— О Господи, разве не это я говорил, когда ещё был дома? Поэтому-то я и бежал в Таршиш. Я же знал, что Ты Бог милостивый и милосердный, медленный на гнев и богатый любовью и не желаешь насылать беду.
— Стоит ли тебе гневаться?
— Лучше мне умереть, чем жить.
— Стоит ли тебе гневаться из-за растения?
— Стоит, — ответил он, — я до смерти разгневан.
— Ты сожалеешь о растении, за которым ты не ухаживал, которое не растил. Оно за ночь выросло и за ночь погибло.
4:1 Иона сильно огорчился этим и был раздражен. Больше всего Иона боялся, что Бог дарует Свое прощение самому ненавистному врагу Израиля. Поэтому он был очень недоволен тем, как город ответил на его проповедь.
4:2 Ты Бог благий и милосердый... и сожалеешь о бедствии. Несмотря на вызывающую непокорность и узость понимания Ионы, ему была ведома сущность Божия.
4:5 вышел Иона.. и сделал себе там кущу. Иону не вразумил его диалог с Богом. Благодарный за свое спасение, он отказывается принять спасение ниневитян. С надеждой, что Господь все же исполнит Свой приговор, он покидает город и находит удобное место, с которого он сможет наблюдать, как будет гореть город, как падут его стены. Чтобы защитить себя от солнца, Иона сооружает шалаш.
4:6 И произрастил Господь Бог растение... чтобы избавить его от огорчения его. Укрытие, сооруженное Ионой, очевидно, не могло дать ему необходимую защиту от солнца. Как Господь наслал кита, чтобы спасти Иону, так и вновь с очевидностью проявляется Его забота о «несущем вахту» пророке. Теперь Он посылает Ионе растение, листья которого дадут тень.
4:7−8 червь подточил... засохло... ветер. И вновь Иона удостаивается милости Божией. Господь защитил пророка от зноя. Но та же самая рука, которая дала тень, теперь насылает червя, чтобы погубить растение, и жаркий восточный ветер.
4:9−11 Как и ранее (ст. 4), Господь спрашивает Иону, по какому праву он раздражается и жалуется. Пророк, тем не менее, настаивает на правомерности своего гнева (ст. 9). Иона пожалел растение, но не проявил никакой жалости к тем, кому он был призван проповедовать.