От Луки 9 глава

Евангелие от Луки
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Созвав вместе двенадцать, Иисус дал им силу и власть одолевать всех демонов и излечивать болезни.
2 Затем Он послал их возвещать Божье Царство и исцелять больных,
3 сказав им:
— Ничего не берите с собой в дорогу: ни посоха, ни сумки, ни хлеба, ни денег, ни запасной одежды.
4 В какой бы дом вы ни вошли, оставайтесь там и оттуда отправляйтесь дальше.
5 А если где-то люди вас не примут, то, уходя из того города, отряхните пыль с ваших ног, это будет свидетельством против них.
6 Ученики отправились в путь и, переходя из селения в селение, возвещали Радостную Весть и повсюду исцеляли больных.
7 Слухи обо всем этом дошли и до четвертовластника Ирода[63]. Он был в недоумении, потому что одни говорили, что это Иоанн воскрес из мертвых,
8 другие — что явился Илия, третьи — что ожил один из древних пророков.
9 Ирод говорил: «Иоанна я обезглавил, а кто же тогда Этот Человек, о Котором мне такое рассказывают?» И он искал возможность увидеть Иисуса.
10 Апостолы, возвратившись, рассказали Иисусу обо всем, что они сделали. Потом Он взял их с Собой, и они пошли одни к городу, называемому Вифсаида.
11 Однако толпы народа, узнав об этом, пошли за Иисусом. Он радушно их принял и говорил им о Божьем Царстве, а также исцелял тех, кто в этом нуждался.
12 День уже клонился к вечеру, и двенадцать подошли к Иисусу и сказали:
— Отпусти людей, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни и нашли себе ночлег и пищу, ведь мы здесь в пустынном месте.
13 Иисус ответил:
— Вы сами дайте им есть.
Ученики удивились:
— Да ведь у нас только пять хлебов и две рыбы. Разве что нам пойти и купить еды на всех этих людей?
14 А там одних только мужчин было около пяти тысяч.
Но Иисус сказал ученикам:
— Рассадите людей группами, человек по пятьдесят.
15 Ученики так и сделали. Все сели,
16 Иисус же взял пять хлебов и две рыбы и, подняв глаза к небу, благословил пищу. Затем Он стал разламывать хлеб и рыбу и давать их Своим ученикам, чтобы те раздавали народу.
17 Все ели и насытились, и собрали ещё двенадцать корзин оставшихся кусков.
18 Однажды, когда Иисус молился в одиночестве и недалеко от Него были Его ученики, Он спросил их:
— За кого принимает Меня народ?
19 Они ответили:
— За Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а некоторые говорят, что один из других древних пророков ожил.
20 — А вы кем считаете Меня? — спросил их Иисус.
— Божьим Христом[64], — ответил Петр.
21 Но Иисус строго велел им никому не говорить об этом,
22 сказав:
— Сыну Человеческому должно много пострадать и быть отвергнутым старейшинами, первосвященниками и учителями Закона. Он будет убит, но на третий день воскреснет.
23 Потом Иисус сказал им:
— Если кто желает быть Моим последователем, то пусть отречется от самого себя и, ежедневно беря свой крест, последует за Мной,
24 потому что тот, кто хочет сберечь свою жизнь, потеряет её, а кто потеряет свою жизнь ради Меня, тот спасет её.
25 Ведь что пользы человеку, если он приобретет весь мир, но при этом погубит самого себя или повредит себе?
26 Кто постыдится Меня и Моих слов, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в Своей славе и в славе Отца и святых ангелов.
27 Говорю вам истину, некоторые из вас, стоящих здесь, не умрут, пока не увидят Божьего Царства.
28 Примерно восемь дней спустя после этих слов, Иисус, взяв с Собой Петра, Иоанна и Иакова, поднялся на гору помолиться.
29 Во время молитвы Его облик вдруг изменился, а одежда стала ослепительно белой.
30 И вот появились два человека, которые стали разговаривать с Иисусом, — это были Моисей и Илия.
31 Явившись в славе, они говорили о Его исходе, который Он должен будет совершить в Иерусалиме.
32 А Петра и тех, кто был вместе с ним, одолел сон, но когда они очнулись, то увидели славу Иисуса и двух мужчин, стоявших рядом с Ним.
33 Мужчины уже уходили, когда Петр сказал Иисусу:
— Наставник, нам здесь так хорошо! Давай мы сделаем три шалаша, один Тебе, один Моисею и один Илии. — Он не знал, что говорит.
34 Пока он говорил, показалось облако и накрыло их. Оказавшись в облаке, они очень испугались.
35 А из облака прозвучал голос:
— Это Мой Сын, Мой избранный. Его слушайте![65] [66]
36 Голос умолк, и они увидели Иисуса уже одного. Они молчали об этом и в то время никому не рассказывали о том, что видели.
37 На следующий день, когда они спустились с горы, Иисуса встретила большая толпа.
38 И один человек из толпы закричал:
— Учитель, умоляю Тебя, посмотри моего сына! Он у меня один.
39 Иногда его схватывает дух, и тогда мальчик внезапно начинает кричать, его сводит судорогой, так что у него изо рта идет пена. Дух терзает его до полного изнеможения и лишь тогда нехотя отступает.
40 Я просил Твоих учеников изгнать его, но они не смогли.
41 — О неверующее и испорченное поколение, — сказал Иисус, — сколько Мне ещё быть с вами и терпеть вас? Приведи сына сюда.
42 Пока мальчик ещё подходил, демон бросил его на землю в припадке. Но Иисус приказал нечистому духу выйти, исцелил мальчика, а затем отдал его отцу.
43 Все были поражены величием Бога.
В то время как все удивлялись тому, что совершил Иисус, Он сказал Своим ученикам:
44 — Слушайте внимательно, что Я вам сейчас скажу: Сын Человеческий будет предан в руки людей.
45 Но они не поняли, что Он имел в виду, от них это было сокрыто, так что они не поняли смысла сказанного, а спросить, что означают Его слова, боялись.
46 Среди учеников как-то начался спор о том, кто из них важнее.
47 Иисус, зная их мысли, взял маленького ребенка и поставил его рядом с Собой.
48 — Кто ради Меня принимает такого ребенка, — сказал Иисус, — тот принимает и Меня, а кто принимает Меня, тот принимает и Пославшего Меня. Кто среди вас меньше всех, тот и велик.
49 Иоанн сказал Ему: — Наставник! Мы видели человека, который Твоим именем изгонял демонов, и мы пытались запретить ему, потому что он не следует за Тобой вместе с нами.
50 — Не запрещайте, — сказал Иисус. — Кто не против вас, тот за вас.
51 Подошло время Иисусу быть взятым на небо, и Он твердо решил идти в Иерусалим.
52 Вперед Себя Он послал вестников, и те пошли в одно из самарянских селений, чтобы приготовить все к Его приходу.
53 Но жители селения не приняли Его, потому что Он шёл в Иерусалим[67].
54 Увидев это, Его ученики Иаков и Иоанн сказали:
— Господи, хочешь, мы прикажем огню сойти с неба и всех их истребить, как и Илия сделал?[68]
55 Но Иисус, обернувшись, запретил им и сказал:
— Вы не знаете, какого вы духа,
56 ведь Сын Человеческий пришёл не губить человеческие души, а спасать.
И они пошли в другое селение.
57 Пока они шли по дороге, один человек сказал Иисусу:
— Я пойду за Тобой, куда бы Ты ни пошел.
58 Иисус ответил:
— У лисиц есть норы, и у птиц небесных — гнезда, а Сыну Человеческому негде и голову приклонить.
59 Другому человеку Иисус сказал:
— Следуй за Мной.
Но тот ответил:
— Господи, разреши мне прежде пойти и похоронить отца моего.[69] [70]
60 — Пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов, а ты иди и провозглашай Божье Царство, — сказал ему Иисус.
61 Ещё один человек сказал Ему:
— Я пойду за Тобой, Господи, но позволь мне прежде пойти и попрощаться с моей семьей.
62 Иисус ответил:
— Ни один человек, положивший руку на плуг и оглядывающийся назад, не пригоден для Божьего Царства.

Новой Женевской Библии

9:1−2 См. статью «Демоны».

9:2 послал их проповедовать Царство Божие и исцелять больных. Для выполнения этих двух поручений Иисус дал ученикам силу (греч.: «динамин» — «духовная способность») и власть (греч.: «эксоусиан» — «право применять силу»).

9:3 См. ком. к Мф 10:8.

9:5 отрясите и прах от ног ваших. См. ком. к Мф 10:14.

9:7 Ирод. Ирод Антипа, правитель Галилеи.

9:8 что Илия явился. См. соответствующее пророчество Малахии (Мал 4:5).

9:10−17 Чудо насыщения множества народа пятью хлебами — единственное, помимо воскресения Христа, о котором рассказывают все четыре евангелиста.

9:10 См. Мк 6:32 и ком.

9:11 Он, приняв их, беседовал с ними. См. Мк 6:34 и ком.

9:20 а вы. Делая ударение на этом местоимении, Иисус показывает, что вопрос обращен не ко всем собравшимся, а только к ученикам.

за Христа Божия. «Христос» означает «Помазанник», «Мессия». См. Мф 14:33 и ком.

9:23 возьми крест свой и следуй за Мной. См. ком. Мф 10:38. Следует отметить, что Иисус не предлагает взять Его крест — это невозможно. Но у каждого последователя Христа есть свой собственный «крест», который он и должен нести, подобно тому, как Христос нес Свой (см. Откр 3:21). Однако обетование Христа: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:20) — свидетельствует, что Он разделяет со Своими последователями их бремя и помогает им нести его (см. 2Кор 4:9; Евр 2:18).

9:27 не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие. См. ком. к Мк 4:11−32.

взошел Он на гору. Местом преображения принято считать гору Фавор.

9:28 См. статью «Откровение славы: преображение Иисуса».

9:30 Моисей и Илия. Моисей был законодателем Израиля, Илия — величайшим пророком. См. ком. к Мф 17:3.

9:31 говорили об исходе Его. Т.е. о смерти Христа (в 2Пет 1:15 то же греческое слово передано как «отшествие»). Из евангелистов только Лука сообщает об этом разговоре.

9:32 отягчены были сном. См. 2Пет 1:16.

9:34 явилось облако и осенило их. В Библии облако является символом Божиего присутствия (см. Исх 13:21−22; Исх 40:38).

9:35 Сей есть Сын Мой Возлюбленный. Букв.: «Этот есть Сын Мой Избранный».

Его слушайте. Эти слова ассоциируются с Втор 18:15 — мессианским предсказанием о том, что народу будет дан пророк, больший чем Моисей.

9:41 род неверный и развращенный! Эти слова, очевидно, обращены к злым духам, которые, вселяясь в человека, посягают на то, что им не принадлежит, т.к. человек — образ и подобие Божие, а кроме того — «храм Святого Духа» (1Кор 6:19). См. Ин 14:17; Ин 17:23.

9:42 отдал его отцу его. Т.е. человеку, который привел его к Иисусу. В духовном смысле эти слова можно понимать и так: «Отдал его Отцу его».

9:45 они не поняли слова сего... оно было закрыто от них. Ср. Ин 13:7; Ин 14:26; Ин 16:12.

9:46 кто бы из них был больше? См. Ин 13:14−15.

9:48 кто из вас меньше всех, тот будет велик. Букв.: «меньший во всех вас пребывающий, этот есть велик». В контексте слов Христа: «...кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня», меньшим, пребывающим в нас, есть Царство Божие — Дух Божий, Который и «есть велик». Ср. Мк 4:26−32 и ком.; см. также Ин 8:54.

9:51 Он восхотел идти в Иерусалим. Начиная с этого момента и до 19:44, Лука повествует о пути Иисуса Христа в Иерусалим. У других евангелистов нет аналогов этому повествованию — имеются лишь параллели отдельным его эпизодам.

Паломничество евреев из Галилеи в Иерусалим.

9:53 не приняли Его... имел вид путешествующего в Иерусалим. Отказ самарян принять Иисуса с учениками был обусловлен их древней враждебностью к евреям. Самаряне полагали, что поклоняться Богу следует не в Иерусалиме, а в Самарии — на горе Кармил. См. Ин 4:20.

9:59 позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Букв.: «Господи, разреши мне, ушедшему, сначала похоронить отца моего». Эти слова, как и ответ Иисуса, содержат подтекст, значительно превосходящий их буквальный смысл. В них иносказательно выражена проблема, актуальность которой сохраняется и для наших современников: это убежденность, что сначала следует избавиться от грехов («похоронить» прежний образ жизни), а потом только приходить Иисусу. Человек, которого позвал Иисус, уже ушел от прежней жизни («разреши мне, ушедшему»), иначе он бы просто не услышал зова Иисуса: «Следуй за мною». См. Гал 3:3.

9:60 предоставь мертвым погребать своих мертвецов. Под «мертвыми» здесь следует понимать людей, стремившихся достичь праведности делами закона (см. Рим 7:4; Рим 9:31−32; Рим 10:4; Евр 7:19). Поэтому слова Христа означают: пусть те, кто под законом (мертвые), занимаются делами закона (погребают своих мертвецов), если предпочитают это занятие воскрешению из мертвых (1Пет 4:5, 6). См. 15:24, 32; Мф 22:32; Мф 23:27; Ин 5:25; Рим 6:13; Еф 5:14; Кол 2:13; Евр 6:1; Евр 9:14; Откр 3:1.

9:61−62 См. ком. к 9:59 и 9:60.

Примечания:

 
Новый русский перевод
7 [63] — Это Ирод Антипа, сын Ирода Великого от самарянки Малфаки. Он правил Галилеей и Переей в 4-39 гг.
20 [64]Христос. Переводится как: Помазанник, т. е. праведный Царь и Освободитель, Спаситель, обещанный Богом еще в Законе, Псалмах и Пророках.
35 [65] — См. Втор 18:15; Пс 2:7; Ис 42:1. В Иисусе — исполнение всех этих пророчеств: Он и обещанный Моисеем Пророк, и Мессия (Царь Израиля), и «Страдающий Слуга Бога».
35 [66] — См. Втор 18:15; Пс 2:7; Ис 42:1.
53 [67] — Между самарянами и иудеями была давняя вражда.
54 [68] — См. 4Цар 1:10-12.
59 [69] — В первом веке существовал погребальный обычай, по которому тело усопшего на год помещали в пещеру. После этого времени, когда от тела ничего кроме костей не оставалось, их убирали и хоронили в урне. Этот стих может быть переведен и следующим образом: « Господи, разреши остаться со своим отцом, чтобы, когда он умрет, я смог похоронить его».
59 [70] — Этот стих может быть переведен и следующим образом: « Господи, разреши остаться со своим отцом, чтобы, когда он умрет, я смог похоронить его».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.