Малахия 2 глава

Книга пророка Малахии
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 — Итак, священники, вот повеление для вас:
2 если вы не послушаетесь и не положите себе на сердце славить Мое имя, — говорит Господь Сил, — Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения; истинно, Я уже проклял их, потому что вы не положили этого себе на сердце.
3 Из-за вас Я накажу ваших потомков. Я забросаю ваши лица навозом ваших праздничных жертв, и вас выбросят вместе с ним.4
4 Вы узнаете, что Я послал вам это повеление, чтобы Мой завет с Левием5 остался в силе, — говорит Господь Сил. —
5 Мой завет с ним был заветом жизни и благоденствия, и Я даровал их ему. Он должен был чтить Меня, и он чтил Меня и благоговел перед именем Моим.
6 В его устах было истинное учение, и с языка его не слетало лжи. Он жил предо Мной в мире и правде и многих отвратил от греха.
7 Язык священника хранит знание, и в его речах люди ищут наставления, ведь священник — посланец Господа Сил.
8 Но вы сами свернули с этого пути и своим учением сбили с него многих. Вы нарушили Левиев завет, — говорит Господь Сил, —
9 и Я сделал вас презренными и унизил вас перед всем народом за то, что вы не хранили Моих путей и были пристрастны в делах Закона.
10 Разве не один у всех нас Отец?6 Разве не один Бог сотворил нас? Почему же мы вероломны по отношению друг к другу, нарушая завет наших отцов?
11 Иуда нарушил верность. Мерзость была совершена в Израиле и в Иерусалиме: Иуда осквернил святилище Господа, которое Он любит, женившись на дочери чужого бога.
12 Да исторгнет Господь из шатров Иакова всякого, поступающего так, кто бы он ни был,7 даже если он приносит жертвы Господу Сил.8
13 Вот еще что вы делаете: вы залили жертвенник Господа слезами. Вы плачете и сетуете, потому что Он больше не смотрит на ваши дары и не принимает их из ваших рук с благосклонностью.
14 Вы спрашиваете: «Почему?» Потому что Господь свидетель между тобой и твоей женой, на которой ты женился еще в юности. Ты был ей неверен, хотя она твоя супруга, твоя законная жена.
15 Не Бог ли сделал их одним целым?9 И плотью, и духом они принадлежат Ему.10 Почему же Он хочет, чтобы они были едины? Из-за потомства, которое угодно Ему. Смотрите же за собой, и пусть никто не нарушает верности своей жене, на которой женился в юности.
16 — Я ненавижу развод, — говорит Господь, Бог Израиля, — и того, кто покрывает свою одежду насилием,11 — говорит Господь Сил. — Поэтому оберегай себя и не нарушай верности.
17 Вы утомили Господа словами.
«Чем же мы Его утомили?» — спрашиваете вы. Тем, что говорите: «Все, кто творит зло, хороши в глазах Господа. Он доволен ими» — и спрашиваете: «Где же Бог правосудия?»

Новой Женевской Библии

2:2 Я пошлю на вас проклятие. См. Втор. 28,20.

прокляну ваши благословения. Это — либо те благословения и материальные блага, которые были обещаны священникам, получающим десятину (Чис. 18,21), либо благословения, произносимые священниками во время жертвоприношений (Чис. 6,24-26). И то, и другое обернется проклятиями.

2:5 завет жизни и мира. Во Второзаконии главный упор делался на том, чтобы показать связь между покорностью воле Господней и жизнью. Преданность Богу ведет к полноте жизни. Некоторые комментаторы видят в словах "завет... мира" указание на завет с Финеесом, о котором говорится в Чис. 25,10-12.

2:7 уста священника должны хранить ведение. См. Ос. 4,6 и Езд. 7,10. Связь между истинным знанием Господа и наставлением в законе, которое дают священники, красноречиво выражена в 2 Пар. 15,3: "Многие дни Израиль будет без Бога истинного, и без священника учащего, и без закона".

2:8 вы уклонились от пути сего. См. Неем. 13,29. Настроения и поведение духовенства подавали народу дурной пример. Священники пренебрегли своим истинным призванием в том, что касалось обучения народа и сохранения истинного знания. См. Пс. 1,6; 17,22.23; Рим. 1,5; Деян. 6,7.

2:9 вы... лицеприятствуете в делах закона. Подосновой этого порицания служит представление о сущности Бога, Который "не смотрит на лица и не берет даров" (Втор. 10,17; ср. Лев. 19,15). Возможно, дело обстояло так, что священники не применяли закон ко всем беспристрастно, но избирательно подходили к выяснению истины, когда дело касалось представителей богатых и влиятельных слоев общества.

2:10-16 Отсутствие надлежащей преданности Богу приводит к нарушениям во взаимоотношениях между людьми. Малахия сурово осуждает браки с идолопоклонницами в ст. 10-12 и разводы с женами-израильтянками в ст. 13-16. Неверность прогрессирует: начавшись с неверности Господу (осквернением завета, ст. 10), затем проявляется в вероломстве по отношению друг к другу (ст. 10) и, наконец, приводит к вероломству в отношении "жены юности" (ст. 14).

2:10 один... Отец. Некоторые комментаторы видят в этих словах указание на Авраама (ср. Ис. 51,2). Но скорее, они относятся к Богу (1,6; Исх. 4,22.23; Втор. 32,6; Ис. 63,16; 64,8; Иер. 2,27; 3,4.19; 31,9).

2:11 Вероломно поступает. Это выражение пять раз встречается в данном разделе (ст. 10,11,15,16). Оно употребляется также в Иер. 3,20 по отношению к супружеской неверности.

мерзость. Еврейское слово в этом значении употребляется главным образом во Второзаконии, где речь идет о религиозной практике идолопоклонников (Втор. 7,25.26; 12,21; 13,14; 18,12). Оно также может относиться к нарушениям норм сексуального поведения (Лев. 18,22.26.29.30; Втор. 24,4).

унизил... святыню. Слово "святыня" может также относиться к израильскому народу (ср. Ис. 6,13; Езд. 9,2). Именно народ, возлюбленный Богом, осквернился из-за того, что нарушал закон в своей матримониальной практике.

женился на дочери чужого бога. Эти слова означают брак с женщиной, сохранившей веру в иного бога, т.е. идолопоклонницей, находящейся вне завета (ср. Быт. 24,3.4; Исх. 34,12-16; Втор. 7,3.4; Нав. 23,12; 3 Цар. 11,1-10). Это выражение употребляется и в Новом Завете (1 Кор. 7,39; ср. 2 Кор. 6,14).

2:14 женою юности твоей. См. ст. 15; Притч. 5,18.

законная. Верность Божиему завету должна наглядно проявляться Его народом в брачных отношениях (Притч. 2,17). Апостол Павел наставляет народ Божий нового завета в том же духе (Еф. 5,22-33).

2:15 один. См. Быт. 2,24.

2:16 См. статью "Брак и развод".

Если ты ненавидишь ее, отпусти. См. Ис. 50,1; Втор, 24,1-4.

одежду. Вступление в брак и обзаведение женой иногда символически уподоблялось надеванию одежды. См. Втор. 23,1; Руфь 3,9; Иез. 16,8.

2:17 — 3,5 Религиозные циники обвиняют Господа в несправедливости. В ответ на это Бог обещает, что пошлет ангела, чтобы приготовить путь для Него Самого, а затем Он вернется в Храм Свой. Его пришествие повлечет осуждение грешников, но милость Его дарует им очищение. Он очистит сердца левитов, и они вновь станут приносить жертвы праведные. Суд этот будет суровым. Господь выступит главным свидетелем обвинения против Своего народа.

2:17 прогневляете Господа. См. Ис. 43,24: "беззакониями твоими отягощал Меня". Малахия говорит о том, что наносимые Богу оскорбления связаны с циничным отказом признавать Его нравственное руководство, и о сопутствующем этому духе дерзости. Утверждение, что Бог якобы благоволит к творящим зло, есть крайняя степень богохульства.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [4] — Или: «и прогоню вас от Себя».
4 [5] — Род Левия был избран среди всех родов Израиля быть священниками Бога (см. Чис. 3:11—13).
10 [6] — Или: « … у всех нас отец». В этом случае здесь может говориться об Аврааме или Иакове.
12 [7] — Кто бы он ни был — букв.: «бодрствующего и отвечающего».
12 [8] — Возможный перевод; смысл этого места в еврейском тексте неясен.
15 [9] — См. Быт. 2:24.
15 [10] — И … Ему — возможный текст; в нормативном еврейском тексте: «И остаток духа принадлежит Ему».
16 [11] — Возможно под выражением «покрывать одежду насилием» имеется в виду то, что во время жертвоприношений одежда пачкалась кровью животных. Таким образом Бог говорит о том, что Он ненавидит тех лицемеров, которые, греша, продолжали приносить Ему жертвы. Другой вариант перевода: «Если кто ненавидит свою жену и разводится с ней, тот покрывает свою одежду насилием».
 
 


2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.