От Луки 20 глава

Евангелие от Луки
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 В один из дней, когда Иисус учил в храме, проповедуя Радостную Весть, к Нему пришли первосвященники и учители Закона со старейшинами.
2 — Скажи нам, чьей властью Ты всё это делаешь и кто дал Тебе эту власть? — спросили они.
3 В ответ Иисус сказал:
— Я тоже задам вам вопрос. Скажите,
4 откуда Иоанн получил свое право крестить, с Небес или от людей?
5 Они стали совещаться между собой: «Если мы скажем: „С Небес“, то Он спросит: „Почему же вы ему не поверили?“
6 Если скажем: „От людей“, то весь народ побьет нас камнями, ведь они убеждены, что Иоанн был пророком».
7 — Мы не знаем, от кого, — ответили они.
8 — Тогда и Я вам не скажу, чьей властью Я всё это делаю, — сказал им Иисус.
9 Он начал рассказывать народу притчу:
— Один человек посадил виноградник[123]. Он отдал его внаем виноградарям, а сам уехал в чужие края на долгое время.
10 Когда пришло время, он послал слугу к виноградарям, чтобы они дали причитающуюся ему часть урожая. Виноградари же избили слугу и отослали его с пустыми руками.
11 Он послал другого слугу, но они и этого избили, поиздевались над ним и отослали с пустыми руками.
12 Он послал третьего слугу. Они и этого изранили и выбросили из виноградника.
13 Тогда хозяин виноградника подумал: «Что же мне делать? Пошлю своего любимого сына, может, хоть его они устыдятся».
14 Когда же виноградари увидели сына, они решили: «Это наследник. Давайте убьем его, чтобы наследство стало нашим».
15 Они выбросили его из виноградника и убили. Что теперь сделает с ними хозяин виноградника?
16 Конечно же, он придет и убьет тех виноградарей, а виноградник отдаст другим.
Слышавшие это воскликнули:
— Пусть этого не случится!
17 Но Иисус, взглянув на них, сказал:
— Что означают слова Писания:
«Камень, Который отвергли строители, стал краеугольным»[124]?
18 Каждый, кто упадет на Тот Камень, разобьется вдребезги, а на кого Он упадет, того раздавит.
19 Учители Закона и первосвященники, поняв, что эту притчу Иисус рассказал о них, хотели немедленно арестовать Его, но побоялись народа.
20 Они стали внимательно следить за Иисусом и подослали к Нему людей, которые, притворясь праведными, попытались бы подловить Его на слове, чтобы можно было отдать Его во власть наместника.
21 Те спросили Иисуса:
— Учитель, мы знаем, что Ты правильно говоришь и учишь. Ты беспристрастен и истинно учишь пути Божьему.
22 Следует ли нам платить налог кесарю или нет?
23 Иисус видел их лукавство и сказал:
24 — Покажите Мне динарий. Кто на нём изображен, и чье на нём имя?
— Кесаря, — ответили они.
25 — Вот и отдавайте кесарево кесарю, а Божье — Богу, — сказал Он им.
26 Они не могли подловить Его перед народом ни на каком Его слове, и, удивленные Его ответом, замолчали.
27 К Иисусу подошли несколько саддукеев[125], которые утверждали, что нет воскресения мертвых. Они спросили Его:
28 — Учитель, Моисей написал, что если у кого-либо умрет брат, у которого была жена, но не было детей, то он должен жениться на вдове и восстановить род[126] своему брату[127].
29 Так вот, было семь братьев. Первый брат женился и умер бездетным.
30 Затем второй
31 и третий женились на ней, и так все семеро. И все они умерли, не оставив детей.
32 Потом умерла и женщина.
33 Итак, после воскресения, чьей женой она будет? Ведь все семеро были женаты на ней?
34 Иисус ответил им:
— Люди этого века женятся и выходят замуж.
35 Те же, кто удостоится жить в будущем веке и будет воскрешен из мертвых, не будут ни жениться, ни выходить замуж,
36 и умереть уже не смогут, но будут подобны ангелам. Они сыновья Бога, потому что участвуют в воскресении.
37 А то, что мертвые воскресают, показал Моисей в истории с терновым кустом, когда он назвал Господа «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова»[128].
38 Он Бог не мертвых, а живых, потому что для Него все живы!
39 Некоторые из учителей Закона сказали:
— Хорошо Ты ответил, Учитель!
40 И больше уже никто не решался задавать Ему вопросы.
41 Затем Иисус спросил их:
— Почему говорят, что Христос — Сын Давида?
42 Ведь сам Давид сказал в книге Псалмов:
«Сказал Господь Господу моему: „Сядь по правую руку от Меня,
43 пока Я не повергну врагов Твоих к ногам Твоим“»[129].
44 Итак, Давид называет Его Господом. Как же в таком случае Он может быть ему Сыном?
45 Весь народ слушал Иисуса, а Он сказал Своим ученикам:
46 — Остерегайтесь учителей Закона. Они любят наряжаться в длинные одежды и любят, когда их приветствуют на площадях. Они сидят на самых почетных местах в синагогах и на званых обедах.
47 Они разоряют дома вдов и напоказ долго молятся. Таких ждет очень суровое наказание.

Новой Женевской Библии

20:2 кто дал Тебе власть сию? Т.е. право изгонять торгующих из храма. Впервые вопрос о власти (силе) Иисуса возник в связи с изгнанием бесов (см. 11:18; Мф 9:34). В данной ситуации этот вопрос как бы проводит параллель между рукотворным храмом Божиим и человеком — Его нерукотворенным храмом. Иисус очищает оба жилища Божии. Отождествление человека с храмом усилено словами Иисуса о разрушении и созидании храма (см. Мк 14:58).

20:4 крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Иисус не уклоняется от заданного Ему вопроса (ст. 3), но хочет, чтобы спрашивающие сами ответили на него. Суть ответа зависела от того, что они скажут об Иоанне, который исповедовал Иисуса как Мессию.

20:5−6 Примечательно, что противники Иисуса задумываются не об истине, а о том, какие последствия может иметь тот или иной их ответ.

20:9−12 Злые виноградари, избивавшие и прогонявшие рабов, которых хозяин посылал к ним за причитавшейся ему платой, символизируют народ, упорно отвергавший посланников Божиих, которые являлись к нему с призывами к покаянию.

20:13 может быть... постыдятся. Т.е. покаются.

20:14 убьем его, и наследство его будет наше. Речь идет о стремлении незаконно присвоить обетования (наследство), принадлежащие Сыну и тем, кому Он захочет дать (см. Ин 5:21; Ин 6:27; Ин 8:36).

20:17 камень, который отвергли строители ... сделался главою угла. См. Пс 117:22. В краеугольный камень храма, как свидетельствует предание, помещался свиток с Законом Божиим. Во-первых, чтобы сохранить и передать потомкам в случае, если в живых не останется никого, кто мог бы рассказать, и если все имеющиеся свитки будут уничтожены врагами Израиля. (Евреи довавилонского периода не допускали мысли, что храм также может быть разрушен.) Такой обычай оправдал себя. Предполагают, что «при исправлении и возобновлении дома» Господня во времена царя Иосии (2Пар, гл. 34) именно в краеугольном камне (который вынули из стены, чтобы заменить новым) была найдена книга Закона. Во-вторых, краеугольный камень лежал в основании здания и служил опорой. А вместе с помещенным в него свитком Закона, краеугольный камень символизировал, что в основании храма (как и всей духовной жизни народа израильского) лежит Закон Божий.

В данном случае псалмопевец пророчески предвидел два выдающихся события: строители «отвергли» камень (извлекли из кладки с целью замены), а в нем оказалась книга Закона; иудейские вожди отвергли Иисуса — а оказалось, что «никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин 14:6).

20:21 Ты правдиво говоришь... истинно пути Божию учишь. Сделанное привсенародно, такое заявление, невзирая на его подоплеку, практически исключало всякую возможность судилища над Иисусом и, тем более, обвинительный приговор.

20:22 позволительно ли..? Т.е. «Согласно ли закону Моисееву?» (с точки зрения римских законов, уплата подати была, безусловно, «позволительной»). Человек, задавший этот вопрос, был уверен, что, как бы Иисус ни ответил, Он ответом непременно восстановит против Себя либо римлян, либо евреев.

подать. Имеется в виду налог, который побежденные платили цезарю.

20:24 Покажите Мне динарий. Римскую серебряную монету.

чье на нем изображение и надпись? На римских монетах чеканились изображение и имя правящего императора.

20:27 некоторые из саддукеев. Саддукеи не верили ни во что сверхъестественное, включая и воскресение мертвых (ср. Деян 23:8). См. ком. к Мк 12:18.

20:36 ибо они равны Ангелам. Данные слова Иисуса не следует понимать в том смысле, что воскресшие во всем в точности уподобятся ангелам: просто наше знание о природе ангелов (в том числе об их бессмертии) является ключом к пониманию того, каково будет существование воскресших верующих; так, как и ангелы, они уже не будут знать смерти (1Кор 15:42, 52−55). Бессмертие же упраздняет необходимость брака и воспроизведения себе подобных, в земной жизни служащих для продолжения и сохранения человеческого рода. См. статью «Воскресение и прославление».

20:37 Моисей показал. См. Исх 3:6. Во времена, когда еще не существовало разделения Священного Писания на главы и стихи, ссылки на него обыкновенно привязывались тем или иным запоминающимся эпизодам. Иисус упомянул о Моисее, т.к. саддукеи утверждали, что Моисей никогда не учил о воскресении. Но уже одно то, что Господь открыл ему Себя как Бога патриархов, должно было показать саддукеям, что патриархи остаются живыми, ведь «Бог... не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (ст. 38).

20:41 как говорят, что Христос есть сын Давидов? Иисус ссылается на Пс 109:1, в котором Давид называет Мессию Господом своим и говорит, что Он был вознесен Иеговой по правую руку Его — в знак Его выдающегося положения. Два вывода следуют из этих слов Иисуса. Во-первых, «сын Давидов» — это одновременно и Господь Давида (20:44). Во-вторых, Давид ясно говорит, что Сын, Которому предстояло стать Мессией, — Божественного происхождения; поэтому Давид и называет Его Господом своим.

Примечания:

 
Новый русский перевод
9 [123] — См. Ис 5:1-2.
17 [124]Пс 117:22.
27 [125]Саддукеи. Аристократическая религиозная группа иудеев, члены которой отвергали идею воскресения мертвых, не верили в ангелов и в духов. Саддукеи имели огромное влияние в Высшем Совете иудеев.
28 [126] — Букв.: семя.
28 [127] — См. Втор 25:5-6.
37 [128]Исх 3:6.
42 [129]Пс 109:1.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.