Деяния 2 глава

Деяния Апостолов
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Наступил день Пятидесятницы[10], и все они были вместе.
2 Вдруг с небес послышался звук, напоминающий шум ураганного ветра, который заполнил весь дом, где они сидели.
3 Ученики увидели нечто похожее на огненные языки, которые разделились и остановились по одному на каждом из них.
4 Все они исполнились Святым Духом и начали говорить на разных языках: эту способность давал им Дух.
5 В Иерусалиме в это время находились благочестивые иудеи из разных стран под небом.
6 На шум собралось много народа; люди недоумевали, потому что каждый из них слышал, как те говорили на его родном языке.
7 Изумляясь и дивясь, они спрашивали:
— Разве все эти люди не галилеяне?
8 Как же это каждый из нас слышит их говорящими на нашем родном языке?
9 Среди нас есть парфяне, мидяне, еламиты, жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и провинции Азия[11],
10 Фригии и Памфилии, Египта, окрестностей Ливии, прилегающих к Кирене, жители Рима,
11 иудеи и обращенные в иудаизм, критяне и арабы, и все мы слышим, как они говорят о великих делах Божьих на наших языках!
12 Удивленные и растерянные, они спрашивали друг друга:
— Что бы это могло значить?
13 Некоторые же насмехались:
— Они напились молодого вина!
14 Петр, поднявшись вместе с другими одиннадцатью и обращаясь к народу, громко сказал:
— Иудеи и все жители Иерусалима! Чтобы вам стало понятно, выслушайте внимательно, что я скажу.
15 Люди эти не пьяны, как вы думаете: сейчас ведь всего третий час дня[12].
16 Но это исполняются слова пророка Иоиля:
17 «В последние дни, — говорит Бог, — Я изолью Духа Моего на всех людей. Ваши сыновья и дочери будут пророчествовать, ваши юноши будут видеть видения, и вашим старцам будут сниться сны.
18 Даже на слуг и на служанок Моих Я изолью в те дни Моего Духа, и они будут пророчествовать.
19 Я покажу чудеса в вышине небес и знамения внизу на земле: кровь, огонь и клубы дыма.
20 Солнце превратится во тьму, а луна — в кровь, перед тем, как наступит великий и славный день Господа.
21 И каждый, кто призовет имя Господа, будет спасен»[13].
22 Израильтяне, выслушайте, что я вам скажу об Иисусе из Назарета: Бог удостоверил вас в том, что послал Иисуса, могущественными делами, чудесами и знамениями, которые, как вы сами знаете, Бог совершал через Него у вас на глазах.
23 Его, преданного по замыслу и предведению Бога, вы, пригвоздив руками беззаконников[14], убили.
24 Но Бог воскресил Его, освободив из плена смерти, и смерть была не в силах Его удержать.
25 Давид говорит о Нем:
«Всегда Я видел Господа перед Собой: Он по правую руку от Меня — Я не поколеблюсь.
26 Поэтому веселится сердце Мое, и радуется язык, и тело Мое будет жить надеждой.
27 Ведь Ты не оставишь Мою душу в мире мертвых и не дашь Твоему Святому увидеть тление.
28 Ты показал Мне пути жизни; Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим»[15].
29 Братья, разрешите мне сказать вам прямо, что праотец Давид умер и был похоронен. Его могила сохранилась у нас до сегодняшнего дня.
30 Он был пророком, и, зная, что Бог обещал ему с клятвой возвести на его престол одного из его потомков[16],
31 он, видя будущее, говорил о воскресении Христа, что Тот не был оставлен в мире мертвых и Его тело не увидело тления[17].
32 И вот, Бог воскресил Иисуса, и мы все этому свидетели!
33 Он был вознесен и посажен по правую руку от Бога и, получив от Отца обещанного Святого Духа, излил то, что вы сейчас видите и слышите.
34 Ведь Давид не поднимался на небеса, но он сказал:
«Сказал Господь Господу моему: „Сядь по правую руку от Меня,
35 пока Я не повергну врагов Твоих к ногам Твоим“»[18].
36 Поэтому пусть весь дом Израиля будет уверен в том, что Этого Иисуса, Которого вы распяли, Бог сделал и Господом, и Христом!
37 Когда люди услышали это, их сердца стали терзаться муками совести. Они спрашивали Петра и других апостолов:
— Братья, что нам делать?
38 Петр отвечал:
— Покайтесь, и пусть каждый из вас будет крещен во имя Иисуса Христа для прощения ваших грехов, и вы получите в дар Святого Духа.
39 Ведь это обещание относится к вам, вашим детям и к тем, кто вдали: ко всем, кто будет призван Господом, нашим Богом.
40 И многими другими словами Петр убеждал их, говоря:
— Спасайтесь от этого развращенного поколения.
41 Те, кто принял его проповедь, крестились. В тот день присоединилось около трех тысяч человек.
42 Они твердо держались учения апостолов, всегда пребывая в общении, в преломлении хлеба и в молитвах.
43 Все были полны трепета перед Богом, и через апостолов совершалось много чудес и знамений.
44 Все верующие были вместе, и всё у них было общее.
45 Они продавали свои владения и имущество и раздавали всем, в зависимости от нужды каждого.
46 Каждый день они единодушно пребывали в храме, а по домам преломляли хлеб и ели с радостью и искренностью в сердце,
47 прославляя Бога и пользуясь добрым расположением всего народа. Господь ежедневно прибавлял к ним спасаемых.

Новой Женевской Библии

2:1 дня Пятидесятницы. Пятидесятый день после субботы пасхальной недели (Лев 23:4−7.15.16). Таким образом, Пятидесятница, отмечавшаяся в первый день недели (наше воскресенье), была одним из трех великих израильских праздников. Ей предшествовала Пасха (Лев 23:4−8; Чис 28:16−25); спустя четыре месяца после нее совершался праздник Кущей (Лев 23:33−43; Чис 29:12−38; ср. Ин 7:1−44). Пятидесятницу называют также «праздником седмиц», так как она совершалась через семь недель после Пасхи (Втор 16:10), «праздником жатвы», потому что в это время собирали первые плоды урожая (Исх 23:16), и «днем первых плодов» (Чис 28:26).

все они были единодушно вместе. Там были все апостолы и, вероятно, «человек около ста двадцати», упомянутые ранее (1:16).

2:2 шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Ветер является символом присутствия Святого Духа (Иез 37:9, 13; Ин 3:8); огонь — очищающей силы Святого Духа или Его суда (Мф 3:11, 12).

2:4 все. Все сто двадцать человек (1:15). См. Иоиль 2:28, где говорится об излиянии Духа Божия «на всякую плоть».

исполнились... Духа Святаго. Сошествие Духа является исполнением обещанного в Лк 24:49 и Деян 1:5, 8; однако из этого не следует, будто в ветхозаветное время Дух Святой не пребывал с народом Божиим и не действовал в его среде (см. «Дух Святой» — Пс 50:13 и Ис 63:10−11; «Дух Господень» — Суд 3:10; 1Цар 10:6; Ис 11:2). См. статью «Утешитель: служение Святого Духа».

как Дух давал им. Не может быть христианского служения и духовного роста без Божиего участия (Еф 2:10; Флп 2:12, 13).

Работа Духа Святого.

2:5 Иудеи, люди набожные. Т.е. благочестивые иудеи (ср. Лк 2:25; Деян 8:2; 22:12), прибывшие в Иерусалим для празднования Пятидесятницы.

2:8−11 Перечисление представителей пятнадцати народностей начинается с восточной группы, в пределах нынешних Ирана и Ирака («Парфяне... Мидяне... Еламиты, и жители Месопотамии», т.е. куда были отведены иудеи, плененные Ассирией и Вавилоном). Далее следует запад, Иудея, затем — север, Малая Азия (Каппадокия, Понт, Асия, Фригия и Памфилия), после чего — Северная Африка (Египет и части Ливии, прилежащие к Киринее) и, наконец, Рим Список заключают две далеко отстоящие друг от друга области: остров Крит и Аравия.

Пришедшие на празднование Пятидесятницы.

2:15 теперь третий час дня. Соответствует девяти часам утра. В праздничные дни обычно постились, по меньшей мере, до четвертого часа. Так что обвинение в пьянстве было безосновательным.

2:17−21 Это цитата из Иоиль 2:28−32 по греческому тексту ВЗ. Слова Иоиля, пророка Божия, авторитетны и достоверны, и Петр утверждает, что сказанное им — слово от Бога. Цитата дается в целом по тексту Иоиля. Слова «в последние дни» (ср. Ис 2:2; Ос 3:5; Мих 4:1; 1Пет 1:20; 1Ин 2:18; 1Тим 4:1; 2Тим 3:1) выражают эсхатологическое истолкование Петром слов Иоиля. По толкованию Петра, эти слова относятся к новому завету, противопоставленному времени первого, уже минувшего ветхого завета (Евр 8:7; Евр 9:1).

2:22 Иисуса Назорея. См. 6:14; 10:38; 22:8; 26:9; Лк 18:37; Лк 24:19. В своей проповеди Петр выделяет самые важные моменты: смерть Иисуса (ст. 23), Его телесное воскресение (ст. 24−32), Его вознесение (ст. 33), Его воцарение (ст. 34, 36) и Его победу при Втором пришествии (ст. 35).

засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями. Хотя факт происхождения Иисуса из Назарета был для некоторых камнем преткновения (ср. Ин 1:46), Бог ясно засвидетельствовал, что Иисус и есть Мессия. 23 по определенному совету и предведению Божию. Хотя нечестивые люди, иудеи и язычники (4:27−28), по собственной воле предали Иисуса на смерть, их действия были попущены Богом с определенной целью (ср. 2Пар 25:16; Иер 21:10; Дан 11:36; Деян 17:26) и при постоянном промыслительном водительстве Божием. Богом была предопределена смерть Сына Его, но ответственность за преступное распятие Иисуса Он возлагает на человека (3:17−18; 4:27−28; 13:27). Иудеи не могли оправдаться, обвиняя в смерти Иисуса римлян: они сами обратились к римлянам с просьбой распять Его. Петр учит, что ответственность лежит на иудеях (3:15; 4:10; 5:30; 10:39).

пригвоздив. Лука вновь подчеркивает, что Иисус претерпел мучительную римскую казнь через распятие (Лк 24:39).

2:25 Давид говорит. В Пс 15 Давид, в первую очередь, пишет о себе и своих страданиях, но в приведенных здесь стихах он говорит об Иисусе (ст. 25), Святом Божием, чье тело не узнало тления (ст. 27).

2:33 быв вознесен десницею Божиею. План Божий не заканчивался воскресением Сына Его: Он должен был быть вознесен и занять место, от века принадлежавшее Ему наравне с Отцом (Ин 17:5).

приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил. Здесь излагается учение о Святой Троице: Петр показывает, как Отец (ст. 32:33) действовал в жизни, смерти, воскресении и вознесении Иисуса, Сына Своего, и как Святой Дух совершил чудо: Его служители заговорили на различных языках.

2:36 В этом важнейшем месте Петр не только утверждает, что Иисус — обетованный Богом Мессия (3:18, 20; Ис 11:1; Лк 4:18−21), но что Он — прославленный Господь (Рим 10:9; Флп 2:9−11) и победоносный Царь (1Кор 15:24−25; Откр 19:16).

2:38 покайтесь, и да крестится каждый из вас. Покаяние (обращение к Богу с сожалением о грехе) и крещение были важными частями служения Иоанна Крестителя (Мф 3:1; Мк 1:4) и Самого Иисуса (Мф 4:17; Мф 11:20; Лк 13:3, 5), а также аспектами проповеди и учения Церкви (Мф 28:18−19). См. статью «Крещение».

во имя Иисуса Христа. Краткое изложение сказанного у Матфея (28:18−19) — крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа; здесь упомянут только Иисус, поскольку проповедь Петра касалась лишь Его Самого и Его служения.

для прощения грехов. Крещение — знак и печать духовного очищения, которое дарует Дух Святой через прощение грехов (Тит 3:5).

дар Святаго Духа. Дар присутствия Святого Духа, а также дарование прощения (Еф 1:7). Примечательно, что Петр не упоминает здесь о ниспослании дара языков. Два дара: прощение и пребывание Святого Духа — должны рассматриваться как существенно важные для того, чтобы верующие принесли «плоды» Духа в жизни (Гал 5:22−23) и чтобы проявились различные дарования, которые Дух благоволит послать в разное время отдельным верующим (1Кор 12:4−11).

2:39 Петр провозглашает, что спасение через прощение грехов посредством Помазанника Божия, Мессии, обещано иудеям, которые услышат Его проповедь, их детям и всем дальним (т.е. язычникам, Еф 2:11−13). Здесь снова кратко выражено содержание Книги Деяний: благовествование предназначено и иудеям, и язычникам — «всем, кого ни призовет Господь Бог наш». Спасение основано на Божием избрании, Его призыве (Ин 6:37; Еф 1:4−5). См. статью «Крещение младенцев».

2:42 пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Краткое изложение основных элементов христианского ученичества: учение Христа о Нем Самом и Его деле (Мф 16:17−19; Лк 24:46), ответственность христиан как Его последователей (Мф, гл. 5−7), общение Христа со Своими учениками (Ин, гл. 13), вечеря Господня — преломление хлеба (Мф 26:17−30) и Его молитва за учеников и совместно с ними (Мф 6:5−13; Лк 11:1−13; Ин, гл. 17).

2:44 Все же верующие были вместе. Это свидетельство о духовном единстве, к которому призывал и Павел (Еф 4:3).

2:45 И продавали имения. См. 4:32: «все у них было общее».

2:46 преломляя по домам хлеб. Это касается обычной ежедневной пищи.

2:47 Господь же... прилагал. Владыка Церкви — Господь, Он Сам Своей державной силой созидает ее (Мф 16:18; 1Кор 3:9).

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [10] — В знач.: «праздник Недель» — иудейский праздник сбора урожая, праздновался на 50-й день после праздника Пасхи.
9 [11] — Здесь имеется в виду римская провинция на западе Малой Азии. Так же по всей книге.
15 [12] — В знач.: «девять часов утра».
17 [13]Иоиль 2:28-32.
23 [14] — То есть язычников.
25 [15]Пс 15:8-11.
30 [16] — См. 2Цар 7:12-13; Пс 88:4-5; Пс 131:11.
31 [17] — См. Пс 15:10.
34 [18] — См. Пс 109:1.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.