Деяния 5 глава

Деяния Апостолов
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Один же человек, по имени Анания, вместе со своей женой Сапфирой продал свое имение
2 и часть вырученной суммы утаил, причем его жена знала об этом. Остальное же он принес и положил к ногам апостолов.
3 Петр сказал ему:
— Анания, как это сатана мог завладеть твоим сердцем настолько, что ты солгал Святому Духу и утаил часть денег, которые ты получил за проданную землю?
4 Ведь земля до того, как ты её продал, была твоей, и деньги, которые ты за неё получил, тоже твои. Почему же ты замыслил такое? Ты солгал не людям, а Богу.
5 Как только Анания услышал эти слова, он упал мертвым. Все присутствующие сильно испугались.
6 Подошли молодые люди, завернули его тело, вынесли и похоронили.
7 Часа три спустя пришла его жена, ничего не знавшая о происшедшем.
8 Петр спросил её:
— Скажи мне, вы с мужем за такую-то сумму продали землю?
— Да, — ответила она, — за такую.
9 Петр сказал ей:
— Что это вы сговорились испытывать Духа Господа? Ты слышишь шаги у дверей? Это возвращаются хоронившие твоего мужа. Они и тебя вынесут.
10 И в тот же момент она упала к его ногам мертвой. Молодые люди вошли и, найдя её мертвой, вынесли и похоронили её рядом с мужем.
11 Всей церковью и всеми, кто об этом слышал, овладел великий страх.
12 Через апостолов в народе совершалось много знамений и чудес. Все верующие собирались вместе в колоннаде Соломона.
13 И никто из случайных людей не решался к ним присоединяться, хотя народ их очень уважал.
14 Верующих же в Господа становилось всё больше и больше, и мужчин, и женщин.
15 Люди выносили на улицы больных, клали их на носилках и циновках, чтобы хоть тень Петра упала на них, когда он будет проходить мимо.
16 И из городов, что были близ Иерусалима, приходили толпы людей. Они приносили больных и одержимых нечистыми духами, и все исцелялись.
17 Первосвященник и все его приближенные, принадлежавшие к группе саддукеев, переполнились завистью.
18 Они арестовали апостолов и заключили их в народную темницу.
19 Однако ангел Господа ночью открыл ворота темницы и вывел их.
20 — Идите, станьте в храме, — сказал он, — и говорите людям всё об этой новой жизни.
21 Они послушались и, придя рано утром в храм, начали учить.
Прибыв, первосвященник и его приближенные созвали Высший Совет и всех старейшин Израиля и послали в темницу за апостолами.
22 Но когда стражники пришли в темницу, то не нашли их там и, возвратившись, доложили:
23 — Темничные ворота надежно закрыты, у ворот стоит охрана, но когда мы вошли внутрь, мы никого там не нашли.
24 Выслушав их, начальник храмовой стражи и первосвященники пришли в недоумение — что бы это значило?
25 Потом кто-то пришёл и сообщил им:
— Люди, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошел со стражниками и привел апостолов. Они не применяли силу, потому что боялись, что народ может побить их камнями.
27 Апостолов ввели и поставили перед Высшим Советом. Первосвященник сказал им:
28 — Мы вам строго запретили учить от этого имени, но вы весь Иерусалим наполнили своим учением и хотите обвинить нас в смерти Этого Человека.
29 Петр и другие апостолы ответили:
— Мы должны больше подчиняться Богу, чем людям!
30 Бог наших отцов воскресил Иисуса, Которого вы убили, повесив на дереве[36].
31 Но Бог вознес Его и посадил по правую руку от Себя как Вождя и Спасителя, чтобы дать Израилю возможность покаяния и прощения грехов.
32 Свидетели этому — мы и Святой Дух, Которого Бог дал тем, кто послушен Ему.
33 Когда присутствующие услышали это, они пришли в ярость и хотели убить их.
34 Но тогда встал один из членов Высшего Совета, фарисей[37] по имени Гамалиил, учитель Закона, уважаемый всем народом. Он велел вывести апостолов на некоторое время.
35 Затем он сказал:
— Израильтяне, хорошо подумайте о том, что вы собираетесь сделать с этими людьми.
36 Не так давно объявился здесь Февда, выдававший себя за кого-то великого. За ним пошло около четырехсот человек, но когда он был убит, то все его последователи разбежались, и всё окончилось ничем.
37 После него был Иуда из Галилеи. Он появился во время переписи и увлек народ за собой. Он тоже погиб, и его последователи рассеялись.
38 Поэтому в данном случае вот вам мой совет: оставьте этих людей. Отпустите их. Если их начинание от людей, то оно обречено на провал.
39 Если же оно от Бога, то вы не сможете их остановить, а лишь сами окажетесь противниками Бога.
Его речь убедила присутствующих.
40 Они призвали апостолов и приказали их избить. Потом они ещё раз запретили им говорить от имени Иисуса и отпустили.
41 Апостолы покинули Высший Совет, радуясь тому, что они оказались достойными понести такое бесчестие ради имени Иисуса.
42 И каждый день в храме и по домам они продолжали учить и возвещать Радостную Весть о том, что Иисус — Христос.

Новой Женевской Библии

5:2 утаил из цены. Анания и его жена были вправе оставить себе всю выручку от продажи земли, поскольку земля и деньги за нее принадлежали им (5:4). Чистота всей Церкви оказывалась под угрозой из-за лжи нескольких грешников (ср. Лев 10:1−2; Чис 16:23−35; Нав 7:19−25; 2Цар 6:1−7). Основная причина гибели Анании с Сапфирою — они «допустили сатане вложить в сердце» их греховные наущения и действовали согласно им (см. ст. 3), солгав Духу Святому.

5:3 допустил сатане вложить в сердце твое. Позднее Петр предостерегал христиан против силы сатаны и его посягательств на них (1Пет 5:8).

солгать Духу Святому. В ст. 4 Петр говорит Анании, что тот солгал Богу. Так Петр указывает на Божественность Духа Святого (ст. 9).

5:6 приготовили его к погребению. Вероятно, обернули в погребальные пелен (ср. погребение Иисуса, Мф 27:59−60).

5:11 всю церковь. Греч.: «екклезия». В Древней Греции словом «екклезия» назывались собрания народа (ср. 19:32, где это слово так и переведено). Новый Завет первоначально обозначал этим словом верующих, объединенных в общину (8:1; 11:22; 13:1). В посланиях апостола Павла это слово применяется к Церкви Иисуса Христа в более широком смысле: оно означает «Тело Христово», Вселенскую Церковь (Еф 4:3−4; Еф 5:25, 29−30).

5:13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним. Ни один неискренний последователь не смел причислить себя к Церкви. Нравственные требования были очень высоки.

5:14 Верующих... мужчин и женщин. Приходили и присоединялись к Церкви истинно верующие. Это — первое место в Деяниях, где среди верующих упомянут женщины. Как и в своем Евангелии (напр., Лк 7:28; 8:2, 3; 17:35; 23:27:29:49:55), в Книге Деяний Лука часто упоминает о них (1:14; 8:3, 12; 9:2, 36; 13:50; 16:1, 13, 14; 17:4, 12, 34; 18:2; 21:5).

5:15 тень проходящего Петра. Как целительная сила Иисуса изошла от Него при прикосновении кровоточивой женщины к Его одежде (Мк 5:27−28), так Бог дарует Петру силу исцелять «соприкоснувшихся» с его тенью; это же происходило с платками и опоясаниями с тела Павла (19:11, 12).

5:21 синедрион. Верховный иудейский религиозный суд в Иерусалиме, состоявший из семидесяти одного человека. При римском владычестве эта группа, куда входили верхушка саддукейской партии и книжники из среды фарисеев и их единомышленников, решала различные религиозные, общественные и юридические дела в Палестине.

5:28 навести на нас кровь Того Человека. В 2:23; 3:15−16 и 4:10−11 говорится, что Петр и бывшие с ним апостолы возложили вину за смерть Иисуса на членов синедриона. Народ слышал эти обвинения.

5:31 Его возвысил Бог десницею Своею. Это заявление синедрион должен был истолковать как свидетельство о воскресении. Такое возвеличение Богом делало воскресшего Иисуса равным Богу (ср. Ин 5:18; Ин 10:33).

5:34 Гамалиил. Один из наиболее известных раввинов своего времени. Гамалиил был учителем Павла (22:3) и, вероятно, приходился внуком великому рабби Гиллелю, главе одной из двух главных иудейских школ толкования Торы (Закона). В отличие от школы Шаммая, Гамалиил и школа Гиллеля были известны большей терпимостью своего толкования (ср. Мф 19:3).

5:36 Февда. См. Введение: Время и обстоятельства написания.

5:37 во время переписи. Это не та перепись, упомянутая Лукой (2:1), которую император Август велел провести ок. 8 г. до Р.Х. (она была, однако, отложена до 5 или 6 г. до Р.Х.), а перепись, проходившая на 14 лет позже, в 6 г. по Р.Х., в правление прокуратора Копония.

Иуда Галилеянин. Иосиф Флавий («Иудейская война», 20.118) говорит о некоем галилеянине, который поднял восстание, противясь выплате налогов и подчинению римлянам. Восстание не удалось, но, возможно, так зародилась партия зилотов. Апостол Симон Зилот (1:13; Мф 10:4), вероятно, прежде был членом этой группы.

5:40 били их. Апостолы получили традиционные «сорок ударов без одного» (2Кор 11:24).

5:41 за имя. См. ком. к 4:7.

5:42 об Иисусе Христе. Проповеди в Книге Деяний постоянно указывают на Иисуса как на Христа, Мессию (2:31; 3:20; 9:22; 17:3; 18:5, 28; 26:23).

Примечания:

 
Новый русский перевод
30 [36] — См. Втор 21:22-23; Гал 3:13.
34 [37] — Член религиозной группы, которую отличало неукоснительное выполнение Закона, следование обычаям предков и строгое соблюдение ритуальной чистоты.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.