Деяния 18 глава

Деяния Апостолов
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 После этого Павел покинул Афины и отправился в Коринф.
2 Там он встретил иудея по имени Акила, уроженца Понта. Тот недавно прибыл из Италии со своей женой Прискиллой (потому что кесарь Клавдий приказал всем иудеям покинуть Рим), и Павел пришёл навестить их.
3 У них было одно ремесло с Павлом: они изготавливали палатки, и поэтому Павел остался работать с ними.
4 Каждую субботу он рассуждал в синагоге с иудеями и греками, пытаясь их убедить.
5 Из Македонии пришли Сила и Тимофей, и Павел посвятил всё свое время возвещению слова, свидетельствуя иудеям о том, что Иисус — Христос.
6 Но так как те стали препятствовать ему и оскорблять его, то он, отряхнув пыль с одежды, сказал им:
— Вы сами повинны в своей гибели! Я чист, и теперь я иду к язычникам.
7 Павел вышел из синагоги и пошел в дом, стоявший рядом, в котором жил Титий Иуст, человек, чтущий Бога.
8 Начальник синагоги Крисп и все его домашние поверили в Господа. И многие из коринфян, слышавших Павла, уверовали и были крещены.
9 Однажды ночью Господь сказал Павлу в видении:
— Не бойся! Продолжай говорить и не умолкай.
10 Я с тобой, и никто не причинит тебе вреда. В этом городе есть много принадлежащих Мне людей.
11 И Павел провел там полтора года, уча их слову Божьему.
12 В то время, когда Галлион[111] был правителем провинции Ахаия[112], иудеи, собравшись, напали на Павла и привели его на суд.
13 Они стали обвинять его:
— Этот человек убеждает людей чтить Бога не так, как учит наш Закон.
14 Павел не успел ещё ничего сказать, когда Галлион обратился к обвинителям:
— Иудеи, если бы вы обвиняли его в каком-либо правонарушении или же в серьезном преступлении, то у меня было бы основание принять вашу жалобу.
15 Но так как здесь идет спор об учении, именах и вашем Законе, то решайте эти вопросы сами. Я не желаю быть судьей в подобных делах.
16 И он прогнал их из суда.
17 Тогда все схватили начальника синагоги Сосфена и избили его перед зданием суда, но Галлион не проявил к этому никакого интереса.
18 Павел пробыл ещё много дней в Коринфе. Затем он простился с братьями и вместе с Прискиллой и Акилой отплыл в Сирию. Перед отплытием Павел остриг волосы в Кенхреях, потому что некогда дал обет[113] Богу.
19 Они прибыли в Эфес, где Павел оставил Прискиллу и Акилу, а сам пошел в синагогу и рассуждал там с иудеями.
20 Они просили его остаться у них ещё на некоторое время, но он отказался.
21 — Я вернусь, если на то будет Божья воля, — пообещал Павел на прощание и отплыл из Эфеса.
22 Он сошел с корабля в Кесарии, пришёл в Иерусалим и, поприветствовав местную церковь, отправился в Антиохию.
23 Проведя некоторое время в Антиохии, Павел отправился оттуда в путь через Галатийскую область и Фригию, укрепляя всех учеников.
24 В Эфес тем временем пришёл иудей по имени Аполлос, родом из Александрии[114], человек образованный и хорошо знающий Писания.
25 Он был научен Пути Господа и говорил очень горячо[115] и убедительно, правильно уча об Иисусе, хотя сам он знал только крещение Иоанна.
26 Аполлос начал смело говорить в синагоге, и когда Прискилла и Акила его услышали, они пригласили его к себе и точнее объяснили ему Путь Божий.
27 Аполлос хотел идти в Ахаию, и братья, поощряя его, написали письмо ученикам, живущим там, с просьбой принять Аполлоса. Когда он пришёл туда, то оказал большую помощь тем, кто по Божьей благодати уверовал.
28 Аполлос убедительно опровергал иудеев в открытых диспутах, доказывая Писаниями, что Христос — это и есть Иисус.

Новой Женевской Библии

18:1 Коринф. Начиная с 27 г. до Р.Х. этот город был столицей Ахаии, провинции Римской империи. Он был расположен в семидесяти километрах к западу от Афин и находился на перешейке, соединяющем Аттику с Пелопоннесом. Хотя в период с VIII по VI вв. до Р.Х. Коринф был большим процветающим городом, он пришел в упадок и в 338 г. до Р.Х. был захвачен Филиппом II Македонским. В 196 г. до Р.Х. его взяли римляне, в 146 г. они же разграбили его в наказание за мятеж; наконец в 44 г. до Р.Х. он был восстановлен Юлием Цезарем. В новозаветные времена население Коринфа превосходило 200 тысяч человек и состояло из греков, вольных поселенцев из Италии, ветеранов римской армии, торговцев, правительственных чиновников, выходцев с Ближнего Востока, в том числе значительного иудейского контингента (среди развалин Коринфа была найдена часть надписи из иудейской синагоги) и множества рабов. Богатый, многолюдный Коринф был насквозь проникнут духом язычества и разврата. В городе было множество языческих капищ, а в южной его части стоял храм Афродиты. С V в. до Р.Х. выражение «вести себя по-коринфски» означало «быть развращенным».

18:2 Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его. Акила был уроженцем Понта, северной области Малой Азии. Имя Прискиллы часто упоминается перед именем ее супруга (Рим 16:3; 2Тим 4:19); это, возможно, указывает, что она занимала более высокое общественное положение, чем он, или что она руководила их делом по изготовлению палаток.

18:6 отрясши одежды свои. См. 13:51 и ком.

кровь ваша на главах ваших. Ср. Мф 27:25.

18:7 к некоторому чтущему Бога, именем Иусту. В подлиннике: «Титию Иусту». Римский гражданин Титий Иуст (оба имени — римские) был язычником, принявшим веру. Возможно, что он принадлежал к одному из семейств, отправленных на заселение Коринфа Юлием Цезарем, и есть основания отождествлять его с Гаием из Рим 16:23, о котором сказано, что его крестил Павел (1Кор 1:14).

18:8 Крисп же, начальник синагоги. В качестве начальника синагоги Крисп отвечал за подготовку всего необходимого для богослужения. Этого Криспа (и, но, его домашних) крестил Павел (1Кор 1:14).

со всем домом своим. См. 16:15 и ком.; 16:31−33.

18:10 у Меня много людей в этом городе. Иисус заверяет, что труды Павла в Коринфе не будут бесплодны, потому что в этом городе живут принадлежащие Богу люди (т.е. те, кого Бог предназначил для вечной жизни; 13:48). Несмотря на то, что избранные в среде коринфян еще не приняли в полной мере Евангелие, поскольку еще даже не слышали проповеди Павла, они, тем не менее, уже принадлежали Богу.

18:12 во время проконсульства Галлиона в Ахаии. Лука совершенно точно называет административного главу этой сенатской провинции (Ахаии) проконсулом. Надпись, найденная в Дельфах, в Греции, упоминает Галлия, бывшего проконсулом в 52 г. по Р.Х.

18:13 не по закону. Т.е. в нарушение римского закона, запрещавшего исповедовать те религии, которых Рим официально не признал. Иудаизм был признан официально. Христианство первоначально рассматривалось как ответвление иудаизма, и было, таким образом, законной религией.

18:18 по обету. Хотя это выражение может быть отнесено к Акиле, вероятнее, что имеется в виду Павел. Поскольку назорейские обеты предполагали строгие обряды очищения, не осуществимые в языческих странах (Чис 6:1−21), это был, вероятно, частный обет, данный Павлом в качестве благочестивого упражнения. Стрижка волос (которые оставались нестриженными на период обета) знаменовала завершение обета.

18:23 проведя там несколько времени. Т.е. в Антиохии. Вероятно, речь идет о нескольких месяцах — с осени 52 г. до весны 53 г. по Р.Х.

вышел. Это начало третьего миссионерского путешествия апостола Павла.

страну Галатийскую и Фригию. Павел начал с ближайших местностей в южной части Малой Азии, где он уже потрудился прежде.

Деян 18:23 — 21:16)" border="0" />

Повторное посещение Асии и Греции (Третье миссионерское путешествие Павла, Деян 18:23 — 21:16).

Примечания:

 
Новый русский перевод
12 [111] — Брат Сенеки (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — римского государственного деятеля, философа-стоика и писателя, воспитателя императора Нерона. Впоследствии Нерон принудил Сенеку, как и Галлиона, совершить самоубийство.
12 [112] — Римская провинция, включавшая в себя большую часть той территории, на которой расположена современная Греция.
18 [113] — Вероятно это был обет назорейства. Тот, кто давал такой обет, не должен был пить вина и стричь себе волосы. По окончании обета человек стригся и приносил жертву в храме (см. Чис 6:1-21).
24 [114] — Крупный портовый город в Египте, где была большая иудейская диаспора.
25 [115] — Или: говорил пламенея Духом.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.