Библия » Сравнение переводов

Деяния 1 глава

Деяния святых апостолов

Новый русский перевод

1 В моем первом повествовании, Феофил, я написал обо всем, что Иисус делал и чему Он учил от начала
2 до того дня, когда, дав через Святого Духа повеления избранным Им апостолам, Он вознесся на небеса.
3 После Своего страдания Он представал перед этими людьми живым со многими доказательствами. Иисус являлся им в течение сорока дней и говорил о Божьем Царстве.
4 Однажды, обедая вместе с ними,1 Он велел им не покидать Иерусалима, но ждать обещанного Отцом.
– Это то, о чем вы и слышали от Меня.
5 Потому что Иоанн крестил водой, а вы через несколько дней будете крещены Святым Духом.
6 Когда ученики собрались вместе, они спросили Его:
– Господи, не настало ли время Тебе восстановить царство Израиля?2
7 Он сказал им:
– Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец установил Своей властью.
8 Когда на вас сойдет Святой Дух, вы получите силу и будете Моими свидетелями в Иерусалиме, по всей Иудее, в Самарии и до края земли.
9 Сказав это, Он на их глазах был поднят ввысь, и облако скрыло Его от их взглядов.
10 Они пристально смотрели в небо, пока Он поднимался, как вдруг рядом с ними оказались два человека в белых одеждах.
11 – Галилеяне, – сказали они, – что вы стоите и смотрите в небо? Этот Иисус, Который был взят от вас в небеса, придет точно таким же образом, каким вы видели Его возносящимся.
12 После этого они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Оливковой, которая находится на расстоянии субботнего пути3 от Иерусалима.
13 Придя, они поднялись в верхнюю комнату и там оставались – Петр и Иоанн, Иаков и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков, сын Алфея, Симон Зилот и Иуда, сын Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве. С ними были и несколько женщин, а также мать Иисуса Мария4 и Его братья.
15 В те дни Петр встал посреди верующих (в собрании было около ста двадцати человек)
16 и сказал:
– Братья, должно было исполниться Писание, где Святой Дух предсказал через Давида об Иуде, который вел тех, кто шел арестовать Иисуса.
17 Иуда был одним из нас и принимал участие в нашем служении.
18 (На деньги, полученные за совершенное им зло, он купил поле,5 но, упав вниз головой,6 он разбился, и его внутренности вывалились наружу.
19 Об этом узнали все жители Иерусалима и прозвали поле, на своем языке7 Акелдама,8 то есть «Кровавое поле».)
20 Ведь в книге Псалмов написано:
«Пусть его жилище будет в запустении,
пусть никто там больше не живет»9

и
«Пусть другой займет его положение».10
21 Поэтому нам необходимо выбрать одного из тех людей, кто сопровождал нас все то время, когда Господь Иисус был среди нас,
22 начиная от крещения Иоанна и до того дня, когда Иисус был взят от нас. Он, как и мы, должен быть свидетелем Его воскресения.
23 Предложили двоих: Иосифа, которого еще называют Варсавой или Иустом, и Матфия.
24 И помолились:
– Господи, Ты знаешь сердце каждого; укажи на одного из этих двоих, кого Ты избрал
25 на это служение: быть Твоим апостолом вместо Иуды, который ушел, куда ему суждено.
26 Потом они бросили жребий, и жребий выпал на Матфия, который и был причислен к одиннадцати апостолам.

Новой Женевской Библии

1:1 Первую книгу. Букв.: "предыдущий отчет", т.е. Евангелие от Луки, на что, в частности, указывает повторное упоминание Феофила (Лк. 1,3).

о всем, что Иисус делал и чему учил от начала. Дела и слова Иисуса, записанные Лукой в его Евангелии.

1:2 вознесся. Лк. 24,50-52 указывает место, где произошло вознесение: селение Вифания (на восточном склоне Елеонской горы, к востоку от Иерусалима).

дав Святым Духом повеления. Общаясь с апостолами после воскресения, Иисус Духом Святым уверил их в реальности Своего воскресения (Ин., гл. 20; 21) и в том, что Он истинно Мессия (Лк. 24,44-49), передал им дары Духа Святого (Ин. 20,22.23), показал, что воскрес в теле, физически (Лк. 24,37-43).

которых Он избрал. Иисус Сам изначально избрал Своих учеников, зная, что один из них, Иуда, станет предателем (Лк. 6,12-16).

1:3 явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами. Явления воскресшего Христа (Мф., гл. 28; Мк., гл. 16; Лк., гл. 24; Ин., гл. 20; 21; 1 Кор. 15,5-7) имели значение неоспоримого свидетельства сверхъестественности личности Христа и Его дела. Важно было, чтобы событие воскресения было подтверждено очевидцами, учениками (1,22).

в продолжение сорока дней. Столько времени продлилось земное служение Иисуса после воскресения. Вслед за вознесением Христа прошло еще десять дней, которые апостолы провели в Иерусалиме, ожидая обещанного сошествия Святого Духа, которое произошло в праздник Пятидесятницы (пятидесятый день после Пасхи).

1:4 ждите обещанного от Отца. Дух Святой был дарован и Отцом, и Сыном Его Иисусом (Ин. 14,1.26; 15,26).

1:5 Иоанн крестил водою. Иоанн Креститель крестил множество народа (Мф. 3,5.6.13-15; Мк. 1,5.9; Лк. 3,7-16.21). Водное крещение Иоанна, крещение покаяния (Мк. 1,4), являлось прообразом крещения Духом Святым и огнем (Лк. 3,16) во времена Мессии. См. статью "Откровение о Божественном призвании: крещение Иисуса".

через несколько дней. Т.е. дней, остававшихся до Пятидесятницы.

1:6 не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Слова Иисуса (Мф. 19,28) навели учеников на мысль, что Он, возможно, свергнет власть римлян и восстановит царство Израильское.

1:7 не ваше дело знать времена или сроки. Т.е. определенный период или точную дату Второго пришествия Иисуса Христа на землю (ср. 1 Фес. 5,2).

1:8 сойдет на вас Дух Святый. Иисус имеет в виду, что Святой Дух засвидетельствует факт Своего руководства их жизнью и внешним, видимым образом: сильным ветром, огненными языками, способностью апостолов говорить на иностранных языках (Деян., гл. 2).

свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Благовестие в Иерусалиме (гл. 2) показывает, как дело Божие охватило весь мир: "Иудеи... из всякого народа" (2,5), услышавшие проповедь и уверовавшие, пронесли ее по всей земле. Книга Деяний подробно рассказывает, как благовествование распространилось по Иерусалиму (Деян. 3,1 – 8,1), по Иудее и Самарии – до Антиохии Сирийской (8,1 – 12,25) и дальше (13,1 – 28,31).

1:9 Он поднялся. См. статью "Вознесение Иисуса".

1:10 два мужа в белой одежде. Белая одежда символизирует прославление (Мф. 17,2; Мк. 9,3; Откр. 1,14; 3,4.5.18; 4,4; 7,14).

1:11 мужи Галилейские! Присутствовавшие одиннадцать учеников были родом из Галилеи; двенадцатый – Иуда – происходил из Кариота в Иудее.

таким же образом. Иисус придет вновь в Своем прославленном воскресшем теле, на облаках небесных (Мф. 24,30; 26,64; Мк. 14,62; 1 Фес. 4,16.17; Откр. 1,7). См. статью "Второе пришествие Иисуса Христа".

1:12 с горы, называемой Елеон. Холм за Кедронской долиной к востоку от городской стены Иерусалима. Ученики были с Иисусом на горе вблизи Вифании (Лк. 24,50).

в расстоянии субботнего пути. Максимальное расстояние, которое позволялось преодолевать в субботу. Раввины исчисляли его длину в две тысячи локтей – 1000 метров.

1:13 взошли в горницу, где и пребывали. Вероятно, здесь ученики скрывались, опасаясь иудеев. Это могла быть та же горница, где они совершили Пасху и Иисус установил вечерю Господню (Мк. 14,25), либо комната в доме Марии, родственниц Варнавы (Кол. 4,10), где позднее собирались христиане (12,12). Вероятно, горница находилась недалеко от дворов храма, где собирались толпы пришедших в Иерусалим иудеев (2,5-12).

Варфоломей. Известен также под именем Нафанаил (Ин. 1,45; 21,2).

Иаков Алфеев. Иаков "меньший" (Мк. 15,40).

Зилот. Возможно, это прозвище указывает на то, что ранее Симон принадлежал к группе мятежников-зилотов.

Иуда, брат Иакова. "Иуда Иаковлев". Его же называли Фаддеем (Мф. 10,3; Мк. 3,18).

1:14 пребывали в молитве и молении. В оригинале: "пребывали в постоянной молитве". Иисус приучил Своих учеников молиться во всех случаях жизни. В своем Евангелии Лука приводит примеры молитвы (часто в уединении) Самого Иисуса (3,21; 5,16; 6,12; 9,18.28.29; 11,1; 22,32.41.42; 23,34.46).

с некоторыми женами. Это, без сомнения, женщины, следовавшие за Иисусом, помогавшие Его делу и позаботившиеся о Нем после Его смерти (Мф. 27,55.56; 28,1;Мк.15,40.41;Лк. 8,2.3; 23,49; 24,1.22).

Мариею, Материю Иисуса. Последнее упоминание о матери Иисуса в Новом Завете.

с братьями Его. Это сводные братья Иисуса (Мф. 13,55; Лк. 8,19-21; Ин. 7,3.10).

1:15 И в те дни. Десять дней между сорокадневным пребыванием Иисуса с апостолами (1,3) и днем Пятидесятницы (2,1).

1:16 мужи братия. Петр обращается непосредственно к мужчинам, потому что ведет речь о замене Иуды Искариота – одного из двенадцати мужей, изначально избранных Иисусом на апостольское служение (Мф. 10,2-4).

Надлежало исполниться тому, что в Писании. Слова из псалмов (68,26 и 108,8), приведенные в ст. 20, отнесены Петром прямо к Иуде Искариоту. Теперь "его достоинство" должен унаследовать кто-то другой.

предрек Дух Святый устами Давида. Дух Святой, используя поэтическое дарование Давида, вдохновил его облечь в словесную форму это пророчество.

1:17 получил жребий служения сего. В Своем провидении Бог попустил, чтоб Иуда некоторое время разделял служение апостолов.

1:18 приобрел землю. Иуда косвенным образом приобрел землю, когда вернул плату за предательство первосвященникам и старейшинам, которые на эти средства выкупили место для погребения странников, называемое "земля крови" (Мф. 27,8), по-арамейски: "акелдама".

неправедною мздою. Т.е. деньгами, полученными неправедным путем.

низринулся, расселось чрево его и выпали все внутренности его. Матфей сообщает, что Иуда удавился (Мф. 27,5). Возможно, здесь описывается то, что произошло с телом Иуды после.

1:21-22 Петр излагает критерии определения апостольства.

1:21 надобно, чтобы один из тех. Ср. ст. 24: "которого Ты избрал". Петр и другие ученики осознают, что они ответственны за выбор преемника на место Иуды, поэтому избрание должно произойти под державным водительством Божиим.

когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус. Это выражение охватывает все время общественного служения Иисуса от Его крещения до Его вознесения.

1:23 И поставили двоих. Очевидно, Иосиф и Матфий были избраны из большого числа "свидетелей воскресения" (согласно ст. 15, присутствовавших было около 120 человек).

1:26 бросили о них жребий. Ветхозаветный обычай, помогавший определить волю Божию (см. Исх. 28,30).

к... Апостолам. См. статью "Апостолы".



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.