Библия » Сравнение переводов

Наум 1 глава

Книга пророка Наума

Новый русский перевод

1 Пророчество о Ниневии. Книга видений Наума из Элкоша.
2
Господь – ревнивый и мстительный Бог;
Господь мстительный и гневливый.
Господь мстит Своим врагам
и хранит гнев против Своих врагов.
3
Господь долготерпелив и велик в Своем могуществе;
Господь не оставит виновных без наказания.
Его шествие – в буре и вихре,
облака – пыль от Его ног.
4
Он приказывает морю, и оно высыхает,
рекам – и они иссякают.
Башан и Кармил увядают,
и блекнут цветы на Ливане.
5
Сотрясаются перед Ним горы и тают холмы.
Земля трепещет перед Его лицом,
трепещет мир и все живущее в нем.
6
Кто устоит перед Его негодованием?
Кто сможет выдержать Его пылающий гнев?
Подобно огню разливается Его гнев,
скалы рассыпаются перед Ним.
7
Господь благ, Он – убежище в дни бедствий.
Он заботится о тех, кто в Нем ищет прибежища,
8
но всепотопляющим наводнением
Он разрушит Ниневию до основания;
мрак настигнет Его врагов.
9
Что бы вы ни замышляли против Господа,
Он истребит вас до конца,
и бедствие уже не повторится.
10
Они запутаются в терновнике
и будут пьяны от вина,
они будут уничтожены, как сухое жнивье.
11
Из тебя, Ниневия , вышел тот,
кто замышляет злое против Господа,
кто советует беззаконное.
12 Так говорит Господь:
– Хотя у них есть союзники и их великое множество,
они будут уничтожены и исчезнут,
а тебя, Иудея , раньше Я отягощал,
но впредь уже не стану.
13
И теперь Я сокрушу их ярмо, что на твоей шее,
и разорву твои оковы.
14
Господь дал следующее повеление о тебе, Ниневия :
– Не станет у тебя потомков,
носящих твое имя.
Я разрушу твоих идолов и уничтожу истуканы,
что находятся в храмах твоих богов.
Я приготовлю тебе могилу,
потому что ты презираема.
15
Смотри, идет по горам гонец,
несущий радостную весть,
провозглашающий мир!
Отмечай свои праздники, Иудея,
исполняй свои обещания.
Не вторгнется больше беззаконный в твои владения,
потому что будет полностью уничтожен.

Новой Женевской Библии

1:1 Название. См. Введение: Особенности содержания и темы

1:2-14 Описание Господа как вселенского Судии, обладающего властью вершить Свою волю. Суд Божий несет уничтожение нечестивым и избавление Его народу (19-14).

1:2-3 Противление власти Господа вызывает его Божественный гнев и завершается справедливым возмездием. Когда Бог вершит Свой суд, открывается раздел между справедливым и безбожным; один получает утешение, а для другого настает час ужаса.

1:2 ревнитель. Ревность Божия требует безраздельной верности и обнаруживает себя в гневе, направленном на любое отвержение Его Самого и Его господства.

мститель... мстит. Верный Своей природе, вселенский Судия не оставляет без наказания ни одного греха и определяет справедливое и заслуженное наказание нечестивым.

1:3 долготерпелив. Признание долготерпения Бога по отношению к грешникам (Исх. 34,6.7; Иона 4,2).

велик... без наказания. Долготерпение отнюдь не слабость или прощение зла (Быт. 18,25).

1:3-6 Изображение силы Божией, проявляющейся в Его власти над природой в момент творения и в случаях, когда Он вступается за Свой народ (Пс. 17,8-16; Исх. 14,21.22; Мф. 8,26). Благочестивый израильтянин чувствовал Его присутствие в "вихре", "буре", в "облаке" (ст. 3). Все Ему подвластно. Природа не подменяет собою Бога и не становится предметом поклонения. Она является той сферой, где Он обнаруживает Себя.

1:4 Запретит Он. Слово Господа покоряет силы хаоса (Исх., гл. 14).

морю... реки. Господь лишает жизненной силы источники плодородия. Богатая растительность Васана, Кармила и Ливана блекнет, когда горячий ветер пустыни, посланный Богом, проносится над ними.

1:5 Перед негодованием приближающегося Господа земля и твари земные исполняются ужаса. Гибель угрожает творению, даже то, что прочно и незыблемо, колеблется и исчезает.

1:6 Пророк утверждает невозможность противостоять Божиему гневу, под действием которого распадаются скалы. Негодование Его уподобляется испепеляющему огню (Втор. 4,24; Евр. 12,29).

1:7-8 Наум подчеркивает благость и строгость Господа.

1:7 Народ Божий ощущает Его грозную силу как святую любовь. "Благ" означает милосердие Божие как источник всякого истинного человеческого благополучия и процветания и признание Его обетованных обильных благ и благосклонности (Пс. 72,1). Для страждущих Он становится убежищем и неприступной крепостью, а не шатким укрытием (Пс. 45).

знает. Подразумевает любящее и сокровенное участие.

1:8 наводнением... мрак. Образы суда.

1:9-15 Сокрушение нечестивых, воплощением которых является Ниневия, завершается утешением народу Божиему.

1:9 умышляете. Все замыслы ассирийцев обречены. Ниневия, замышляющая злое против Господа, будет сокрушена.

1:11 умысливший злое. Возможно, речь идет об ассирийском царе Ашшурбанапале.

нечестивый. Предполагается нечто дьявольское, подобное силам хаоса.

1:12-14 Утешающее Божественное пророчество, которое заверяет народ Божий, что падение Ассирии положит конец унижению.

1:12 Так говорит. Формула, используемая пророками, как указание на истинного Автора пророчества, авторитет и власть Которого подтверждают вынесенный приговор: ничто не может спасти Ниневию.

1:13 сокрушу ярмо его... узы твои разорву. Народ Божий будет освобожден (Иер. 2,20; Пс. 2,3).

1:14 определил. Утверждение власти и непреложности воли Господа.

твоим именем. Полное истребление, потеря власти и престижа ожидает ассирийцев.

истреблю истуканов. Храм и другие объекты веры и поклонения ассирийцев также будут уничтожены.

могилу. Т.е. окончательная гибель Ниневии, ее царя и народа в 612 г. до Р.Х.

1:15 – 2,14 Чтобы угнетенный народ Божий мог торжествовать и восстанавливаться, необходимо уничтожить силы, ему противостоящие, которые представлены здесь Ниневией и ее царем. Грядущие события изображены как уже происходящие в настоящем, а те, что принадлежат к еще более отдаленному будущему, даны в сочетании с теми, которые должны произойти гораздо раньше. Пророческое предсказание суда является "видением" (1,1), облеченным в поэтическую форму, а не точным и подробным отчетом об историческом событии, которое будет иметь место в действительности значительно позже, в 612 г. до Р.Х.

1:15 См. Ис. 52,7. Приближение "благовестника", чьи стопы ясно видны на "горах" Иудеи, открывает новый период благодарственного служения Господу. Благая весть заключена в слове "мир", знаменующем не только прекращение военных действий, но и возвращение к условиям нормальной, изобильной жизни и всеобщему благополучию.

празднуй... обеты. Периоды национальных кризисов или иноземного гнета делали затруднительным, а то и невозможным, участие в торжествах, проходивших в храме по случаю больших праздников. Обеты, данные в период бедствий, теперь должны быть исполнены (Пс. 115,5.8-10). Настал час воздать хвалу Господу за освобождение и полное уничтожение нечестивого (1,11).



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.