Деяния 8 глава

Деяния Апостолов
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Савл же одобрял это убийство.
С того дня началось большое гонение на иерусалимскую церковь, и все, кроме апостолов, рассеялись по Иудее и Самарии.
2 Благочестивые люди похоронили Стефана и горько оплакивали его.
3 А Савл преследовал церковь. Он ходил из дома в дом, хватал мужчин и женщин и бросал их в темницу.
4 Между тем, рассеявшиеся, изгнанные из своих мест, возвещали слово Божье везде, куда бы они ни приходили.
5 Филипп пришёл в главный город Самарии и возвещал там о Христе.
6 Толпы народа единодушно слушали то, что он говорил, и видели знамения, которые он совершал,
7 потому что из многих одержимых выходили с громким криком нечистые духи, и многие парализованные и хромые получали исцеление.
8 И в городе том была большая радость.
9 Был там один человек по имени Симон, который раньше занимался в этом городе колдовством, изумляя жителей Самарии; сам он выдавал себя за кого-то великого.
10 Все люди, и простые, и знатные, слушали его с восхищением, говоря:
— Этот человек — проявление всемогущего Бога, Которого называют Великим.
11 А восхищались им потому, что он уже долгое время удивлял людей своим колдовством.
12 Но когда жители этого города поверили Филиппу, возвещающему Царство Божье и имя Иисуса Христа, то многие мужчины и женщины приняли крещение.
13 Симон тоже поверил и принял крещение. Он повсюду ходил за Филиппом, удивляясь знамениям и великим чудесам.
14 Когда апостолы в Иерусалиме услышали о том, что в Самарии приняли слово Божье, они послали к ним Петра и Иоанна.
15 Те пришли и молились, чтобы новообращенные получили Святого Духа,
16 потому что ни на кого из них Дух ещё не сошел, они только были крещены во имя Господа Иисуса.
17 Затем Петр и Иоанн возложили на них руки, и они приняли Святого Духа.
18 Когда Симон увидел, что Дух[61] был дан через возложение рук апостолов, он предложил им деньги,
19 говоря:
— Дайте и мне такую силу, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Святого Духа.
20 Но Петр ответил:
— Пусть твои деньги погибнут вместе с тобой, раз ты думаешь, что можешь купить дар Божий за деньги!
21 У тебя нет никакого права участвовать в этом деле, потому что сердце твое не право перед Богом.
22 Раскайся в этом зле и молись Господу, может быть, Он простит тебе такие мысли.
23 Я вижу, что ты полон горькой желчи и скован цепями неправды.
24 Симон ответил:
— Помолитесь обо мне Господу, чтобы со мной не приключилось ничего из сказанного вами.
25 Апостолы свидетельствовали и возвещали там слово Господа. Потом они пошли обратно в Иерусалим и по дороге возвещали Радостную Весть во многих самарийских селениях.
26 Ангел Господа сказал Филиппу: «Ступай на юг, на дорогу[62], что ведет через пустыню из Иерусалима в Газу».
27 Филипп встал и пошел. В это время там находился эфиопский евнух, придворный Кандакии[63], то есть царицы эфиопов, заведовавший всей её казной. Он приезжал на поклонение в Иерусалим
28 и теперь возвращался домой. Сидя в своей колеснице, он читал пророка Исаию.
29 Дух сказал Филиппу: «Подойди к этой колеснице и иди рядом».
30 Филипп подбежал к колеснице и услышал, что в ней читают пророка Исаию.
— Ты понимаешь то, о чем читаешь? — спросил Филипп.
31 — Как же мне понять без разъяснения? — ответил тот и пригласил Филиппа подняться и сесть с ним.
32 А читал он следующее место из Писания:
«Как овца, Он был веден на заклание, и как ягненок перед стригущим безмолвен, так и Он не открывал уст Своих.
33 Он был унижен и лишен права на справедливый суд. Кто может рассказать о Его потомках? Ведь Его жизнь забирается от земли»[64].
34 Евнух спросил Филиппа:
— Скажи мне, о ком здесь говорит пророк, о себе или о ком-то другом?
35 Тогда Филипп стал объяснять, начав с этого места Писания, и рассказал ему Радостную Весть об Иисусе.
36 Тем временем они приблизились к какой-то воде.
— Смотри, вот вода, — сказал евнух. — Что мешает мне принять крещение?
37 Филипп сказал:
— Если ты веришь всем сердцем, то можно.
Евнух сказал:
— Я верю, что Иисус Христос — Сын Божий.[65]
38 Он приказал остановить колесницу, оба они, Филипп и евнух, вошли в воду, и Филипп крестил его.
39 А когда они вышли из воды, Дух Господа унес Филиппа, и евнух его больше не видел. Радостный он продолжал свой путь.
40 А Филипп оказался в городе Азоте. Он возвещал Радостную Весть во всех городах, пока не пришёл в Кесарию.

Новой Женевской Библии

8:3 А Савл терзал церковь. Употребленная здесь форма глагола, переведенного как «терзал», указывает на непрерывное и длительное преследование Савлом членов церкви.

8:4 рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Из-за преследований Евангелие стало быстро распространяться (11:19). «Кровь мучеников-христиан есть семя церкви», — сказал позднее Тертуллиан.

Миссионерские путешествия Филиппа.

8:9 Симон. Симон волхв часто упоминается в раннехристианской литературе как главный враг Церкви и один из вождей гностической ереси. Гностицизм учил, что человек достигает спасения не благодаря искупительной смерти Христа, а посредством тайного знания о Боге. Иустин Мученик (умер ок. 165 г. по Р.Х.), сам самарянин, сообщает, что почти все самаряне считали Симона богом (самаряне называли его «великой силой», ст. 10). Ириней Лионский (умер ок. 180 г. по Р.Х.) в своем труде «Против ересей» указывает, что Симон был одним из родоначальников гностических ересей. Хотя Симон из ст. 9 мог быть иным лицом, отцы Церкви отождествляли обоих, и контекст 8:9−11 несомненно указывает, что это одно и то же лицо.

8:15 приняли Духа Святаго. Уверовавшие самаряне еще не получили явного свидетельства живого внутреннего присутствия Святого Духа, хотя Он обитал в них, верующих (Рим 8:9).

8:20 серебро твое да будет в погибель с тобою. Букв.: «Иди в вечную погибель, в ад, — ты сам и твои деньги» (Мф 7:13; Откр 17:8).

8:22−23 Своими словами и поступками Симон доказал, что его вера во Христа не истинна. Он все еще был в «узах неправды» (ср. Рим 6:16; Рим 8:8) и полон «горькой желчи» (ср. Втор 29:18; Рим 3:14). Исповедание веры на словах, без покаяния, указывает на отсутствие истинной веры.

8:27 муж Ефиоплянин. Это был министр финансов Эфиопии, современной Нубии, области, простиравшейся от современного Ассуана до Хартума.

евнух. Это слово указывает на то, что он либо был скопец, занимавший официальную должность при дворе, либо важное правительственное лицо; в Септуагинте слово «евнух» часто означает правительственного чиновника.

Кандакии. Титул царицы-матери, которая правила вместо сына. Царя, как сына солнца, считали слишком священной особой, чтобы он лично вникал в мирские дела.

8:28 читал пророка Исаию. Если ефиоплянин читал сказанное о милости Господней к евнухам (Ис 56:3−5; ср. Втор 23:1), он, естественно, должен был прочитать гл. 53 из Книги пророка Исаии (см. ком. к 8:35).

8:30 услышав, что он читает. В древности общепринято было читать вслух.

8:35 об Иисусе. Филипп начал с гл. 53 пророка Исаии и показал, что раб, о котором говорится в этом отрывке, и есть Муж скорбей, Иисус. Из текста Луки можно заключить, что Филипп обратился и к другим местам ВЗ, чтобы подтвердить, что Иисус и есть Мессия.

8:40 в Азоте. См. 1Цар 5:1. Один из пяти древних филистимских городов, расположен на побережье Средиземного моря, между Газой и Кесарией. Филипп проповедовал Евангелие во всех городах вдоль побережья, пока не дошел до Кесарии, большого города, перестроенного Иродом Великим (на месте Стратоновой башни, «укрепленной башни»). Здесь была прекрасная гавань, которую Ирод расширил для нужд морской торговли (21:8). Город служил резиденцией римским прокураторам — Пилату, Феликсу (23:33 — 24:4) и Фесту (25:5).

Примечания:

 
Новый русский перевод
18 [61] — В некот. древн. рукописях: Дух Святой.
26 [62] — Или: « Ступай, в полдень будь на дороге…»
27 [63]Кандакия. Титул эфиопских цариц (как фараоны в Египте).
32 [64]Ис 53:7-8.
37 [65] — Данный стих отсутствует в ранних рукописях Нового Завета.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.