От Матфея 3 глава

Евангелие от Матфея
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 В те дни Иоанн Креститель начал проповедовать в Иудейской пустыне.
2 — Покайтесь, потому что Царство Небесное уже близко! — говорил он.
3 Об Иоанне говорил пророк Исаия:
«Голос раздается в пустыне: „Приготовьте путь Господу, сделайте прямыми дороги Его!“»[18]
4 Иоанн носил одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным поясом. Пищей ему служили саранча и дикий мед.
5 К нему приходил народ из Иерусалима, со всей Иудеи и из окрестностей Иордана.
6 Они исповедовали свои грехи, и Иоанн крестил их в реке Иордан.
7 Фарисеям[19] и саддукеям[20], которые приходили к нему, чтобы креститься, Иоанн сказал:
— Вы, змеиное отродье! Кто предупредил вас, чтобы вы бежали от грядущего гнева?
8 Делами докажите искренность вашего покаяния.
9 Не думайте говорить в себе: «Наш отец Авраам!» Говорю вам, что Бог может и из этих камней сотворить детей Аврааму.
10 Уже и топор лежит у корня деревьев, и всякое дерево, не приносящее хорошего плода, будет срублено и брошено в огонь.
11 Я крещу вас водой в знак покаяния, но после меня придет Тот, Кто могущественнее меня. Я даже недостоин нести Его сандалии. Он будет крестить вас Святым Духом и огнем.
12 У Него в руках лопата, чтобы провеять зерно на току; Свою пшеницу Он соберет в хранилище, а мякину сожжет в неугасимом огне.
13 Затем из Галилеи к Иордану пришёл Иисус, чтобы принять крещение от Иоанна.
14 Иоанн хотел было отговорить Его:
— Это мне нужно креститься у Тебя, зачем же Ты пришёл ко мне?
15 Но Иисус ответил:
— Пусть сейчас будет так. Нам надо исполнить всё, что требует праведность.
Тогда Иоанн согласился.
16 Как только Иисус крестился и вышел из воды, раскрылись небеса, и Он увидел Духа Божьего, спускающегося подобно голубю и садящегося на Него.
17 И вот голос с небес, говорящий:
— Это Сын Мой, любимый Мною, в Нем Моя радость![21]

Новой Женевской Библии

3:2 покайтесь. И Иоанн, и Иисус (4:17) прежде всего призывают «покаяться», т.е. отвратиться от греха. В этом случае человек не только скорбит о грехах, но и коренным образом меняется, твердо решая жить в послушании Богу. Призыв их перекликается со словом ветхозаветных пророков, которые увещевали Израиль «обратиться», «вернуться» (евр.: «шув») к верности завету. Речь идет не о сокрушении, суровой угрюмости или «покаянных подвигах». Иуда сокрушался о содеянном (27:3), но не отвратился от греха. См. статью «Покаяние».

Царство Небесное. Теме Царства Небесного в учении Иисуса предшествует проповедь Иоанна. Марк и Лука называют Царство «Божиим» (ср. 4:17 с Мк 1:15). Именно Царства или, точнее, царствования Божия ждали ветхозаветные пророки: Бог проявит Свою спасительную силу, Он воцарится и освободит подданных Своих. Слова Иисуса, что Царство приблизилось, означают, что закончилось время ожидания и пришел Сам Царь. Когда Он умер и воскрес, а Благая Весть распространилась по всем народам, ветхозаветные обетования уже исполнились для нас, хотя мы еще ждем их полного осуществления, когда Христос вернется для суда (см. ком. к гл. 13).

приблизилось. О приближении Царства говорится в одном контексте с покаянием. Первое является основанием для второго.

3:3 Ибо он тот. Иоанн возвещает пришествие Господне согласно пророчеству Исаии (40:3). Служение Иоанна, как и служение ветхозаветных пророков, обращено к будущему и свидетельствует о Том Великом, Которому должно прийти (11:7−11; Деян 19:4−5).

3:7 от будущего гнева. Ветхий Завет предвозвещает приход Господа для праведного суда (Пс 95:13; Соф 2:1−2; Мал 3:2). Иоанн лишает вождей народа иллюзий, что чаша гнева Господня — лишь для врагов Израиля, а сами они сумеют ее избежать. Позднее Иоанна смутит, что Иисус не стал вершить суд (см. ком. к 11:2).

3:8 плод покаяния. Имеется в виду подлинная, внутренняя праведность, а не внешнее послушание. Если покаяние никак не отражается на жизни, оно не может быть истинным. Поскольку фарисеи считали себя праведниками, слова Иоанна, по-видимому, глубоко их задели. Однако они пришли не креститься в истинном смысле, т.е. признать, что неправедны и нуждаются в покаянии, а посмотреть, что делает Иоанн (3:7).

3:9 «отец у нас Авраам». Хотя принадлежность к народу Израилеву предполагает внешние привилегии завета (Рим 9:4−5), истинными сынами Божиими людей делает только Бог. Только Он может окропить такой водой, которая превратит каменное сердце в плотяное (Иез 36:25−26). Ни тот, кто рожден иудеем, ни тот, кто рожден христианином, не вправе надеяться, что секира суда пощадит его, если нет плодов, свидетельствующих о покаянии и вере.

3:10 срубают. Суд неизбежен, как неизбежно Царство; если есть одно, есть и другое. Иоанн еще не знал, что Иисус пришел не судить, а претерпеть суд (см. ком. к 11:2).

3:11 Духом Святым и огнем. «Очищая огнем», Бог окончательно крестит нас, и это противопоставлено здесь очищению водой. Огонь Духа обновляет народ Божий и пожирает злых, как солому (Ис 4:4; Зах 13:9; Мал 3:2−3; Мал 4:1). Иоанново свидетельство о том, что Иисус — Господь (ст. 3), расширяется: как Господь Он крестит Духом и вершит последний суд. См. статью «Крещение».

3:13−15 Иоанн «удерживал» Иисуса от крещения, ибо понял, что Он, единственный из всех, не нуждается в покаянии. Однако, чтобы «исполнить всякую правду», Иисус должен был сравняться со Своим народом, чтобы понести его грехи (2Кор 5:21). В сущности, крещение Иоанново и указывало на Иисуса, ибо только Его крестная смерть, которую Он назвал «крещением» (Лк 12:50), могла снять грехи. Заключая новый завет, Иисус во всем отождествил Себя со Своим народом — в крещении и смерти, помазании Духом и победе над искушением (см. ком. к ст. 16:17). См. статью «Откровение о Божественном призвании: крещение Иисуса».

3:15 правду. Суверенное право Иисуса на спасение и осуждение определяется Его праведностью. Иисус учит той совершенной праведности, которую требует Бог (5:20, 48). Он также дарует грешникам Божию праведность. Его крещение указывает на Его смерть как искупление для многих (20:28) и демонстрирует совершенное послушание, которым Он исполняет «всякую правду» (Иер 23:5−6). Прощение грехов и одежды праведности (22:11−12) можно получить только через веру в Христа (8:10; 23:23; ср. 21:32). Те, кому недостает Божией праведности, но они алчут и жаждут ее, насытятся (5:6; 6:33). Иисус зовет всех, обремененных своей самоправедностью, найти в Нем отдых от бремени (11:28 — 12:8).

3:16−17 Свидетельство с небес, что Иисус есть Раб Господень (Ис 42:1; ср. Исх 4:22), подтверждает и то, что Он — Помазанник и Царь (Пс 2:6).

3:16 вышел из воды. См. Ис 43:2 («переходить воды»).

как голубь. Явление Духа в виде голубя напоминает Духа Божия при творении (Быт 1:2) и, возможно, указывает на то, что служением Иисуса начинается новое творение (1:1 и ком.).

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [18]Ис 40:3.
7 [19]Фарисеи. Религиозная группа, которую отличало неукоснительное выполнение Закона, следование обычаям предков и строгое соблюдение ритуальной чистоты.
7 [20]Саддукеи. Религиозная группа иудеев, состоящая преимущественно из священников и иерусалимских аристократов. Саддукеи отрицали «устное предание» фарисеев и не верили в воскресение мертвых, а так же в существование ангелов и демонов. Саддукеи имели огромное влияние в Высшем Совете иудеев.
17 [21] — См. Быт 22:2; Пс 2:7; Ис 42:1.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.