Его:
36 «Если эти установления перестанут действовать предо Мной, — возвещает Господь, — то и потомки Израиля перестанут быть народом предо Мной».
37 Так говорит Господь:
«Если можно небо вверху измерить, а внизу отыскать основания земли, то и Я отвергну всех потомков Израиля из-за всего, что они сделали», — возвещает Господь.
38 «Наступят дни, — возвещает Господь, — когда этот город будет отстроен во славу Господа от башни Хананела до Угловых ворот.
39 А землемерная нить[116] протянется дальше прямо до холма Гарев, а там свернет к Гоа.
40 Вся долина, куда бросали трупы и пепел, и все поля до долины Кедрон, до самого угла Конских ворот на востоке, станут святыней Господа, а город больше никогда не будет ни искоренен, ни разрушен».

Новой Женевской Библии

31:2 народ, уцелевший от меча. Т.е. остаток Израиля, по отношению к которому продолжится промысел Божий (см. ст. 7 и ком. к 6:9; 23:3; ср. 15:2).

в пустыне. Путь тех, кто возвратится из вавилонского плена, будет пролегать через пустыню, как и во времена исхода из Египта. Ср. Ис 40:3−4; Ис 43:19−20. Подобно первому исходу, возвращение из Вавилона станет наглядным проявлением спасительной власти Божией.

31:3 Издали. Возможно, это относится к явлению Бога на горе Синай (Исх 19:34).

любовью вечною Я возлюбил тебя. В основе избрания Израиля лежала Божия любовь к нему (Втор 7:6−7). См. Быт 17:7.

благоволение. См. ком. к 9:14; ср. 16:5. Благоволение Божие — знак того, что нарушенный завет будет восстановлен.

31:4 дева Израилева. Ср. 18:13−15, описывающие растление Израиля (см. также 2:20, 22).

хороводе. Т.е. во время религиозных празднеств (см. Суд 21:19−20).

31:5 разведешь виноградники... пользоваться ими. Это изобилие означает ветхозаветное благословение плодородием (Втор 7:13; Втор 28:4, 30).

Самарии. Столица северного царства, чье население было угнано в Ассирию в 722 г. до Р.Х.

31:6 стражи. В обязанности этих людей, возможно, входило определение времени ежегодных празднеств по положению Луны.

на горе Ефремовой... взойдем на Сион. Поклонение святыням будет совершаться в Иерусалиме, а не в оскверненных отступничеством Вефиле и Дане (3Цар 12:26−33); оставшиеся на родной земле жители северного царства отправлялись на поклонение в Иерусалим еще до его падения (Иер 41:5).

31:9 со слезами. Возможно, люди плакали от радости (см. ст. 16).

поведу... потоков вод. См. Пс 22:2; Ис 48:21; Ис 49:19.

дорогою ровною. См. Ис 40:4.

отец... первенец. См. ст. 20; 3:4; Исх 4:22; Ос 11:1−4.

31:11 искупит. Букв.: «освободит, заплатив выкуп». Ср. Втор 7:8; 9:26. См. статью «Искупление».

избавит. Это слово употреблено в смысле выкупа имущества одного из членов семьи его родственником (Лев 25:25−28; Иер 32:7−8). При описании спасения Израиля из египетского плена (Исх 6:6) приобретает дополнительный смысл установление спасительных родственных отношений народа с Богом (Исх 6:7).

31:15 голос... в Раме... Рахиль плачет. Рама располагалась на территории колена Вениаминова в прежнем северном царстве. Рахиль приходилась бабкой Ефрему и Манассии (родоначальникам двух наибольших северных колен). Оплакиваемое уничтожение северных колен происходило в 722 г. до Р.Х.

31:21 Поставь себе путевые знаки. Этот совет обращен к изгнанникам, которые, возвращаясь из плена, смогут таким образом найти верный путь.

31:22 отпадшая дочь. См. 3:14, 22. Спасение не делает менее актуальным стремление к праведности, которого требует Господь.

нечто новое. См. Ис 42:9.

31:27 засею... семенем. Ср. Быт 15:18, где древнееврейское «отдаленное семя» переведено как «потомство».

31:29 отцы... оскомина. См. Исх 20:5; Чис 14:18; Иез 18:2.

31:30 каждый будет умирать за свое собственное беззаконие. См. Втор 24:16; Иез 18:4−32. Ныне живущие заслуживают наказания, хотя народ пребывает в грехе на протяжении уже нескольких поколений (7:13; 11:7−8).

31:31−34 Иеремия пророчествует о новом завете, который Бог заключит со Своим народом. Подобно тому, как ветхий завет (Исх, гл. 19−24) обусловливает освобождение из египетского плена (Исх, гл. 12−15), новый завет повлечет за собой освобождение от греха (ст. 34).

31:31−32 Новый завет, который должен быть установлен, отличается от прежнего тем, что не будет нарушен вовеки (ст. 32; Евр 8:7−8), а также в благодати, дарованной через посредничество праведного Слуги, Который Своей всеобъемлющей жертвой искупит Свой народ для благословений завета (см., напр., Ис 53:4, 5, 8, 10, 12; ср. Евр 9:12, 15; 10:1−4, 10, 18).

31:31 новый завет. См. 1Кор 11:25; 2Кор 3:6; Евр 9:15; 12:24; а также статью «Божий завет милости».

с домом Израиля и с домом Иуды. Данные слова подчеркивают преемственность поколений народа Божиего. См. 23:3 и ком.

31:32 не такой завет... они нарушили. Новый завет восполнит несовершенство ветхого, которое заключалось в неспособности людей соблюсти его (см. 11:10; 2Кор 3:14; Евр 8:7).

в союзе с ними. См. 2:2. Ср. Еф 5:25−27; Откр 19:7; Откр 21:2, 9.

31:33−34 Господь дарует Своему народу обновление сердца и души.

31:33 Новый завет Бог начертает на сердцах людских, тогда как закон ветхого завета был нанесен на каменные скрижали, помещенные в Святое Святых. Таким образом, в эпоху нового завета народ Божий не просто обретет ковчег — хранилище закона, а сам станет этим ковчегом. См. статью «Божий завет милости».

после тех дней. Т.е. по окончании плена. Из НЗ становится ясно, что приход этого времени возвестил Христос.

вложу... во внутренность их и на сердцах их напишу. См. Пс 36:31; Пс 40:8, Ис 51:7. Сердца и души людей поднимутся от пренебрежения законом к восхищению им.

закон Мой. Господь обещает верной части Израиля, которая будет спасена от смерти во грехе, Свою помощь в исполнении закона.

буду им Богом, а они будут Моим народом. См. Лев 26:12; ср. 7:23. НЗ не отменяет ветхого, но обновляет его содержание и делает возможным исполнение его обетовании (см. ст. 31 и ком.). Новый Израиль есть «род избранных, народ святой» (1Пет 2:9−10).

31:34 См. статью «Истинное богопознание».

познайте Господа. Эти слова обобщают требования закона (см., напр., 22:16−17; 1Пар 28:9). Ветхий завет требовал от людей знания Бога, однако не предоставлял им основы для этого (Втор 29:4; ср. Ис 6:9−10).

ибо все сами будут знать Меня. В новом завете Бог сделает видимым то, что было заповедано в ветхом, и откроет Себя сердцам людским (24:7).

потому что Я прощу. Обетования даются здесь как новое спасение, знаменующее прощение грехов (см. Евр 10:1−17).

не воспомяну более. Это обещание означает, что Бог впредь не будет судить Свой народ за его грехи, основываясь на условиях ветхого завета. Ветхозаветные жертвоприношения служили постоянным напоминанием о грехе (Евр 10:3, 4, 11). Выкуп за грехи будет настолько совершенным, что положит конец всем жертвоприношениям.

31:35 дал солнце... уставы луне и звездам. См. Быт 1:14−18. Отступничество Израиля навлекло Божий суды на само творение (см. 4:23−26 и ком.); незыблемость сотворенной Богом вселенной становится мерилом Его нового завета со Своим народом (см. также 33:20−21, 25−26).

31:38 город. Т.е. Иерусалим.

от башни Анамеила до ворот угольных. Упоминание построек, располагавшихся на противоположных концах Иерусалима, подчеркивает, что речь идет обо всем городе (см. 2Пар 26:9; Зах 14:10−11). Возрождение Иерусалима будет первым знаком исполнения обещаний нового завета.

31:39 землемерная вервь. См. также Иез 40:3; Зах 1:16; Зах 2:1.

до холма Гарива... Гоаф. Об этих местах Иерусалима ничего не известно.

31:40 долина. Т.е. Енномова долина (см. 7:32−33).

конских ворот. См. Нав 3:28.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [110] — В знач.: «Израилю».
3 [111] — Или: издалека.
15 [112] — Вавилонский царь создал лагерь в Раме, — своего рода перевалочный пункт для людей, которых уводили в плен из этого города (см. Иер 40:1).
15 [113] — См. Быт 30:22−24; Быт 35:16-20.
32 [114] — Или: Господином.
31 [115] — См. Евр 8:6-13.
39 [116] — Символ восстановления Иерусалима (см. Иез 40:3; Зах 1:16).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.