— Господи, тот, кого Ты любишь, болен.
— Эта болезнь не к смерти, она для славы Божьей, чтобы Сын Бога был прославлен через неё.
— Пойдем обратно в Иудею.
— Разве не двенадцать часов в сутках светло? Тот, кто ходит днем, не споткнется, потому что он видит свет этого мира.
— Наш друг Лазарь заснул, но Я иду разбудить его.
— Господи, если он спит, значит, выздоровеет.
— Лазарь умер.
— Пойдем и мы и умрем с Ним!
— Твой брат воскреснет.
— Я знаю, что он воскреснет в День воскресения, в последний День.
— Я — воскресение и жизнь. Тот, кто верит в Меня, если и умрет — оживет,
— Учитель здесь, Он зовет тебя.
— Господи, если бы Ты был здесь, мой брат бы не умер.
— Пойдем, и Ты Сам увидишь, Господин, — сказали они.
— Смотрите, как Он его любил.
— Неужели Он, Который открыл глаза слепому, не мог сделать так, чтобы этот человек не умер?
Марфа, сестра умершего, сказала:
— Господи, но там ведь уже тяжелый запах — Лазарь четыре дня как в могиле.
— Разве Я не говорил тебе, что если ты будешь верить, то увидишь Божью славу?
— Отец, благодарю Тебя за то, что Ты услышал Меня.
— Лазарь, выходи!
— Развяжите его, пусть он идет, — сказал Иисус.
— Что нам делать? — спрашивали они. — Этот Человек творит много знамений.
— Вы ничего не понимаете!
11:1−54 Чудо воскресения Лазаря из мертвых служит кульминацией всей предыдущей серии чудес, с помощью которых через Иисуса была явлена Божия слава. Сама смерть, последний враг человеческого рода, терпит поражение от Того, Кто является воскресением и жизнью. Но даже это чудо, как и предыдущие чудеса, разъединяет его свидетелей, и те, кто отверг явленную им славу, принимают решение добиваться смерти Иисуса (см. ком. к 9:39).
11:1 Лазарь. Лазарь упоминается по имени только в Евангелии от Иоанна. Он и Лазарь в Евангелии от Луки — разные лица.
11:2 та, которая. О том, как Мария помазала Господа миром, рассказывается в 12:1−8.
11:4 эта болезнь не к смерти. Иисус не отрицает, что Лазарь будет мертв на протяжении четырех дней. Он отрицает окончательную победу смерти.
11:6 пробыл два дня. См. 7:6 и ком.
11:9 кто ходит днем. Для каждого дела есть свое благоприятное время, назначенное Богом. Тот, кто действует по благословению Божию и в определенное Им для этого время («ходит днем»), тот «не спотыкается».
11:11 уснул. В Новом Завете смерть часто представляется как сон (Деян 7:60; 1Кор 15:51; 1Фес 4:13 — в двух последних местах в греческом оригинале использован глагол «спать»). Употребление подобного метафорического языка не оправдывает, однако, учения о так называемом «сне души», в котором якобы пребывают святые, отошедшие в вечность. Это простой эвфемизм. Из других мест Писания ясно, что душа продолжает сознательно существовать и после смерти.
11:16 и мы умрем с Ним. Враждебность иудеев к Иисусу достигла уже такой степени, что ученики убеждены в неизбежности гибели Иисуса, если Он пойдет в Вифанию.
11:17 уже четыре дня. Упоминание о продолжительности пребывания Лазаря в могиле повторяется еще раз в ст. 39, чтобы доказать, что он был действительно мертв, а не болен.
11:21 если бы Ты был здесь. Обе сестры при встрече с Иисусом говорят одно и то же (ср. ст. 32). Иисус и смерть настолько несовместимые понятия, что сестры не допускали мысли, что в присутствии Иисуса можно умереть.
11:22 Но и теперь. Марфа верит вопреки очевидному. Слова, сказанные Иисусом о воскресении, она относит к отдаленному будущему, к «последнему дню». Вероятно, ее смутило слово «воскреснет», которое произнес Иисус, но она, тем не менее, ожидает, что Иисус оживит ее брата.
11:25 Я есмь воскресение и жизнь. Иисус не просто дает воскресение и жизнь, Он Сам является воскресением и жизнью (ср. Деян 3:15; Евр 7:16).
11:27 Ты Христос. Эта беседа вызывает у Марфы исповедание веры, сходное исповеданием Петра (Мф 16:16).
11:28 Учитель. Прекрасная характеристика сущности служения Иисуса. В отличие от большинства иудейских учителей, Он не считал ниже Своего достоинства учить женщин (Лк 10:39, 42).
11:33 восскорбел духом и возмутился. Горе этих людей не могло не тронуть Иисуса. От жалости к скорбящим Он и Сам восскорбел.
11:34 См. статью «Полнота человеческого естества в Иисусе Христе».
11:37 не мог ли Сей... сделать, чтобы и этот не умер? Иисус пришел не для того, чтобы люди на земле перестали умирать. Его цель — дать верующим в Него жизнь вечную, а не продлевать до бесконечности жизнь земную, которая по сути своей временная.
11:39 отнимите камень. Воскрешение Лазаря отличалось от воскресения Иисуса самым коренным и принципиальным образом. Внутреннее отличие имеет и свои чисто внешние проявления. Одно из них — камень; от могилы Иисуса его не нужно было «отнимать» (см. 20:1).
11:40 будешь веровать, увидишь. См. 11:25−26.
11:41 Отче! благодарю Тебя. Еще до того как чудо реально совершилось, Иисус возносит благодарение за положительный ответ Отца на Его молитву.
11:45−46 многие из Иудеев... А некоторые из них. Дело, которое с полной очевидностью было совершено Самим Богом, привело к двойственному результату: у одних оно вызвало веру, а у других — противление и неверие (ср. 2Кор 3:15−16).
11:48 Синедрион — орган, обладавший высшей духовной и судебной властью в стране.
11:49 Каиафа. Первосвященник и зять предыдущего первосвященника. Позднее он хотел воспрепятствовать проповеди Петра и Иоанна, но ему это не удалось (см. Деян 4:6).
11:50−51 Эти слова Каиафы оказались пророческими.