От Марка 9 глава

Евангелие от Марка
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Иисус сказал им:
— Говорю вам истину: некоторые из стоящих здесь не умрут, пока не увидят, что Божье Царство пришло в силе.
2 Через шесть дней Иисус взял с Собой Петра, Иакова и Иоанна и привел их на высокую гору. Они были там совсем одни. И на глазах учеников Его облик изменился.
3 Его одежда стала сияющей, ослепительно белой, как ни один белильщик в мире не смог бы отбелить.
4 Затем они увидели Илию и Моисея, беседующих с Иисусом.
5 Петр сказал Иисусу:
— Рабби, нам здесь так хорошо! Давай мы сделаем три шалаша: один Тебе, один Моисею и один Илии, —
6 он не знал, что сказать, потому что они были сильно испуганы.
7 Тут появилось облако и накрыло их, и из облака прозвучал голос:
— Это Мой любимый Сын, слушайте Его!
8 Ученики вдруг оглянулись и уже никого не увидели рядом с собой, кроме Иисуса.
9 Когда они спускались с горы, Иисус предупредил их, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
10 Они сохранили это в тайне, но между собой рассуждали о том, что же означают слова «воскреснуть из мертвых».
11 А Иисуса они спросили:
— Почему учители Закона говорят, что вначале, перед Мессией, должен прийти Илия?
12 — Верно, — ответил Иисус, — Илия действительно должен прийти первым и всё приготовить[42]. Но почему же о Сыне Человеческом в Писании говорится, что Ему придется перенести много страданий и унижений?
13 Но говорю вам, что Илия уже пришёл[43], и люди поступили с ним по своему произволу, как о нём и было написано[44].
14 Вернувшись к остальным ученикам, они увидели, что тех окружила большая толпа и учители Закона спорят с ними.
15 Увидев Иисуса, все пришли в крайнее изумление и побежали Ему навстречу, чтобы приветствовать Его.
16 — О чем у вас спор? — спросил Иисус.
17 Кто-то из толпы ответил:
— Учитель, я привел к Тебе сына, в него вселился дух немоты.
18 И когда дух схватывает его, то бросает его на землю, и тогда у мальчика идет пена изо рта, он скрежещет зубами и цепенеет. Я просил Твоих учеников изгнать духа, но они не смогли.
19 Иисус в ответ сказал:
— О неверующее поколение! Сколько Мне ещё быть с вами? Сколько Мне ещё терпеть вас? Приведите мальчика ко Мне.
20 Мальчика привели. Как только дух увидел Иисуса, он вызвал у мальчика приступ, и тот упал и стал кататься по земле, и изо рта у него пошла пена.
21 — Давно с ним так? — спросил Иисус у отца.
— С самого детства, — ответил тот. —
22 Дух часто бросает его то в огонь, то в воду, чтобы погубить его. Сжалься над нами и помоги, если Ты что-нибудь можешь сделать.
23 — Если можешь?! — сказал Иисус. — Кто верит, тот может всё.
24 И тотчас отец мальчика воскликнул:
— Я верю, но помоги мне преодолеть свое неверие!
25 Иисус, увидев, что сбегается толпа, приказал нечистому духу, говоря:
— Дух немоты и глухоты, Я приказываю тебе: выйди из него и больше никогда не входи!
26 Вскрикнув и сильно сотрясши мальчика, дух вышел. Мальчик стал как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
27 Но Иисус, взяв мальчика за руку, поднял его, и тот встал.
28 Позже, когда Иисус вошел в дом, ученики спросили Его наедине:
— Почему же мы не смогли изгнать его?
29 Иисус ответил:
— Этот вид демонов можно изгнать только молитвой и постом[45].
30 Покинув ту местность, Иисус и Его ученики проходили через Галилею, и Иисус не хотел, чтобы кто-либо об этом знал,
31 потому что Он был занят наставлением Своих учеников. Он говорил им:
— Сын Человеческий будет предан в руки людей, которые убьют Его, но через три дня Он воскреснет.
32 Но они не поняли, что Он имел в виду, а спросить боялись.
33 Они пришли в Капернаум, и когда расположились в доме, Иисус спросил учеников:
— Скажите, о чем это вы говорили по дороге?
34 Но они молчали, потому что по дороге они спорили о том, кто из них важнее.
35 Тогда Иисус сел, созвал двенадцать учеников и сказал:
— Кто хочет быть первым, тот пусть будет последним из всех и всем слугой.
36 Взяв ребенка, Он поставил его посреди них, обнял его и продолжал:
37 — Кто ради Меня принимает такого ребенка, тот принимает и Меня, а кто принимает Меня, тот принимает и Пославшего Меня.
38 Иоанн сказал Ему:
— Учитель! Мы видели человека, который Твоим именем изгонял демонов, и мы пытались запретить ему, потому что он не следовал за нами.
39 — Не запрещайте ему, — сказал Иисус. — Кто Моим именем совершает чудеса, тот не станет после этого говорить обо Мне плохо.
40 Кто не против нас, тот за нас.
41 Если кто-либо напоит вас чашей воды за то, что вы Христовы, то, говорю вам истину, он не останется без награды.
42 Если же кто введет в грех одного из этих малых, верующих в Меня, то для него было бы лучше, если бы ему надели на шею мельничный жернов и бросили в море.
43 Если твоя рука влечет тебя ко греху, отсеки её. Лучше тебе с одной рукой войти в жизнь, чем с двумя руками пойти в ад, в неугасимый огонь,
44 где
червь их не умирает и огонь не угасает.[46]
45 Если твоя нога влечет тебя ко греху, отсеки её. Лучше тебе войти в жизнь калекой, чем с двумя ногами быть брошенным в ад,
46 где
червь их не умирает и огонь не угасает.[47]
47 Если твой глаз влечет тебя ко греху, вырви его. Лучше тебе с одним глазом войти в Божье Царство, чем с двумя глазами быть брошенным в ад,
48 где
червь их не умирает и огонь не угасает.[48]
49 Каждый будет очищен огнем, как жертва очищается солью[49].
50 Соль — хорошая вещь, но если соль потеряет свой вкус, то что может опять сделать её соленой? Имейте в себе соль и будьте в мире друг с другом.

Новой Женевской Библии

9:1 Царствие Божие, пришедшее в силе. См. ком. к 4:11; 4:13. Поскольку Царство Божие «внутрь вас есть» (Лк 17:21), то и силу его ученики почувствуют в себе после сошествия на них Духа Святого (см. Деян, гл. 2).

9:2 по прошествии дней шести. Согласно Исх 24:16, именно «шесть дней» требуется для подготовки к принятию откровения и лицезрению славы богоявления. Параллель между гл. 24 книги Исход и преображением очевидна, особенно если учесть тот факт, что в параллельном тексте Евангелия от Луки (Лк 9:31) использовано греческое слово «эксодос» — «исход».

Петра, Иакова и Иоанна. Эти трое ближайших учеников Иисуса представляют всех двенадцать апостолов, так же как в другом случае их мог представлять один Петр (8:29; Мф 16:18; Деян 2:14).

на гору высокую. И Моисею (на Синае), и Илии (на Хориве) дано было лицезреть явления Бога на высоких горах (Исх, гл. 24; 3Цар, гл. 19).

преобразился. Букв.: «изменил вид» (греч.: «метеморфозэ»). Павел употребляет этот же глагол при описании преображающего действия Духа в верующем (Рим 12:2; 2Кор 3:18). См. статью «Откровение славы: преображение Иисуса».

9:4 Илия с Моисеем. Преображение связывает ветхий завет с новым, непосредственно соединяя Моисея и Илию, представителей череды древних пророков, с Иисусом и Его апостолами, последними Божиими посланниками, возвестившими, что искупление совершилось.

9:5 сделаем три кущи. Петр, вероятно, желал бесконечно продлить это славное событие и тем самым избежать предсказанных Иисусом (8:31−33) страданий.

9:7 Сей есть Сын Мой возлюбленный. Это прозвучавшее с небес заявление представляет собой высшую точку Божиего откровения о личности Иисуса.

Его слушайте. Это повеление Божие является приказом и не допускает возражений и оговорок.

9:10 спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых. См. ком. к 4:11. Евреи ожидали общего воскресения мертвых в конце истории, но не индивидуального воскресения в ее середине — отсюда и недоумение учеников.

9:12 Илия должен придти прежде. Иисус учит, что в образе Илии были предвосхищены служение и судьба Крестителя (ср. Ин 1:21).

9:13 поступили с ним. Как Илия пострадал от рук Ахава и Иезавели (3Цар 19:9, 10), так и Иоанн Креститель потерпел от Ирода и Иродиады.

9:19 о, род неверный! Раздражение, проявленное Иисусом в связи с недостатком у учеников веры, и Его разочарование при виде общего скептицизма и бессилия, когда Он сошел с горы Преображения, напоминают о том, как Моисей, сойдя с горы Синай, обнаружил в израильском стане неверие и неверность (Исх, гл. 32).

9:25 См. статью «Демоны».

9:28 наедине. См. 4:10; ком. к 8:32.

9:31 учил Своих учеников. Обучение двенадцати апостолов являлось для Иисуса первоочередным делом. На этот раз Он повторял то, чему уже учил (8:31), потому что хотел особо подчеркнуть эту истину, чувствуя, что урок усвоен учениками недостаточно.

9:34 кто больше. См. ком. к 4:11. Этот пример свидетельствует, как далеки были ученики от истинного понимания слов, дел и самой миссии Иисуса.

9:35 призвал двенадцать. Снова двенадцать учеников выделены особо (3:14), и их руководящее положение открыто признано.

кто хочет быть первым. Эти слова прямо адресованы двенадцати апостолам. Иисус не отменяет систему руководства и иерархию, а показывает, каким образом руководители должны осуществлять свои функции (т.е. быть «из всех последним и всем слугою»). Этот принцип основан на личном примере Самого Иисуса, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (10:45).

9:36 дитя. Ср. Мф 18:4. Иисус говорит здесь о рождении свыше; возрожденный человек поначалу является «духовным младенцем», многого не понимающим. Иисус призывает не отвергать таких людей, как и Сам Он не отверг Своих учеников, «принявших» Его, но не понимавших. Ср. Рим 14:1: «немощных в вере принимайте без споров о мнениях». На примере ребенка Иисус показывает, что Бог наделил всех людей равными достоинствами. И о слабейшем из рода человеческого следует заботиться так же, как и о величайшем его представителе (см. ком. к 9:35).

9:38 не ходит за нами. Вероятно, данное выражение не означает, что этот человек не был последователем Иисуса (он изгонял бесов именем Иисуса и хорошо говорил о Нем, ст. 39), скорее, он не принадлежал к числу двенадцати и потому не получал официального поручения совершать подобную работу (6:7). Иисус не отвергает инициативу этого человека, а, напротив, утверждает, что следует с благодарностью признавать всех тех, кто поддерживает Его дело, и относиться к ним доброжелательно.

9:41 кто напоит вас чашею воды во имя Мое. Все акты милосердия, заботы и исцеления, совершаемые во имя Иисуса, т.е. с пониманием значения Его личности, Его дела и цели Его служения, заслуживают признания как свидетельства истинной принадлежности к числу Его учеников.

9:42 кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня. Слово «малых» может относиться либо к детям (ст. 36), либо к неизвестному верующему, упомянутому в ст. 39.

9:43 отсеки ее. Это следует воспринимать как гиперболу (см. также ст. 45:47). См. статью «Ад».

9:49 огнем осолится... солью осолится. В Ветхом Завете для очищения от грехов требовалось принесение жертвы всесожжения (см. Быт 8:20; Исх 20:24; Исх 29:18, 42). В таком контексте слово «огонь» подразумевает очищение. Слово «соль», подразумевая чистоту (личную святость и сохранение в чистоте и неискаженности учения Христа), приобретает то же значение, что и «огонь».

9:50 Имейте в себе соль. См. ком. к ст. 49. Помимо уже истолкованного значения, слово «соль» связано с понятием сохранения. Применительно к понятию «тайны Царства Божия», соль может символизировать именно сохранение этих тайн от искажения (ср. «не давайте святыни псам», Мф 7:6). Тогда и слова: «...ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите?», приобретают глубокий смысл. Следует особо отметить, что, говоря о тайне, Иисус имел в виду не сокрытие истин, а напротив, раскрытие их людям, но такое раскрытие, которое бы ни на йоту не повреждало и не искажало самой истины (как теми, кто будет излагать учение Христа, так и теми, кто будет воспринимать его).

Примечания:

 
Новый русский перевод
12 [42] — См. Мал 4:5-6.
13 [43] — См. Лк 1:13-17.
13 [44] — См. Мк 6:14-29; 3Цар 19:1-10.
29 [45] — Слова: и постом отсутствуют в ранних рукописях ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАРКА.
44 [46] — Ст. 44 отсутствует в ранних рукописях ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАРКА.
46 [47] — Ст. 46 отсутствует в ранних рукописях ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАРКА.
48 [48]Ис 66:24.
49 [49] — См. Лев 2:13; Иез 43:24.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.