От Матфея 24 глава

Евангелие от Матфея
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Когда Иисус выходил из храма, к Нему подошли ученики, которые хотели показать Ему здания храма.
2 — Видите всё это? — спросил их Иисус. — Говорю вам истину: здесь не останется и камня на камне, всё будет разрушено.
3 Когда Иисус сидел на Оливковой горе, ученики подошли к Нему и спросили Его наедине:
— Скажи нам, когда это произойдет и какое знамение укажет на Твое возвращение и на конец нынешнего мира?
4 Иисус ответил им:
— Смотрите, чтобы никто не обманул вас,
5 потому что многие будут приходить под Моим именем, говоря: «Я Христос», и многих обманут.
6 Вы услышите о войнах, настоящих и грядущих, но не пугайтесь. Всё это должно произойти, но это ещё не конец.
7 Народ поднимется на народ и царство на царство, в разных местах будет голод и землетрясения.
8 Но всё это лишь начало родовых схваток[154].
9 Тогда вас будут выдавать, мучить и убивать, и все народы будут ненавидеть вас из-за Меня.
10 Многие тогда отвернутся от веры, будут предавать и ненавидеть друг друга.
11 Появится много лжепророков, которые многих обманут.
12 И от умножения беззакония во многих охладеет любовь,
13 но тот, кто выстоит до конца, будет спасен.
14 Радостная Весть о Царстве будет возвещена по всему миру как свидетельство для всех народов, и только тогда наступит конец.
15 Итак, когда вы увидите на святом месте «опустошающую мерзость», о которой говорил пророк Даниил,[155] [156] — пусть читающий поймет, —
16 тогда те, кто находится в Иудее, пусть бегут в горы.
17 Кто окажется на крыше, пусть не спускается в дом за вещами,
18 и кто окажется в поле, пусть не возвращается за своим плащом.
19 Горе же беременным и кормящим грудью в те дни.
20 Молитесь, чтобы ваше бегство не случилось зимой или в субботу,
21 потому что таких бедствий, какие будут в то время, не было от начала мира и доныне, и никогда больше не будет[157].
22 И если бы те дни не были сокращены, то не уцелело бы ни одно живое существо, но ради избранных они будут сокращены.
23 Если кто-нибудь вам тогда скажет: «Смотрите! Христос здесь!» или «Он здесь!» — не верьте,
24 потому что явятся лжехристы и лжепророки и покажут великие знамения и чудеса, чтобы обмануть, если удастся, даже избранных.
25 Смотрите, Я предсказал вам наперед.
26 Поэтому, если кто скажет вам: «Он там, в пустыне», не ходите, или «Он там, в потайной комнате», не верьте,
27 потому что, как молния, которая, сверкая с востока, бывает видна и на западе, так будет и возвращение Сына Человеческого.
28 Где будет труп, туда соберутся и стервятники.
29 Сразу же после бедствий, которые будут в те дни,
«солнце померкнет, и луна не даст света, звезды упадут с неба, и небесные силы поколеблются».[158] [159]
30 Тогда на небе появится знамение Сына Человеческого, и все народы земли зарыдают в отчаянии. Они увидят Сына Человеческого, идущего на небесных облаках с силой и великой славой.
31 Он пошлет Своих ангелов, и те под громкий трубный зов соберут Его избранных с четырех сторон света, от края и до края небес.
32 Пусть для вас примером будет инжир: когда почки набухают и выпускают листья, вы знаете, что приближается лето.
33 Так и здесь, когда вы увидите, что всё это сбывается, знайте, что Он[160] уже близко, у самых дверей.
34 Говорю вам истину: ещё не исчезнет это поколение, как всё это произойдет[161].
35 Небо и земля пройдут, но Мои слова не пройдут.
36 Но о том дне и часе не знает никто, кроме Отца — ни ангелы на небесах, ни Сын.
37 Но как было во дни Ноя, так будет и при возвращении Сына Человеческого.
38 Перед потопом люди ели и пили, женились и выходили замуж, и так продолжалось вплоть до того дня, когда Ной вошел в ковчег.
39 Они не понимали, что должно случиться, пока не пришёл потоп и не истребил их всех. Так будет и когда придет Сын Человеческий.
40 Двое будут работать в поле: один будет взят, а другой оставлен[162].
41 Две женщины будут молоть на одной мельнице: одна будет взята, а другая оставлена.
42 Поэтому бодрствуйте, ведь вы не знаете, в какой день придет ваш Господь.
43 Знайте, что если бы хозяин дома знал, в котором часу ночи придет вор, то он сторожил бы свой дом и не позволил бы ему проникнуть в свой дом.
44 Поэтому вы тоже должны быть готовы, потому что Сын Человеческий придет в час, когда вы Его не ждете.
45 Кто тогда окажется верным и разумным слугой, которого хозяин поставил над другими слугами, чтобы вовремя раздавать им пищу?
46 Блажен тот слуга, которого хозяин, когда вернется, найдет поступающим так.
47 Говорю вам истину: он доверит ему всё свое имение.
48 Но если это дурной слуга, который решит: «Мой хозяин придет ещё не скоро», —
49 и станет избивать своих товарищей, есть и пить с пьяницами,
50 то придет его хозяин в тот день, когда он не ожидает, и в тот час, когда он не знает.
51 Он рассечет его надвое и определит ему одну участь с лицемерами, — там, где будет плач и скрежет зубов.

Новой Женевской Библии

24:1 — 25:46 Главы эти содержат последнюю из пяти основных частей Иисусовых речений. Она называется «эсхатологической» — по содержанию или «Елеонской» — по месту произнесения. Большая часть ее есть у Марка (гл. 13). Толкование затруднено: язык — символический и речь идет не об одном событии, а о нескольких.

Основных подходов к ее пониманию три: 1) вся или почти вся гл. 24 (во всяком случае, до ст. 35) посвящена только разрушению Иерусалима, а «пришествие» здесь — вознесение Иисуса на небо; 2) вся проповедь — о Втором пришествии и суде; 3) то и другое совмещено, Иерусалим — образ суда над миром, так что едва ли возможно четко разделить обе темы.

24:2 камня на камне. Это исполнилось в 70 г. по Р.Х.

24:4−14 Войны, землетрясения, гонения, лжепророки — «родовые схватки», предвещающие возвращение Христа, но не уточняющие, когда это будет. Ст. 6: все это должно случиться («надлежит всему тому быть»), но «это еще не конец», и ст. 8: это — начало «болезней». Тем самым, речь идет обо всем отрезке времени между воскресением Христа и Его судом. Если бы ученики знали, когда Он вернется, они бы могли утратить бдительность и ревность в благовествовании. Единственный намек на время пришествия связан с их делом: после того как Евангелие будет проповедано всему миру.

24:14 См. статью «Миссия Церкви в мире».

24:15−21 Хотя некоторые относили это место, как и всю проповедь, ко Второму пришествию и суду, многое, несомненно, указывает на то, что речь идет и о разрушении Иерусалима в 70 г. Это ясно из параллельного рассказа у Луки (21:20−24).

Эта часть проповеди связана с первым вопросом, заданным учениками (ст. 3). Однако разрушение Иерусалима предвещает Последний суд и, тем самым, может служить прообразом грядущего гнева.

24:15 мерзость запустения. Можно толковать как «мерзость, происходящая от запустения». Вероятно, этот стих надо читать в свете 23:38. Иерусалим претерпевает такую осаду, ибо запущен духовно, так как упорно и нераскаянно отказывался подчиниться Богу (Иер 12:7; Иер 22:5). Такое толкование согласуется с Лукой: «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками» (21:20), и Даниилом (8:13), где мятежность народа Божия приводит к разрушению храма. Большая часть ученых связывают «мерзость» не с самим судом, а с причинами, приведшими к тому, что суд Божий излился на Иерусалим.

«Мерзость запустения» у Даниила (9:27) происходит во время семидесятилетнего плена; Дан 11:31 напоминает о мерзости времен Антиоха Епифана, который осквернил храм жертвами Зевсу в 168 г. до Р.Х.; Дан 12:11, возможно, говорит о разрушении Иерусалима или же о злодеяниях последнего антихриста.

читающий да разумеет. Возможно, это слова не евангелиста Матфея, а Самого Иисуса. В любом случае они означают не «пусть поймет тот, кто читает это Евангелие», а «пусть тот, кто читает Даниила, поймет, о чем на самом деле говорит пророк».

24:16 да бегут в горы. Согласно Евсевию, историку ранней церкви, христиане во время Иудейской войны действительно оставили Иерусалим во исполнение пророчества.

24:22 те дни. Хотя обычно это связывают со ст. 15−21, возможно, что речь идет обо всех «болезнях» (ст. 4−14).

24:24 если возможно. Точнее: «если бы то было возможно». Хотя лжепророки стремятся прельстить именно избранных, успеха они не добьются. См. статью «Сохранение святых».

24:27 как молния. Пришествие Христа явно, очевидно, его нельзя ни с чем спутать.

24:28 где будет труп. Знамения Второго пришествия будут столь же очевидными, как несомненно: где собрались орлы, там — труп. См. ком. к Лк 17:37.

24:29−31 Полагают, что в этих стихах говорится о поражении сатанинского войска, о победе Сына Человеческого и о распространении Евангелия по всему миру (что символически и произошло при разрушении Иерусалима). Но язык ст. 31 — такой же, как 13:41; 16:27 и 25:31, а также 1Кор 15:52 и 1Фес 4:14−17. Это позволяет считать, что речь здесь идет о Втором пришествии и суде.

24:30 знамение. Сам Христос или первые мгновения Его пришествия.

24:34 род сей. Возможно, тип людей — «род лукавый и прелюбодейный» (12:39).

все сие. Соответствует тем же словам в ст. 33, где речь идет еще не о самом конце. Это — «родовые схватки» и знамения, которые только указывают на пришествие Христа (включая осаду и падение Иерусалима). Это пророчество во всех деталях, кроме самого пришествия, так или иначе свершилось еще при жизни апостолов.

24:36 никто не знает. Этими словами пресекаются попытки предсказать, когда вернется Христос. См. статью «Полнота человеческого естества в Иисусе Христе».

24:42 бодрствуйте. Состояние активной деятельности, а не пассивного ожидания (ст. 45−51). См. статью «Второе пришествие Иисуса Христа».

Примечания:

 
Новый русский перевод
8 [154] — Религиозные учители иудеев говорили о периоде ужасных страданий перед пришествием Мессии, которые они сравнивали с родовыми муками.
15 [155] — См. Дан 9:27; Дан 11:31; Дан 12:11. Пророчество Даниила исполнилось в 168 г. до н. э., когда Антиох Епифан осквернил храм в Иерусалиме, установив там статую Зевса и принеся ему в жертву свинью. Это событие было прообразом того, о чем говорил Иисус. Само же пророчество Иисуса частично исполнилось в 70 г., когда храм был разрушен римлянами, а в полноте оно свершится в конце времен (см. 2Фес 2:3-4; Откр 11:2).
15 [156]Дан 9:27; Дан 11:31; Дан 12:11.
21 [157] — См. Дан 12:1; Иоиль 2:2.
29 [158]Ис 13:10; Ис 34:4; см. также Иез 32:7; Иоиль 2:10, 31; Иоиль 3:15; Агг 2:6, 21; Откр 6:12-13.
29 [159]Ис 13:10; Ис 34:4.
33 [160] — Или: это.
34 [161]Это поколение. Существует три основных толкования этих слов: 1) имеется в виду поколение, которое будет свидетелем всех вышеописанных космических катаклизмов и второго пришествия Иисуса Христа; 2) так как стоящее здесь слово можно перевести и как поколение, и как род, то, возможно, здесь говорится об иудейском народе; 3) имеется в виду поколение, жившее во времена Иисуса Христа и ставшее свидетелем разрушения Иерусалима в 70 г. В третьем случае слова: всё это произойдет относятся не к событиям последнего времени, но к пророчеству об Иерусалиме.
40 [162]Взят… оставлен. Существуют два основных толкования этих слов: 1) Господь Иисус заберет Своих последователей, а другие останутся для наказания; 2) грешники будут взяты на Суд, а Его последователи останутся. В любом случае, мы видим, что будет разделение, критерием которого станет вера и жизнь людей.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.