От Луки 3 глава

Евангелие от Луки
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 В пятнадцатый год правления кесаря Тиберия, когда Иудеей управлял Понтий Пилат, Ирод был правителем Галилеи, его брат Филипп — правителем Итуреи и Трахонитской области[31], Лисаний — правителем Авилинеи,
2 а первосвященниками были Анна и Кайафа,[32] слово Бога было к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.
3 После этого Иоанн пошел по всем областям, прилегающим к Иордану, и проповедовал крещение в знак покаяния для прощения грехов.
4 Как написано в книге пророка Исаии:
«Голос раздается в пустыне: „Приготовьте путь Господу, сделайте прямыми дороги Его!
5 Всякий овраг пусть будет засыпан, а всякая гора и холм — опустятся; извилистые пути пусть станут прямыми, и неровные — пусть станут ровными,
6 чтобы всё человечество увидело Божье спасение“»[33].
7 Иоанн говорил толпам, которые приходили принять крещение от него:
— Вы, змеиное отродье! Кто предупредил вас, чтобы вы бежали от грядущего гнева?
8 Делами докажите искренность вашего покаяния. Не думайте говорить в себе: «Наш отец Авраам!» Говорю вам, что Бог может и из этих камней сотворить детей Аврааму.
9 Уже и топор лежит у корня деревьев, и всякое дерево, не приносящее хорошего плода, будет срублено и брошено в огонь.
10 — Что же нам делать? — спрашивал народ.
11 Иоанн отвечал:
— Тот, у кого две рубахи, пусть даст одну тому, у кого её нет вообще, и тот, у кого есть еда, пусть сделает то же самое.
12 Сборщики налогов тоже приходили принять крещение.
— Учитель, — спрашивали они, — что нам делать?
13 — Не требуйте с людей больше, чем положено, — говорил он им.
14 Спрашивали его и солдаты:
— А что делать нам?
Иоанн ответил:
— Не вымогайте у людей денег силой и угрозами, никого ложно не обвиняйте и довольствуйтесь своим жалованьем.
15 Народ был в напряженном ожидании, и всех интересовало, не Христос ли Иоанн.
16 На это Иоанн отвечал им всем:
— Я крещу вас водой, но придет Тот, Кто могущественнее меня, я даже недостоин развязать ремни Его сандалий. Он будет крестить вас Святым Духом и огнем.
17 У Него в руках лопата, чтобы провеять зерно на току; пшеницу Он соберет в Свое хранилище, а мякину сожжет в неугасимом огне.
18 И много другого говорил Иоанн, убеждая народ и возвещая ему Радостную Весть.
19 Когда же он стал упрекать четвертовластника Ирода за женитьбу на Иродиаде, жене его брата, и за всё другое зло, которое тот совершил,
20 Ирод ко всему злу добавил ещё одно, заключив Иоанна в темницу.
21 Когда весь народ крестился, был крещен и Иисус, и когда после крещения Он молился, раскрылись небеса,
22 и на Него спустился Святой Дух в телесном виде, в образе голубя. И с небес прозвучал голос:
— Ты Сын Мой, любимый Мною! В Тебе Моя радость!
23 Иисусу было около тридцати лет, когда Он начал Свое служение. Он был, как все думали, сыном Иосифа, сына Илия,
24 чьими предками были:
Матфат, Левий, Мелхий,
Ианнай, Иосиф,
25 Маттафия,
Амос, Наум, Еслий,
Наггей,
26 Мааф, Маттафия,
Шимьи, Иосих, Иодай,
27 Иоханан, Рисай, Зоровавель,
Шеалтиил, Нирий,
28 Мелхий,
Аддий, Косам, Элмадам,
Ир,
29 Иосий[34], Элиезер,
Иорим, Матфат, Левий,
30 Симеон, Иуда, Иосиф,
Ионам, Элиаким,
31 Мелеай,
Маинай, Маттафай, Нафан,
Давид,
32 Иессей, Овид,
Боаз, Салмон, Нахшон,
33 Аминадав, Админ, Арний,
Хецрон, Парец, Иуда,
34 Иаков, Исаак, Авраам,
Терах, Нахор,
35 Серуг,
Реу, Пелег, Евер,
Шелах,
36 Каинан, Арпахшад,
Сим, Ной, Ламех,
37 Мафусал, Енох, Иаред,
Малелеил, Каинан,
38 Енос,
Сиф, Адам,
Бог.

Новой Женевской Библии

3:1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря. Т.е. в 27−29 гг. по Р.Х.

когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее. После смерти Ирода Великого Палестина была разделена между тремя его сыновьями, причем Иудея досталась в удел Архелаю. Тот, однако, проявил себя столь дурным правителем, что римляне вскоре сместили его и стали назначать в Иудею своих наместников-прокураторов. Понтий Пилат был пятым по счету прокуратором Иудеи.

Ирод. Имеется в виду Ирод Антипа.

четвертовластником. Первоначально титул «четвертовластник», или «тетрарх», присваивался римлянами правителям четвертой части провинции. Позднее он стал применяться к местным, зависимым от Рима властителям, чье достоинство было ниже царского.

Филипп... в Итурее и Трахонитской области. Филипп управлял землями, лежавшими к северо-востоку от Галилейского моря.

Лисаний... в Авилинее. О личности Лисания нам практически ничего неизвестно. Подвластные ему земли не входили в состав собственно Палестины, будучи расположенными значительно севернее ее.

3:2 При первосвященниках Анне и Каиафе. У евреев единовременно мог быть только один первосвященник. Однако в рассматриваемую эпоху сложилась следующая ситуация: римляне сместили неугодного им первосвященника Анну, назначив вместо него его зятя Каиафу; Каиафа стал исполнять официальные первосвященнические функции, тогда как большинство израильтян продолжали считать подлинным первосвященником Анну.

был глагол Божий к Иоанну. Иоанн, таким образом, передавал народу слово Божие, а не пророчествовал от своего имени.

3:3 крещение покаяния. У евреев существовал специальный обряд покаяния для язычников, желавших принять веру Израиля. Для соплеменников Иоанна поразительным в его проповеди было то, что и от них он требовал исполнения обряда, который они считали предназначенным только для неевреев.

3:4−6 гора... холм... кривизны... неровные пути. Образы нравственных препятствий, которые предстояло удалить с пути Мессии Иоанну (точнее сказать, с пути, ведущему людей к Мессии).

3:8 не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам. Иоанн предупреждает соотечественников, что один лишь факт принадлежности к потомкам Авраама, т.е. избранному народу, не спасет их от Божиего гнева: они должны покаяться наравне с язычниками.

3:9 Уже и секира при корне дерев лежит. Т.е. суд Божий близок и неминуем.

огонь. Огонь часто служит образом Божиего суда.

3:12 мытари. Сборщики податей в римскую казну.

3:13 не требуйте более определенного вам. Мытари вымогали с плательщиков суммы, превышавшие установленные налоги, и таким образом обогащались.

3:14 воины. Воины, подобно мытарям, также имели возможность использовать свое положение для неправедного обогащения. От них, как и от мытарей, Иоанн требует прежде всего честности.

3:15−17 Во всех четырех Евангелиях говорится о призывах Иоанна Крестителя к покаянию в ожидании пришествия Христа, но только в Евангелии от Луки содержится ответ Иоанна на недоумение народа относительно истинного смысла его служения.

3:16 идет Сильнейший меня. В эпоху, на которую выпало служение Иоанна, в среде еврейского народа мессианские ожидания достигли необычайного накала. Зная об этом, Иоанн однозначно дает понять, что сам он — не Мессия, а лишь человек, призванный подготовить Ему путь.

у Которого я не достоин развязать ремень обуви. Снимать обувь со своих господ полагалось рабам. Иоанн, таким образом, говорит о том, что перед лицом Идущего за ним он меньше, чем раб.

Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. По-видимому, речь идет о сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы (см. Деян 2:1−4).

3:17 Лопата Его в руке Его. См. ком. к 3:9.

3:19 обличаемый... за ... жену брата своего. Ирод Антипа развелся с женой, чтобы взять в жены свою племянницу Иродиаду, бывшую замужем за его братом. Иоанн обличал этот поступок тетрарха как прелюбодеяние, за что был заточен Иродом в крепость Махер (в нескольких милях к востоку от Мертвого моря).

3:21 Иисус, крестившись, молился. Лука, единственный из синоптиков, отмечает, что Иисус молился. Этот евангелист особенно часто изображает Иисуса молящимся (см. 5:16; 6:12; 9:18, 29; 22:32, 40−44; 23:46). См. статью «Откровение о Божественном призвании: крещение Иисуса».

отверзлось небо. Букв.: «стало открытым небо». Для молитвы Иисуса небо открыто — Он имеет прямой и непосредственный доступ к небу, т.е. к Богу и Ему не нужен посредник (ср.: «един... посредник между Богом и человеком ... Христос Иисус», 1Тим 2:5).

3:22 Дух Святый нисшел на Него... как голубь. Этот момент нашел отражение во всех четырех Евангелиях. Основное внимание уделяется факту зримого свидетельства — «как голубь». См. ком. к Мф 4:1.

был глас с небес. Глас небесный благословил Иисуса на начало земного служения.

3:24−38 В отличие от генеалогии Матфея, Лука начинает свою с Иисуса и доводит ее до Бога — первопричины всего сущего. Матфей же начинает от Авраама и доводит до Христа. Различаются также перечни имен (от Давида до Салафиила). Очевидно, евангелисты прослеживают различные ветви генеалогического древа. Лука следует линии Давида через Нафана, Матфей — через Соломона. После Салафиила, сына Зоровавеля, у Матфея и Луки снова отмечается расхождение — до момента, пока родословия обоих евангелистов не сходятся на Иосифе, о котором Лука замечает, что он, «как думали», был отцом Иисуса. По всей видимости, Лука предложил родословную Марии, которая также происходила из рода Давида.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [31]Итурея, Трахонитская область и Авилинея— это современная территория Ливана и Сирии.
1 [32]Тиберий был императором Рима в 14-37 гг. Понтий Пилат был римским наместником в Иудее в 26-36 гг. Ирод Антипа, Филипп (сын Ирода Великого и Клеопатры) и Лисаний были правителями перечисленных выше областей. Анна был первосвященником в 6-15 гг. и не утратил своего влияния и после этого. А его зять Кайафа занимал этот пост в 18-36 гг.
4 [33]Ис 40:3-5.
29 [34] — Или: Иисус.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.