От Матфея 17 глава

Евангелие от Матфея
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Через шесть дней Иисус взял с Собой Петра, Иакова, его брата Иоанна и привел их одних на высокую гору.
2 И на глазах учеников вдруг Его облик изменился: лицо Его засияло, как солнце, а одежда стала белой, как свет.
3 И вот они увидели Моисея и Илию, беседующих с Ним.
4 Петр сказал:
— Господи, нам здесь так хорошо! Если Ты хочешь, я сделаю три шалаша: один Тебе, один Моисею и один Илии.
5 Пока он говорил, светлое облако накрыло их, и из облака прозвучал голос:
— Это Мой любимый Сын, в Нем Моя радость. Слушайте Его!
6 Услышав эти слова, ученики в ужасе пали на лица свои.
7 Иисус подошел и прикоснулся к ним:
— Встаньте, не бойтесь.
8 Они подняли взгляд и уже никого, кроме Иисуса, не увидели.
9 Когда они спускались с горы, Иисус сказал им:
— Никому не говорите о том, что вы видели здесь, до тех пор, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
10 Ученики спросили Его:
— Почему же учители Закона говорят, что вначале, перед Мессией, должен прийти Илия?
11 Иисус ответил:
— Илия действительно должен прийти и всё приготовить[104].
12 Но говорю вам, что Илия уже пришёл[105], только его не узнали и поступили с ним по своему произволу. Так же и Сыну Человеческому предстоит пострадать от их рук.
13 Тогда ученики поняли, что Он говорил об Иоанне Крестителе.
14 Когда они подошли к месту, где собралась толпа, один мужчина пал перед Иисусом на колени
15 со словами:
— Господи, сжалься над моим сыном, у него судороги, и он сильно мучается, часто бросается то в огонь, то в воду.
16 Я привел его к Твоим ученикам, но они не смогли исцелить его.
17 Иисус в ответ сказал:
— О неверующее и испорченное поколение! Сколько Мне ещё быть с вами? Сколько Мне ещё терпеть вас? Приведите мальчика ко Мне.
18 Иисус приказал демону выйти, и тот вышел из мальчика; в тот же миг ребенок стал совершенно здоров.
19 Потом, оставшись с Иисусом наедине, ученики спросили:
— Почему же мы не смогли изгнать его?
20 Иисус ответил:
— Потому что у вас мало веры. Говорю вам истину: если бы ваша вера была с горчичное зерно, то вы могли бы этой горе сказать: «Передвинься отсюда туда», и она бы передвинулась; для вас не было бы ничего невозможного.
21 Этот же вид демонов изгоняется только молитвой и постом.[106]
22 Во время пребывания в Галилее Иисус сказал ученикам:
— Сын Человеческий будет предан в руки людей,
23 которые убьют Его, но на третий день Он воскреснет.
Учеников это сильно опечалило.
24 Когда они вернулись в Капернаум, к Петру подошли сборщики дидрахм на нужды храма и спросили:
— А ваш Учитель платит налог на храм?
25 — Платит, — ответил он.
Петр вошел в дом и ещё не успел ничего сказать, как Иисус спросил:
— Симон, как тебе кажется, с кого земные цари взимают пошлины или налог, со своих сыновей или с посторонних?
26 — С посторонних, — ответил Петр.
— Значит, сыновья[107] свободны, — заключил Иисус. —
27 Но чтобы нам никого не обидеть, пойди к озеру, забрось удочку, вытащи первую рыбу, что попадется на крючок, открой ей рот, и там ты найдешь монету достоинством в четыре драхмы. Возьми её и заплати за Меня и за себя.

Новой Женевской Библии

17:1 По прошествии дней шести. Настолько точное определение времени в Евангелии встречается редко; видимо, оно должно объяснить, как связано исповедание Христа в Кесарии Филипповой с преображением. Только теперь ученики, наконец, начали понимать, Кто такой Иисус, — когда увидели Его готовность идти в Иерусалим, где завершится Его земной путь. Преображение — часть Его подготовки к этому. См. статью «Откровение славы: преображение Иисуса».

17:3 Моисей и Илия. Поскольку закон и пророки свидетельствуют об Иисусе, законодатель Моисей и величайший пророк периода царей Илия удостаиваются здесь чести разговаривать с Ним. Как сказано у Луки (9:31), они обсуждали Его близкую искупительную смерть.

17:5 Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Слова небес открывают ученикам всю неразумность предположения Петра (ст. 4), и они начинают понимать, Кто Тот, с Которым они путешествовали. «Сын Мой Возлюбленный» — указание, прозвучавшее и при крещении Иисуса, — означает «единственный», «совершенный» и синонимично слову «единородный» (Ин 3:16).

Его слушайте. Слово Божие, произнесенное устами Моисея и пророков, указывало на Иисуса. Теперь окончательное слово принадлежит Сыну Божиему (Евр 1:1−4).

17:9 никому не сказывайте. См. ком. к 16:20.

17:11 Илия должен прийти. См. ком. к 11:14. Книжники были правы, но они не узнали ни Илии, ни Спасителя, когда те пришли.

17:17 Иисус, как и Моисей, сойдя с горы славы, столкнулся с неверием (Исх 32:15−21).

17:20 по неверию вашему. Неверие или маловерие учеников происходило не оттого, что они не надеялись на удачу, — напротив, неудача крайне их удивила, — но потому, что ожидания их не были должным образом связаны с Богом. Даже малая, с горчичное зерно, толика истинной веры, корни которой — в покорности Богу, дает плоды. Марк (9:29) объясняет это еще образнее, сравнивая молитву ключом.

17:22−23 Это второе предсказание страданий и воскресения в данном Евангелии (16:21−24). Эсхатологический образ Сына Человеческого (см. ком. к 8:20) отождествляется здесь со страдающим Слугой («Рабом Господним») у Исаии (гл. 53). По-видимому, до Христа никто не отождествлял ветхозаветных Мессию, Сына Человеческого и Слугу (Раба) Страдающего («мужа скорбей») с тремя аспектами одного Царя-Искупителя. Ученикам настолько сложно было примирить образ Мессии со страданиями, что они даже не услышали Его обещания воскреснуть. По крайней мере, они всерьез это не восприняли (Лк 24:25, 37−38).

17:24−27 Дань на храм (приношение Господу) установлена Богом (Исх 30:13). Иисус говорит здесь не о том, платить или не платить налоги гражданским властям (платить должны — 22:21). Речь идет о богосыновстве верующих.

Примечания:

 
Новый русский перевод
11 [104] — См. Мал 4:5-6.
12 [105] — См. Лк 1:13-17.
21 [106] — В некот. рукописях эти слова отсутствуют.
26 [107] — В знач.: «граждане».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.