Осия 5 глава

Книга пророка Осии
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 «Слушайте это, священники! Вы, израильтяне, внимайте! Слушай, царский дом! Этот суд против вас, потому что вы были западней в Мицпе и сетью, раскинутой на горе Фавор.
2 Мятежники глубоко погрязли в распутстве, но Я их всех накажу.
3 Я знаю все о Ефреме, Израиль не скрыт от Меня. Ефрем, теперь ты обратился к разврату; Израиль уже осквернен.
4 Их поступки не позволяют им вернуться к своему Богу. В их сердцах дух разврата, они не знают Господа.
5 Гордость Израиля свидетельствует против него. Израильтяне и Ефрем спотыкаются из-за своих грехов. Иудея тоже спотыкается вместе с ними.
6 Когда они пойдут искать Господа со своими овцами и волами, они не найдут Его: Он удалился от них.
7 Они не верны Господу, потому что рожают незаконных детей. Теперь же их праздники Новолуния сами поглотят их вместе с их полями.
8 Вострубите рогом в Гиве, трубой в Раме. Поднимите клич к битве в Бет-Авене[28]: „За тобою, Вениамин!“
9 Ефрем будет опустошен в день наказания. Среди родов Израиля Я возвещаю то, что случится непременно.
10 Вожди Иудеи стали как те, кто передвигает межи. Я обрушу на них Свой гнев, как поток воды.
11 Ефрем угнетен, поражен судом, потому что намеревался следовать за идолами[29].
12 Я — словно моль для Ефрема, как гниль для народа Иудеи.
13 Когда Ефрем увидел свою болезнь, а Иуда свои раны, тогда обратился Ефрем к Ассирии[30] и послал за помощью к великому царю[31]. Но он не может вылечить тебя и не может исцелить твои раны.
14 Потому что Я буду как лев для Ефрема и как молодой лев для Иудеи. Я растерзаю их на куски и уйду. Я унесу их, и никто не спасет их.
15 Потом Я уйду в Свою обитель, пока они не признают свою вину и не начнут искать Моего лица.

Новой Женевской Библии

5:1−15 Осия упрекает священников и народ.

5:1 священники... дом Израилев... дом царя. В северном царстве обязанности были распределены между духовными и светскими властями: на священников возлагалось учение народа закону, а царский дом должен был отправлять правосудие.

западнею. Правители заманили в ловушку своих неразумных подданных.

в Массифе. Вероятно, это — город Массифа (Мицфе) в земле колена Вениаминова, где пророк Самуил судил Израиль (1Цар 7:5, 6; 1Цар 10:17−24), а не в земле Галаадской (Быт 31:43−55).

на Фаворе. Знаменитая гора на юго-восточной окраине долины Ездрилонской (Втор 33:19; Суд 4:6; Пс 67). Эта и другие точки северного царства стали «ловушками» языческого культа Ваала (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

5:3 Ефрем. См. ком. к 4:17.

5:4 дух блуда. Находясь во власти своих дурных поступков (4:10; 7:2; 9:15; 12:2), охваченные духом измены (4:12), израильтяне не признают и не знают Господа (4:1, 6), они не в состоянии ни возвратиться к Нему, ни раскаяться в своих грехах (ср. Иер 13:23).

5:5 унижена. На суде, который Господь вершит над Своим народом (4:1), свидетельством против израильтян служат их же собственные преступления (Втор 1:43; 1Цар 12:3; 2Цар 1:16; Иез 16:56−57).

5:6 С овцами своими... искать. Нельзя обрести Господа через жертвоприношения и другие ритуальные действия (4:13; 5:15; 1Цар 15:7−35; 4Цар 3:27; Ис 1:11−17; Ам 5:4−5).

5:7 изменили... чужих детей. Как неверная жена и мать, Израиль порождает незаконных детей как в буквальном смысле, так и в смысле уклонения от истинной веры (4:6, 13−14).

новый месяц. Празднества, от которых израильтяне ожидали благословения Господа на урожаи их полей и чрева жен, вместо этого принесут осуждение (ср. Ис 1:13; Иер 2:27).

5:8 Вострубите... возглашайте... за тобою. Это троекратное повеление пророка звучит как призыв караульного, который предупреждает о приближающемся с юга неприятеле (ср. 8:1). В этом пророчестве, по-видимому, имеется в виду война Израиля с Сирией, описанная в 4Цар 16:5−9 и 2Пар 28:5−23. См. Введение: Время и обстоятельства написания.

в Гиве... в Раме... в Беф-Авене. Эти города колена Вениаминова расположены на одной линии, идущей на север от Иерусалима: Гива в четырех с половиной километрах от него, Рама — в восьми и Беф-Авен (Вефиль) — в восемнадцати километрах. В разные периоды их истории на эти города претендовало то одно, то другое царство (3Цар 15:16−22; 4Цар 16:5).

5:10 межи. Дерзкий захват Иудеей территории колена Вениаминова (3Цар 15:16−22) навлек на нее гнев Божий, ибо установленные границы считались священными (Втор 19:14; Втор 27:17; Иов 24:2; Притч 22:28; Притч 23:10).

5:12 моль... червь. Наказание Божие свершится через естественные процессы распада и разложения.

5:13 болезнь... рану. Вместо того, чтобы просить Господа об избавлении от бедствий, причиненных врагом (ср. Ис 1:5−6; Иер 30:12−13), Израиль обратился к Ассирии. В ассирийских хрониках говорится о дани, которую уплатили Менаим и Осия (ср. 4Цар 15:16−22; 4Цар 17:3).

5:14 Я как лев... Я растерзаю, и уйду; унесу. Даже при поддержке ассирийцев Израиль будет легкой добычей для могучего льва, образ которого символизирует Господа (ср. 13:7; Ам 1:2; Ам 3:8).

5:15 место. Бог в гневе удаляется в Свою небесную обитель (по контрасту с Втор 33:2; Суд 5:4; Ам 1:2; ср. Пс 45:5) и будет пребывать там до тех пор, пока Его народ не раскается (3:5).

Примечания:

 
Новый русский перевод
8 [28] — См. сноску к 4:15.
11 [29] — Или: за суетой; или: за повелением. Это, возможно, повеление Ассирии Израилю.
13 [30] — См. 4Цар 15:19-20. Здесь осуждение Иудеи за обращение к Ассирии за помощью. См. также 4Цар 16:5-9.
13 [31] — Или: царю Иаребу.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.