Новый русский перевод
1 «Пройдите по улицам Иерусалима, посмотрите, разведайте, поищите на площадях: если найдете хотя бы одного человека, поступающего честно и ищущего правды, тогда Я пощажу этот город.
2 Пусть они говорят: „Верно, как и то, что жив Господь“, их клятвы лживы».
3 Господи, разве не истины ищут Твои глаза? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты их сокрушаешь, а они отвергают урок. Лица сделали тверже камня и отказываются вернуться.
4 Я думал: «Они бедны и глупы, они не знают пути Господнего и Закона своего Бога.
5 Пойду я к знатным, поговорю с ними; уж они-то знают Господень путь и Закон своего Бога. Но и они разбили ярмо и разорвали оковы.
[24] [25]
6 За это их разорвет лев из зарослей, загрызет волк из Иорданской долины. Леопард сторожит у их городов: любой, кто выйдет, будет растерзан, потому что велик их мятеж, многочисленны их отступничества».
7 «Как Мне тебя простить? Твои дети Меня оставили и клянутся теми, кто вовсе не боги. Я насыщал их, а они изменяли и толпами ходили в дома блудниц.
8 Они откормленные, похотливые жеребцы, каждый ржет на чужую жену.
9 Неужели Я не накажу их за это? — возвещает Господь. — Неужели Я не воздам по заслугам такому народу, как этот?
10 Ступайте по его виноградникам и опустошайте их, но не разрушайте их полностью. Отсекайте его ветви — они не принадлежат Господу.
11 Дом Израиля и дом Иуды изменили Мне», — возвещает Господь.
12 Они оклеветали Господа, сказав: «Он ничего не сделает! Не придет к нам беда; мы не увидим ни меча, ни голода.
13 Пророки — лишь ветер, и нет в них слов Господа. Поступим же с ними по их словам».
14 Поэтому так говорит Господь, Бог Сил:
«За эти слова, сказанные ими, Я вложу Мои слова в твои уста, как пламя, а этот народ станет дровами, и его пожрет это пламя».
15 «О дом Израиля, — возвещает Господь, — Я веду против вас народ издалека, сильный народ, древний народ, народ, чей язык ты не знаешь, чья речь тебе непонятна.
16 Стрелы их — распахнутая гробница; все они — могучие воины.
17 Съедят они твою жатву и твой хлеб, съедят твоих сыновей и дочерей, съедят твоих овец и волов, съедят твой виноград и инжир. Они разрушат своим мечом укрепленные города, на которые ты надеешься».
18 «Но даже в те дни, — возвещает Господь, — Я не погублю вас до конца.
19 И когда народ спросит: „Почему Господь, наш Бог, сделал с нами всё это?“ — ты ответь им: „Так как вы оставили Меня и служили в своей земле чужим богам, вы будете служить чужеземцам в земле не вашей“.
20 Объявите дому Иакова, возвестите в Иудее:
21 Слушай, глупый и безрассудный народ, у которого есть глаза, но который не видит, есть уши, но не слышит!
22 Разве ты не боишься Меня? — возвещает Господь. — Разве ты передо Мной не трепещешь? Я сделал песок границей морю, вечной гранью, которую не переступить. Волны накатывают, но отступают, ревут, но не в силах переступить.
23 А у этого народа упрямое и мятежное сердце; они повернулись и ушли прочь.
24 Не говорят себе: „Убоимся Господа, нашего Бога, Который вовремя посылает нам дожди осенние и весенние и назначает время для жатвы“.
25 Ваши беззакония отняли всё это, ваши грехи лишили вас всех благ.
26 Есть среди Моего народа неправедные, которые сидят в засаде, как птицеловы, и ставят силки, чтобы ловить людей.
27 Как клетки полны птиц, так дома их полны обмана; они возвысились, разбогатели,
28 разжирели, лоснятся от жира. Их злодействам нет пределов; дела сирот они не судят по справедливости, не решают в их пользу, и не защищают прав бедных.
29 Неужели Я не накажу их за это? — возвещает Господь. — Неужели Я не воздам по заслугам такому народу, как этот?
30 Страшное и ужасное происходит в этой стране:
31 пророки пророчествуют ложь, священники правят по своему произволу,
[26] а Моему народу всё это нравится. Что же вы станете делать, когда наступит конец?»
Новой Женевской Библии
5:1 не найдете ли человека. Этот стих, заключающий в себе аллюзию на слов Авраама, просившего Бога помиловать Содом (Быт 18:22−32), содержит ответ на моление Иеремии о спасении погрязшего во грехе (см. 7:16) Иерусалима.
5:3 лица свои сделали они крепче камня. Упорное нежелание народа иудейского покаяться более всего печалит пророка (ср. Иез 3:7−9).
5:6 лев... волк... барс. Вопиющее нарушение завета навлекает на народ проклятие (Лев 26:22).
отступничества. См. ком. к 2:19.
5:7 Как же Мне простить тебя за это? См. ст. 1.
Я насыщал их, а они прелюбодействовали. Причины, толкнувшие иудеев к поклонению ложным божествам, коренились в ошибочной вере в то, что боги земли Ханаанской могли сделать ее плодородной. Господь объявляет Своему народу, что и это в его власти (ср. Ос 2:8, 9).
домы блудниц. Т.е. места религиозной проституции.
5:8 кони... ржет. Одним из следствий религиозной проституции был откровенный разврат (ср. 2:23, 24).
5:10 но не до конца. Наказание не будет окончательным (ср. 12:14−17; 16:14−15; а также см. ком. к 23:3).
они не Господни. Грех, совершенный иудеями, немедленно упраздняет завет (ср. Ос 1:9 и ком.).
5:12 они солгали. Неверное представление о Боге обличает лживость всего общества (ср. 9:3−6).
нет Его. Эти слова воспроизводят речи лжепророков (ср. 28:2−4).
5:13 пророки станут ветром. Те, кто объявляет себя исполненным Духа, на самом деле недолговечны, как дуновение ветра.
5:17 съедят... съедят... съедят... съедят. Состояние, противоположное благословениям завета (см. Втор 7:13).
5:21 глупый и неразумный. См. Притч 1:7.
у которого есть глаза... а не слышит. См. Ис 6:10 и ком.
5:22 Меня ли вы не боитесь. Доводы Иеремии основываются на могуществе Божием, проявившемся в творении (ср. Иов 38:41; Рим 1:18−20).
5:25 доброе. Т.е. благословения завета во всей их совокупности (см. Втор 6:24; Пс 4:6).
5:26 нечестивые... ставят ловушки и уловляют людей. Стремление склонить ко греху даже невинного заложено в самой природе зла (см. Притч 2:12−19).
5:27 возвысились и разбогатели. От осуждения греха религиозного Иеремия переходит к обличению греха нравственного.
5:28 тучны, жирны. Символ самодовлеющего богатства (ср. Пс 72:7).
сирот... нищих. См. Исх 23:6; Втор 14:29.