Библия » Сравнение переводов

Софония 1 глава

Книга пророка Софонии

Новый русский перевод

1 Слово Господа, которое было к Софонии, сыну Кушия, сына Гедалии, сына Амарии, сына Езекии, во время правления иудейского царя Иосии, сына Амона.1
2
– Я все смету с лица земли, –
возвещает Господь. –
3
Погублю и людей, и скот;
погублю и птиц в небесах,
и рыбу в морях.
Я повергну нечестивцев в прах2
и сотру человека с лица земли, –
говорит Господь.
4
– Я воздену руку над Иудеей
и над жителями Иерусалима
и сотру здесь последний след Баала,3
имена его жрецов и священников:
5
и тех, кто поклоняется на крышах
небесному воинству,
и тех, кто поклоняется и клянется в верности
как Господу, так и Молоху,4
6
и тех, кто отвернулся от Господа
и не ищет Господа и не вопрошает Его.
7
Умолкни перед Владыкой Господом,
так как близок день Господа.
Он приготовил жертву
и уже созвал5 гостей.
8
– В день жертвы Господней
Я накажу вождей, и сыновей царя,
и всех, кто наряжается в чужеземное платье.6
9
Я накажу в тот день всех,
кто прыгает через порог,7
кто наполняет дом своих владык8
насилием и обманом.
10
– В тот день,
– говорит Господь, –
поднимется крик от Рыбных ворот,
плач из новой части города9
и страшный грохот с холмов.
11
Плачьте, жители торгового района,
потому что погибнут купцы
и будут истреблены торгующие за серебро.
12
Тогда Я обойду Иерусалим со светильниками
в поисках самодовольных и накажу их –
тех, кто подобен вину на дрожжах,10
кто думает: «Господь не сделает нам ничего:
ни плохого, ни хорошего».
13
Их богатства будут расхищены,
и дома придут в запустение.
Они построят дома,
а жить в них не будут;
посадят они виноградники,
но вина пить не будут.
14
– Близок великий день Господень,
близок и очень спешит.
Страшный шум поднимется в день Господа,
даже храбрые воины будут кричать.
15
Тот день будет днем гнева,
днем скорби и муки,
днем гибели и разрушения,
днем мглы и мрака,
днем туч и тьмы,
16
днем звука рога и клича к битве
против укрепленных городов
и высоких башен.
17
– Я пошлю на людей такую беду,
что они станут бродить, как слепые,
за то, что согрешили перед Господом.
Их кровь прольется, как вода,
и плоть их будет выброшена, как навоз.
18
Ни серебро, ни золото
не смогут спасти их в день гнева Господа.
В пламени Его ревности
сгорит вся земля;
внезапный конец положит Он всем,
кто живет на земле.

Новой Женевской Библии

1:1 Вступление. См. Введение: Автор; Время и обстоятельства написания.

Слово Господне. В начале пророческой речи возвещается об откровении, полученном пророком от Господа.

1:2-6 Пророк вначале говорит о том, что Господь все истребит с лица земли (ст. 2,3), а затем переходит к участи Иудеи и Иерусалима. Он обличает идолопоклонство (ст. 4), религиозный синкретизм (ст. 5) и равнодушие в вопросах веры (ст. 6).

1:2 истреблю с лица земли. Это выражение в еврейском языке является эмфатическим и означает полное, без остатка, истребление. Грядущий суд Божий, как некогда и всемирный потоп, обрушится на "людей и скот" и "птиц небесных" (ст. 3; Быт. 6,7; 7,23). Это пророчество исполнится в конце времен (2 Пет. 3,3-7).

1:3 истреблю людей. См. Мф. 13,41.

1:4 простру руку Мою. Т.е. вся сила гнева Божия обрушится на тех, кто противится Ему (2,13; Исх. 3,20; Втор. 4,34; Ис. 5,25; 4 Цар. 23,4.5).

остатки Ваала. Т.е. все сохранившиеся элементы поклонения Ваалу. В буквально смысле это означает, что некоторые сдвиги в религиозном сознании уже произошли и начался упадок культа Ваала.

жрецов со священниками. Согласно 4 Цар. 23,5, эти священники "совершали курения на высотах" и "кадили Ваалу, солнцу и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному".

1:5 тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному. Поклонение Ваалу и звездам было тем грехом, который привел к гибели Северное царство – Израиль (4 Цар. 17,16). Очевидно, алтари, посвященные языческим божествам, устраивались на крышах домов (4 Цар. 23,12; Иер. 19,13).

царем своим. Иначе: "Молохом". В таком случае речь здесь идет об аммонитском боге, поклонение которому было с особой строгостью запрещено евреям (Лев. 18,21; 20,2-5). Культ Молоха включал в себя приношение в жертву детей (ср. 3 Цар. 11,5; 4 Цар. 23,10; Иер. 32,35).

1:6 не искали Господа. См. 2,3.

1:7-18 день Господень. В ветхозаветных пророчествах это выражение относится к определенному моменту в будущем, когда Господь воинств небесных явится во славе и одержит победу либо над одним из враждебных Ему царств: над Вавилоном – руками мидян (Ис. 13,1 – 14,27; особенно 13,6), над Египтом – силою Вавилона (2,12; Иез. 30,2-4), либо над Израилем, отдав его ассирийским завоевателя (Ис. 1,24; Ам. 5,18). В тексте книги этот день описан с особой яркостью. Выражения "тот день" и "день Господень" – синонимы. Пророк Исаия говорит: "один Господь будет высок в тот день" (Ис. 2,17). "Тот день" мщения Господня можно также трактовать как время спасения Израиля (Ис. 34,2 – 35,10), ибо сказано, что Господь окончательно сокрушит всех его врагов (2,2.9; 3,8-20; Иоил. 3,14-16). Это также и день Страшного суда (Ам. 5,18-20).

1:7 Умолкни. См. Авв. 2,20; Зах. 2,13; Пс. 45,11. Пророк призывает людей проявить благоговейное смирение перед Всемогущим Богом завета.

жертвенное заклание. Пророк сравнивает грядущее осуждение Иудеи с жертвоприношением, в котором народу иудейскому уготована роль жертвенного агнца (Ис. 34,6; 1,7.14; Иер. 46,10; Иез. 39,17-19).

назначил, кого позвать. Возможно, здесь говорится о языческих народах, которым Господь назначит быть исполнителями вынесенного Им Иудее приговора (Ис. 10,5-10; Авв. 1,6). Так же слова о званных к жертве могут относиться к народу завета, который ныне обречен на жертвенное заклание.

1:8 Я посещу князей и сыновей царя. Господь накажет ближайших родственников царя и царских вельмож за нарушение верности завету, выразившееся в заимствовании у других народов чуждых одежд и обычаев.

1:9 порог. Т.е. порог святилища (1 Цар. 5,5). Вероятно, иудеи подражали некоторым религиозным обычаям филистимлян.

1:11 торговый народ. Крики отчаяния доносятся со всех концов города, свидетельствуя о суровости суда Божия. Богатое сословие торговцев здесь специально выделяется из всего населения ввиду свойственной ему алчности и нечестности в делах (Ам. 8,4-6).

1:12 осмотрю. Никто не укроется от всевидящего ока Господа (Ам. 9,1-4; Пс. 138; Лк. 15,8).

тех, которые сидят на дрожжах своих. Т.е. самодовольных и равнодушных людей, которые полагают, что и Он должен с безразличием относиться к добру и злу в мире. Духовно инертные люди, утратившие веру в Бога живого, уподобляются осадку, получающемуся в процессе брожения вина.

1:14-18 Здесь Софония развивает тему дня Господня, чтобы таким образом обосновать свой призыв к покаянию, который прозвучит в 2,1-3.

1:17 они будут ходить, как слепые. Одно из проклятий завета (см. Втор. 28,28.29).

они согрешили. Причина гнева Господня (см. ком. к 3,1-5).

1:18 Ни серебро их, ни золото их не может спасти их. См. Пс. 48,7-10; Притч. 11,4; Мф. 16,26; Лк. 12,13-21.

ревности. См. Исх. 20,5; 34,6.14; Втор. 4,24. Ревность Господа проистекает от Его любви к своему народу. Эта любовь делает народ "уделом Бога" (Исх. 19,5), а взамен требует от него абсолютной покорности.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.