От Луки 4 глава

Евангелие от Луки
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Иисус, исполненный Святого Духа, возвратился с Иордана, и Дух повел Его в пустыню.
2 Там Его сорок дней искушал[35] дьявол. Всё это время Иисус ничего не ел и под конец почувствовал голод.
3 Тогда дьявол сказал Ему:
— Если Ты Сын Божий, то прикажи этому камню стать хлебом.
4 Иисус ответил ему:
— Написано: «Не одним хлебом живет человек, но каждым словом Божьим[36]».[37]
5 Приведя Его на высокое место, он показал Ему в один миг все царства мира.
6 И сказал Ему:
— Я передам Тебе всю их власть и славу, потому что они отданы мне, и я даю их кому захочу.
7 Итак, если Ты поклонишься мне, всё это будет Твоим.
8 Иисус ответил:
— Написано: «Поклоняйся Господу, Богу твоему, и служи Ему одному!»[38]
9 После этого дьявол привел Его в Иерусалим и поставил Его на самый верх храма.
— Если Ты Сын Божий, — сказал он, — то бросься отсюда вниз.
10 Ведь написано же:
«Своим ангелам повелит о Тебе охранять Тебя»,
11 и «они понесут Тебя на руках, чтобы ноги Твои не ударились о камень».[39]
12 Иисус ответил ему:
— Сказано: «Не испытывай Господа, Бога твоего».[40]
13 Когда дьявол окончил все искушения, он оставил Его на время.
14 Иисус возвратился в Галилею, исполненный силой Духа. Молва о Нем распространилась по всей округе.
15 Он учил в синагогах, и все прославляли Его.
16 Однажды Иисус пришёл в Назарет, в город, где Он вырос, и в субботу, как обычно, Он отправился в синагогу. Там Иисус встал, чтобы читать.
17 Ему подали свиток пророка Исаии, Он развернул его и нашел место, где было написано:
18 «Дух Господа на Мне, потому что Он помазал[41] Меня возвещать бедным Радостную Весть. Он послал Меня провозглашать свободу пленникам, прозрение слепым, освободить угнетенных,
19 возвещать год Господней милости»[42].
20 Иисус свернул свиток, отдал его служителю и сел. Глаза всех в синагоге были прикованы к Нему.
21 Он начал говорить:
— Сегодня, когда вы слушали, исполнились эти слова Писания.
22 Все хвалили Его и удивлялись силе Его слов.
— Но разве Он не сын Иосифа? — спрашивали они.
23 Иисус сказал им:
— Вы Мне, конечно, напомните пословицу: «Врач, исцели самого себя!» И скажете Мне: «Мы слышали, что Ты сотворил много чудес в Капернауме, сотвори же и здесь, у Себя на родине, что-либо подобное».
24 Но говорю вам истину, ни одного пророка не принимают на его родине.
25 Уверяю вас, что во времена Илии, когда три с половиной года не было дождя и по всей стране был ужасный голод, в Израиле было много вдов,
26 однако Илия не был послан ни к одной из них, а лишь ко вдове в Сарепту[43] близ Сидона[44].
27 Много было в Израиле прокаженных[45] во времена пророка Елисея, однако ни один из них не был очищен, кроме сирийца Наамана.[46]
28 Все в синагоге пришли в ярость, когда услышали это.
29 Они вскочили, вытащили Иисуса за пределы города и привели к обрыву горы, на которой был построен город, чтобы сбросить Его вниз.
30 Но Иисус прошёл сквозь толпу и ушел.
31 Он пошел в галилейский город Капернаум и по субботам учил там народ.
32 Люди изумлялись Его учению, потому что в Его словах ощущалась власть.
33 В синагоге был человек, одержимый демоном, нечистым духом, и вдруг он громко закричал:
34 — А-а-а! Что Ты хочешь от нас, Иисус из Назарета? Ты пришёл, чтобы погубить нас? Я знаю, Кто Ты! Ты Святой Божий!
35 — Замолчи! — строго приказал Иисус. — Выйди из него!
Бросив человека перед всеми на землю, демон вышел из него, не причинив ему вреда.
36 Все изумлялись и говорили друг другу: «Что это такое? С такой властью и силой Он приказывает нечистым духам, что они выходят!»
37 Слух об Иисусе распространялся по всей округе.
38 Покинув синагогу, Иисус пошел в дом Симона. У тещи же Симона в это время был сильный жар, и Иисуса попросили помочь ей.
39 Наклонившись над ней, Иисус приказал горячке покинуть женщину, и та оставила её. Она сразу же встала и начала накрывать им на стол.
40 Когда же солнце стало клониться к закату, все, у кого были больные различными болезнями, начали приносить их к Иисусу, и Он возлагал на каждого руки и исцелял их.
41 Также и демоны выходили из многих людей с криком:
— Ты Сын Бога!
Но Иисус запрещал им и не разрешал говорить, потому что они знали, что Он — Христос.
42 На рассвете Иисус вышел из города и пошел в безлюдное место. Люди стали искать Его и, когда нашли, то уговаривали остаться у них.
43 Но Он сказал:
— Я должен возвещать Радостную Весть о Царстве Божьем и в других городах, ведь для этого Я и послан. —
44 И Он проповедовал в синагогах Иудеи.

Новой Женевской Библии

4:1 Иисус, исполненный Духа Святаго... поведен был Духом. Из этих слов следует, что искушение в пустыне не являлось результатом дьявольских козней, но полностью соответствовало Божественному замыслу: перед началом служения Христа Его человеческой природе надлежало подвергнуться серьезному испытанию. В пустыне должна была проявиться свобода человеческой воли Иисуса, Он должен был сделать выбор не как Сын Божий, но как Сын Человеческий. Именно поэтому сатана искушает Его именно теми благами, которые имеют огромную ценность для человека в его земном существовании.

4:2 сорок дней Он был искушаем. Описанные в ст. 3−13 события происходят по прошествии сорока дней и представляют собой апогей духовной борьбы, длившейся все это время.

4:3−13 Сатана пытается свернуть Иисуса с назначенного Ему Отцом пути мессианского служения, но его замыслы терпят полное поражение. Одержав верх над искусителем, Иисус стал Сильнейшим, победившим сильного и взявшим все оружие его (11:21−22). В повествовании Луки возникает важная параллель между искушением Иисуса и странствованием Израиля в пустыне: Иисус был искушаем сорок дней, а Израиль пребывал в пустыне сорок лет (Чис 14:34). Кроме того, корни этого испытания восходят к моменту, описанному в Быт 3:1−6.

4:5−8 Искушение соблазном земной власти названо у Луки вторым, в то время как у Матфея оно — третье. Причины этого расхождения неизвестны.

4:8 Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Иисус отвергает соблазн получить власть над всеми царствами земли ценою поклонения сатане, отвечая искусителю словами Писания (Втор 6:13).

4:9 на крыле храма. Иначе: «на выступе храма». Этим местом могла быть восточная стена храма, под которой простиралась глубокая долина Кедрон.

4:11 на руках понесут Тебя. Сатана побуждает Иисуса совершить чудо ради самого чуда. Позднее Иисус отвергнет подобные требования фарисеев и толпы (см. 11:29−30).

4:12 не искушай Господа Бога твоего. Эти слова, взятые из Втор 6:16, имеют самое непосредственное отношение и к опыту странствования Израиля в пустыне, и к словам сатаны (ст. 9), и ко всем случаям, когда явленное чудо или знамение рассматривается как самодостаточное и превалирует над словом Божиим.

4:14 в силе духа. Как Сын Божий, Иисус не подвергался искушениям сатаны. Как Сын Человеческий, Он выдержал испытания и победил. Сила Духа Святого стала свойством и Его человеческой природы. См. Откр 3:21; Откр 21:7.

4:16 встал читать. Из почтения к Слову Божиему Писание в синагоге читалось стоя, проповедь и истолкование прочитанного произносились сидя (ст. 20).

4:17 раскрыв книгу, нашел место. Букв.: «развернув книгу», поскольку «книга» представляла собой свиток.

4:18 Дух Господень на Мне. См. 3:22. Прежде чем Иисус принародно засвидетельствовал о Себе словами пророка Исаии, Он, в Своей человеческой сущности, прошел путь от сошествия Духа Святого через исполнение (букв.: «полный Духа», ст. 1) Духом и испытание Духом (ст. 1) силе Духа (ст. 14). Этот же путь проходят и ученики Иисуса. Являясь Сыном Божиим, Он принял человеческую природу и провел ее по всем ступеням духовного восхождения к Богу, чтобы, став первородным между многими братьями (Рим 8:29), проложить для них путь к Отцу Небесному.

4:19 проповедывать лето Господне благоприятное. Иисус читал в синагоге из книги пророка Исаии (61:1−2), где говорится о приходе Мессии, но последней строки ст. 2 — о Божием возмездии — не прочитал, акцентировав внимание слушателей на времени благодати, которое, начавшись с Его приходом, продлится до Его Второго пришествия. К этому, собственно, и относятся последние слова ст. 2.

4:32 дивились учению Его. В греческом тексте: «поражались». По всей видимости, подобное восприятие было вызвано тем, что слушатели Иисуса правильно поняли Его слова: Он — Мессия, однако согласиться с этим не желали.

4:33 человек, имевший нечистого духа бесовского. Примеры одержимости бесами крайне редко встречаются как в ВЗ, так и в новозаветных Писаниях, повествующих о временах после земного служения Иисуса Христа. Таким образом, все случаи одержимости следует рассматривать в контексте сопротивления сил зла пришествию и торжеству Сына Божиего.

4:34 знаю Тебя... Святый Божий. Бес распознал в Иисусе «Святого Божиего», т.е. Того, Кто связан с Богом особыми узами и исполнен Святого Духа (ср. Ин 6:69). Лука неоднократно дает понять своим читателям, что одной из целей пришествия Сына Божиего была победа над силами зла.

4:38 теща же Симонова была одержима сильною горячкою. О чуде исцеления тещи Симона, кроме Луки, сообщают Матфей и Марк.

4:39 Он запретил горячке; и оставила ее. Употребляется то же выражение, что и в случаях одержимости нечистыми духами (ст. 35); тем самым подчеркивается, что и одержимость, и болезнь одинаково противоестественны человеческой природе и имеют единый источник. Этим источником-причиной является грех.

4:41 Ты Христос, Сын Божий. Снова, как и в ст. 34, бесы признают в Иисусе Сына Божиего. Т.е. то, что до времени остается сокрытым от людей, с самого начала известно сфере духов, независимо от того, падшие это духи или нет.

4:43 Я должен. В Своем служении Иисус был движим Божией волей, которой никогда не противоречил.

Царствие Божие. Первое упоминание у Луки о Царстве Божием, проповедь которого занимает одно из центральных мест в служении Иисуса Христа.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [35] — Греч. слово, переведенное как: искушал может также означать: испытывал.
4 [36] — Слова: но каждым словом Божьим отсутствуют в ранних рукописях ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ.
4 [37]Втор 8:3.
8 [38]Втор 6:13.
10 [39]Пс 90:11-12.
12 [40]Втор 6:16.
18 [41] — Посредством иудейского обряда помазания человек посвящался на определенное служение. Такого помазания удостаивались пророки, цари и священники.
18 [42]Ис 61:1-2.
26 [43]Сарепта. Финикийский город, находившийся на территории современного государства Ливан. В те времена там жили народности, не признававшие Бога.
25 [44] — См. 3Цар 17.
27 [45] — Это греч. слово, традиционно переводимое как проказа прокаженный, использовалось в отношении нескольких кожных заболеваний. Так же по всей книге.
27 [46] — См. 4Цар 5:1-14.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.