Левит 16 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Господь говорил с Моисеем после смерти двух сыновей Аарона, которые умерли, приблизившись к Господу.
2 Господь сказал Моисею: «Скажи своему брату Аарону, чтобы он не во всякое время приходил в Святое Святых за завесу, перед крышкой искупления[37] на ковчеге, иначе он умрет, ведь Я буду являться в облаке над крышкой искупления.
3 Вот как Аарон должен приходить в святилище: с молодым быком для жертвы за грех и с бараном для всесожжения.
4 Пусть он надевает священную льняную рубашку и льняное нижнее белье. Пусть он опоясывается льняным поясом и надевает льняной тюрбан. Это священные одеяния: пусть он вымоется, прежде чем наденет их на себя.
5 От общины израильтян пусть он возьмет двух козлов для жертвы за грех и барана для всесожжения.
6 Пусть Аарон принесет молодого быка в жертву за свой грех, чтобы совершить обряд искупления за себя и за свой дом.
7 Пусть он возьмет двух козлов и поставит их перед Господом у входа в шатер собрания.
8 Пусть он бросит о козлах жребии — один для Господа, а другой для отпущения.[38]
9 Аарон приведет козла, чей жребий выпал Господу, и принесет его в жертву за грех.
10 Но козел, выбранный по жребию для отпущения, предстанет перед Господом живым, чтобы над ним совершили обряд искупления и отослали его в пустыню для отпущения.
11 Пусть Аарон приведет молодого быка для жертвы за свой грех, чтобы совершить обряд искупления для себя и своего дома, и заколет его в жертву за свой грех.
12 Пусть он возьмет кадильницу, полную горящих углей с жертвенника перед Господом, и две пригоршни мелко истолченного благовония и внесет их за завесу.
13 Чтобы не умереть, он положит благовоние на огонь перед Господом, и благовонный дым покроет крышку искупления над ковчегом свидетельства.
14 Он возьмет кровь молодого быка и с пальца окропит ею крышку спереди. Затем он семь раз с пальца окропит ею пространство перед крышкой.
15 Пусть он заколет козла в жертву за грех народа, внесет его кровь за завесу и сделает с ней то же, что с кровью молодого быка — окропит ею крышку искупления и перед ней.
16 Так он совершит над Святым Святых[39] обряд искупления, очистив его от нечистоты и отступничества израильтян, какими бы ни были их грехи. Пусть он сделает то же для шатра собрания, который находится среди их скверны.
17 Пусть в шатре собрания не будет никого с того времени, как Аарон войдет, чтобы совершить обряд искупления в Святом Святых, до тех пор, пока он не выйдет, совершив обряд искупления за себя, свой дом и за всё общество Израиля.
18 Пусть он выйдет к жертвеннику, который перед Господом, и совершит над ним обряд его искупления. Пусть он возьмет кровь молодого быка и кровь козла и помажет ею все рога жертвенника.
19 Пусть он с пальца семь раз окропит его кровью, чтобы очистить его от нечистоты израильтян и освятить.
20 Совершив обряд искупления Святого Святых, шатра собрания и жертвенника, пусть он приведет живого козла.
21 Пусть он возложит ему на голову обе руки, открыто признает над ним все нечестие и отступничества израильтян — все их грехи — и возложит их ему на голову. Пусть он отошлет козла в пустыню под надзором человека, назначенного для этого.
22 Козел понесет на себе все их грехи в пустынное место, куда Аарон его выпустит.
23 Пусть Аарон войдет в шатер собрания и снимет льняные одеяния, которые он надел перед тем, как войти в Святое Святых, и оставит их там.
24 Пусть он вымоется в Святом месте и наденет обычную одежду. Пусть он выйдет и принесет всесожжения от себя и от народа, чтобы совершить обряд искупления за себя и за народ.
25 Ещё пусть он сожжет на жертвеннике жир жертвы за грех.
26 Пусть выпустивший козла для отпущения выстирает одежду и вымоется сам; после этого он может войти в лагерь.
27 Молодого быка и козла для жертвы за грех, чью кровь внесли в Святое Святых, чтобы совершить обряд искупления, нужно вынести из лагеря. Их шкуры, мясо и нечистоты нужно сжечь.
28 Пусть тот, кто сожжет их, выстирает одежду и вымоется сам; после этого он может войти в лагерь.
29 Это установление для вас будет вечным: на десятый день седьмого месяца смиряйте себя[40] и не делайте никакой работы — ни уроженец страны, ни живущий у вас чужеземец,
30 потому что в этот день для вас совершается обряд искупления, чтобы очистить вас. Тогда вы будете чисты перед Господом от всех ваших грехов.
31 Это — суббота полного покоя, и вы должны смирять себя. Это вечное установление.
32 Пусть обряд искупления совершает священник, который был помазан и посвящен, чтобы стать первосвященником вместо своего отца. Пусть он наденет священные льняные одеяния
33 и совершит обряд искупления Святого Святых, шатра собрания и жертвенника, пусть совершит обряд искупления над священниками и над всем обществом.
34 Это установление для вас будет вечным: раз в год нужно совершать искупление израильтян, очищая их от всех их грехов».
И сделано было, как Господь повелел Моисею.

Новой Женевской Библии

16:1−34 День Искупления, когда совершалось искупление за грехи всего народа, был самым священным днем в ветхозаветном календаре. Он приходился на седьмой месяц (октябрь) и отмечался принесением различных жертв; в этот день первосвященник входил в Святое Святых, а в пустыню отпускался козел, несущий на себе грехи всего народа (описание каждой из приносимых в этот день жертв см. в ком. к гл. 1; 4−5). Краткое перечисление обрядов дано в ст. 6−10, а более подробное или полное их описание — в ст. 11−28. День Искупления проходил в несколько этапов: 1) первосвященник совершал омовение и одевался (ст. 4); 2) затем приносил тельца в жертву за свой грех (ст. 6; ср. ст. 11); 3) после этого брал двух козлов и по жребию выбирал одного из них для отпущения, а другого — для принесения в жертву за грехи народа (ст. 7−9); 4) входил в Святое Святых и окроплял кровью жертв ковчег завета; 5) выходил во внешнюю часть скинии собрания (святилище) и окроплял ее кровью (ст. 16); 6) выходил во двор скинии и окроплял кровью жертвенник всесожжении (ст. 18−19); 7) исповедовал грехи израильтян, возложив руки на голову козла отпущения (ст. 21); 8) после того как козел отпускался в пустыню, первосвященник переодевался в свои обычные одежды и вновь совершал омовение (ст. 23−24); 9) наконец, приносил жертву всесожжения за себя и за весь израильский народ (ст. 24−25).

Наиболее важными моментами этого обряда были вход первосвященника в Святое Святых с кровью жертвы за грех и отпущение козла в пустыню. Все жертвы за грех были призваны очистить земное святилище и людей, поклонявшихся Богу. Тот факт, что первосвященник входил в Святое Святых один раз в году, свидетельствовал о глубине совершаемого искупления.

Обряд с козлом отпущения совершался только в этот день. Возлагая руки на голову козла, первосвященник как бы переносил грехи народа на животное. Затем козел символически уносил грехи народа в пустыню. Христиане давно усмотрели в козле отпущения прообраз Христа. В Послании к Евреям (7:20−27; 9:6 — 10:19) проводится множество параллелей между днем Искупления и смертью Христа. Тот факт, что Христос был предан в руки язычников и убит за пределами стен Иерусалима, показывает, что Он был отослан «за пределы стана» подобно тому, как в древности отпускали в пустыню козла отпущения.

16:1 Сынов Аарона... умерли. Ср. 10:1−3.

16:2 пред крышку. Верхняя часть ковчега, или «место присутствия», над которой возвышались два херувима, была Божиим престолом (Исх 25:17−22). Здесь Бог являл Свое присутствие, и именно эту крышку Аарон окроплял кровью в день Искупления. Отсюда ее название «крышка искупления» или «престол милости». Бог дал Своему избранному народу единственное средство для искупления и примирения с Ним — очистительную кровь на крышке ковчега. Окропленная кровью крышка была местом встречи Святого Бога с Его несвятым народом, Бесконечного с конечным, Совершенного с несовершенным. Эта крышка олицетворяла Престол Величия на небесах, куда Христос вошел «со Своею Кровию» (Евр 8:1; Евр 9:12), Кровию, которая является действенной за все грехи Его народа — прошлые, настоящие и будущие (Рим 3:21−26; Евр 7:25; Евр 8:1; Евр 9:12, 15).

16:3 Прежде чем принести козла в жертву за грехи всего народа, Аарон должен был принести в жертву тельца за грехи свои и своего дома (ст. 5−6). В противоположность этому, Иисус Христос, ходатай нового и вечного завета, не имел греха и поэтому принес жертву только за Свой народ (Евр 7:26−27).

16:8 один... для Господа. Один из козлов должен быть принесен в жертву Господу.

16:12 возьмет... кадильницу. «Облако курения» не позволяло первосвященнику увидеть Бога и, таким образом, спасало его от смерти (ст. 13; Исх 33:20).

16:16 святилище. Оскверненное грехом народа святилище нуждалось в очищении. Земное святилище являлось образом Святилища небесного.

находящеюся у них. Букв.: «поставленную среди них». Используемый здесь древнееврейский глагол имеет значение непостоянства. Божие присутствие в этой скинии не вечно. В новой скинии, скинии Иисуса Христа, Бог, воплотившись, поселится среди Своего народа (ср. Ин 1:14). Святой Дух, посланный Им (Деян, гл. 2), сегодня обитает в каждом верующем, делая его храмом Божиим (1Кор 3:16; 1Кор 6:19). Окончательное поселение Бога со Своим народом произойдет на новом небе и новой земле (Откр 21:1−4). «Жилища» Бога освящены Кровью и Духом Христа.

16:29, 31 смиряйте души ваши. Рядовые израильтяне должны были раскаиваться в своих грехах, оставив все работы, постясь и нося вретище (холщовую одежду; Пс 34:13). Несоблюдение дня Искупления могло привести к смерти (23:28−30). Это единственный священный день, с которым была сопряжена такая угроза.

16:30 очищают вас. По всей видимости, церемония не считалась действенной без истинного покаяния народа.

16:34 однажды в году. Т.е. каждый год. В противоположность этому, Иисус Христос принес жертву за грех однажды и навсегда (Евр 9:11 — 10:14).

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [37] — На языке оригинала стоит слово, которое может значить: крышка место, где отпускаются грехи. Над этой крышкой между золотыми херувимами невидимо пребывал Бог. В День искупления главный священник входил в Святое Святых с кровью жертвы за грехи народа и окроплял ею крышку ковчега.
8 [38] — Смысл этого места в евр. тексте неясен. Также в ст. 10 и 26.
16 [39] — Или: очистит Святое Святых от нечистоты; так же в ст. 18: очистит жертвенник, ст. 20 и 33: очистит Святое Святых, шатер собрания и жертвенник.
29 [40] — Или: поститесь; так же в ст. 31.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.