Амос 2 глава

Книга пророка Амоса
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Так говорит Господь:
«За три греха Моава и за четыре не отвращу Мой гнев. Потому что он пережег в известь кости царя Эдома[17].
2 Я пошлю огонь на Моав, он пожрет крепости Кериота[18]. И погибнет Моав среди смуты, среди криков боевых, при звуке рога.
3 Я правителя его погублю, а с ним убью и его приближенных», — говорит Господь.
4 Так говорит Господь:
«За три греха Иудеи и за четыре не отвращу Мой гнев. Потому что они отвергли Закон Господа и установлений Его не сохранили, что лжебоги[19], за которыми ходили их предки, сбили их с пути —
5 Я пошлю огонь на Иудею, и он пожрет крепости Иерусалима».
6 Так говорит Господь:
«За три греха Израиля и за четыре не отвращу Мой гнев. Потому что они продают праведного за серебро и нуждающегося — за пару сандалий.
7 Они попирают головы бедных, как земную пыль, и отталкивают кротких[20]. Отец и сын спят с одной и той же девицей, оскверняя Мое святое имя.
8 На одежде, взятой в залог, они возлежат у каждого жертвенника[21]. Они пьют вино, взятое с обвиненных, в доме их бога[22].
9 Я погубил перед ними аморрея[23], хотя он был высок, как кедр, и крепок, как дуб. Я погубил плод его вверху и корни его внизу.
10 Я вывел вас из Египта и водил вас сорок лет по пустыне, чтобы дать вам землю аморреев.
11 Ещё Я воздвигал пророков из ваших сыновей и назореев[24] [25] из ваших юношей. Разве это не так, народ Израиля?» — возвещает Господь.
12 «Но вы заставляли назореев пить вино и приказывали пророкам, говоря: „Не пророчествуйте“.
13 И вот Я раздавлю вас, как давит повозка, нагруженная снопами, —
14 быстрый не ускользнет, сильный не соберется с силами и воин не спасет свою жизнь.
15 Лучник не устоит, быстроногий воин не скроется и всадник не спасет свою жизнь.
16 Даже храбрейшие воины убегут нагими в тот день», — возвещает Господь.

Новой Женевской Библии

2:1−3 Предсказание суда над моавитянами.

2:1 пережег кости царя Едомского. Принято считать, что здесь имеются в виду кости моавитянского царя Меса. Процедура сожжения служила знаком особого презрения к жертве. При этом считалось, что умерший не будет иметь покоя в потустороннем мире. Аналогичным образом Иосия сжег кости лжежрецов на жертвеннике в Вефиле (4Цар 23:15−16).

2:2 Кериофа. Возможно, это обобщенный термин, означающий «города» (именно в таком значении слово встречается в Септуагинте), однако более вероятно, что это название главного моавитянского города и культового центра, который, по-видимому, был столицей государства. См. Иер 48:41.

трубы. Возможно, это был софар, военная труба или горн, который использовался на поле брани в древние времена. Он изготовлялся из скрученных бараньих рогов.

2:3 Истреблю. Букв.: «отсеку». Истребление царя и князей в древние века на Ближнем Востоке было обычным наказанием восставшего вассала. Моав фактически состоял в вассальной зависимости от Ассирии и служил ее царям начиная от Фегла-фелласара III и до Ашурбанипала.

2:4−5 Предсказание суда над Иудеей.

2:4 Иуды. Речь идет об Иудее, которой было предсказано наказание. Те же, кто проживал в Северном царстве, где пророчествовал Амос, могли отнестись к его словам с пренебрежением, уверовав в свою непогрешимость.

отвергли закон Господень. Букв.: «закон Яхве». Народы заслужили наказание, нарушая законы всепрощения и милосердия, известные по меньшей мере со времен Ноевого завета (ср. Быт 9:1−7). Отвергнув закон Господень, а с ним и Самого Бога, они навлекли на себя кару.

постановлений Его не сохранили. Ср. Исх 15:26; Втор 4:40.

вслед которых ходили отцы их. «Ходить вслед» означает послушно — как вассал (или слуга) — следовать за кем-либо. Так, Иуда, должным образом исполнявший обязанности вассала Великого Царя Яхве, предпочел стать слугой лживых богов, которых как ВЗ (Втор 32:17), так и НЗ (1Кор 10:20) разоблачают как бесов.

2:5 Иерусалима. Букв.: «основание» или «жилище мира». Однако в древнееврейском языке слово мир означает не только отсутствие войны, но и полноту, цельность. Поскольку Иуда не стремился достичь совершенства в Боге, город познал не мир, а разрушение. Пророчество исполнилось через сто пятьдесят лет, когда Навуходоносор II завоевал Иерусалим (ср. 4Цар 25:8−10).

огонь... пожрет чертоги. Поскольку иудеи последовали за богами языческих народов, страну ожидало такое же наказание, как и языческие государства, напр., Арам (1:4), Газу (1:7), Тир (1:10), Едом (1:2), Аммон (1:14) и Моав (2:2).

2:6−16 Предсказание суда над Израилем.

2:6 Израиля. Имя, данное Иакову, когда он боролся с Богом и одержал победу (Быт 32:28).

правого. Кроме прочих, слово «правый» имело и юридический смысл: правый — тот, кто не имел долгов, а потому не мог быть продан в рабство (ср. Лев 25:39−43).

бедного. Т.е. тех, кто жил в нужде и бесправии. Господь проявил к ним особое милосердие (ср. Исх 23:6; Иер 5:28).

за пару сандалий. За такой пустячный долг бедных людей продавали в рабство. Рабство по бедности в Израиле было регламентировано законом при условии сохранения милосердия и братского сочувствия к соплеменникам (ср. Исх 21:2 и далее; Втор 15:12−18).

2:7 Жаждут... бедных. Если одним из царских достоинств на Ближнем Востоке в древние века считалась особая забота о бедных людях, то каким же должно быть попечительство Всевышнего о народе Божием (ср. Исх 23:6−8).

путь кротких извращают. Ср. Притч 17:23.

отец и сын ходят к одной женщине. Это не только противоречило божественному замыслу о союзе между мужчиной и женщиной (Быт 2:23−24; Мф 19:4−6), но и запрещалось законом (Лев 18:7−30). Грех этот был одним из множества беззаконий, которыми, по слову Господа в Лев 18:24, осквернили себя соседние народы.

2:8 На одеждах, взятых в залог. Одежды, взятые в залог, необходимо было вернуть владельцу до захода солнца (Исх 22:26), а взявший в залог что-либо не должен был ложиться спать до тех пор, пока не вернет взятое (Втор 24:12−13).

вино, взыскиваемое с обвиненных. Вино было несправедливо отобрано у обвиняемых. Возможно также, что возлияния сопровождались удовлетворением сексуальных потребностей.

2:9 А Я истребил перед лицем их Аморрея. Так же как Господь истребил рефаимов перед лицом аммонитян и хореев — перед лицом сынов Исавовых (Втор 2:21−22), Он уничтожил аморреев (термин, которым иногда, как в данном случае, пользовались для обозначения всех хананеев) перед Израилем: первый раз — во времена Моисея — победил Сигона и Ога восточнее Иордана (Втор 2:24−37), а позже — во времена Иисуса Иавина — завоевал землю западнее Иордана.

как высота кедра. Это образное выражение ассоциируется с рассказом о двенадцати соглядатаях (Чис 13:26−33) и, кроме того, свидетельствует о силе гнева Божиего, грядущего излиться на все гордое и высокомерное (Ис 2:12−18).

плод его вверху и корни его внизу. Т.е. Он истребит их целиком и полностью.

2:10 Вас же Я вывел из земли Египетской. Господь напоминает о Своей верности завету (ср. Быт 50:24; Исх 3:8).

в пустыне сорок лет. Это время понадобилось для того, чтобы подготовить народ к повиновению Богу и заселению обетованной земли (Втор 1:19−40).

чтобы вам наследовать землю Аморрейскую. Это обещание входило в завет, заключенный с Авраамом (Быт 15:7), и было исполнено — как и говорил Господь — при его потомках (Втор 2:31).

2:11 Из сыновей ваших Я избирал в пророки. Господь Своей верховной властью воздвигал пророков (Втор 18:15−17), судей (Суд 2:18), ставил священников (1Цар 2:35) и царей (2Цар 7:12). Пророков Бог использовал в качестве особых вестников, призванных предупредить народ Израиля о грядущем суде, напомнить о необходимости повиновения законам, которые Он дал ему.

назореи. Это были мужчины (или женщины), которые, дав обет назорейства, посвящали себя Господу. Согласно закону (Чис 6:1−21), они не могли пить вина и других крепких напитков, виноградного сока и даже вкушать ягоды винограда или изюма. Они отращивали длинные волосы, что служило внешним отличительным признаком их посвящения. ВЗ называет по имени двух назореев: Самсона (Суд 13:1−5) и Самуила (1Цар 1:11).

2:12 А вы. В противовес тому, что сделал Господь («Я избирал в пророки», 2:11), народ Израиля стремился разрушить Его планы, не позволяя посланцам Бога пророчествовать и заставляя назореев пить вино. Таким образом, они проявляли свое неуважение и к Господу, и к закону.

2:13 Господь собирается раздавить Израиль, уподобив Себя колеснице, все сокрушающей на своем пути.

2:14 у проворного... крепкий. Ни скорость того, кто надеялся убежать, ни сила того, кто рассчитывал выстоять, не спасут их от гнева Божиего.

храбрый. Иначе: «герой», т.е. тот, кто по своим физическим данным и выучке соответствовал ипостаси могучего воина. Голиаф был одним из таких (1Цар 17:51). Этот же термин применим и к Давиду (1Цар 16:18), и к Мессии («Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира», Ис 9:6).

2:15 не спасет своей жизни. Иначе: «спасти голову».

2:16 убежит нагой. Ср. Быт 2:25. Здесь речь идет о том, что даже самый отважный воин отбросит в панике не только доспехи и оружие, но и одежду: только бегство его не спасет.

в тот день. Указание на судный день. В данном случае оно предвещает грядущее завоевание царства Ассирией.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [17] — Святотатственное нарушение покоя умершего считалось на Древнем Ближнем Востоке страшным преступлением.
2 [18] — Или: крепости его города.
4 [19] — Или: обманы.
7 [20] — Или: отказывают в справедливости угнетенным.
8 [21] — Одежда, взятая в залог, должна была быть возвращена ее владельцу к ночи (см. Исх 22:26-27). Также Израилю было дано повеление поклоняться Богу только в том месте, которое Он избрал, и не иметь жертвенники ни Богу, ни любым иным божествам в других местах (см. Втор 12:13-14).
8 [22] — Или: богов Бога.
9 [23] — См. Чис 21:21-31.
11 [24]Назореи. Израильтяне, которые целиком посвящали себя Богу, принеся клятву не пить хмельных напитков, не стричь волос и не прикасаться к мертвому телу (см. Чис 6:1-8).
11 [25]Назореи. См. Чис 6:1-8.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.