Иакова 1 глава

Послание Иакова
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 От Иакова, слуги Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати родам Израиля, рассеянным среди народов.
Приветствия!
2 Братья, когда вы сталкиваетесь с различного рода испытаниями[1], считайте это великой радостью.
3 Вы знаете, что испытание вашей веры вырабатывает стойкость,
4 а стойкость должна настолько возрасти в вас, чтобы вы стали зрелыми и цельными, без всяких недостатков.
5 Если кому-то из вас недостает мудрости, пусть просит у Бога, Который, не упрекая, щедро наделяет ею всех, — и ему будет дано.
6 Но тот, кто просит, должен верить, нисколько не сомневаясь, потому что сомневающийся похож на морскую волну, носимую и разбиваемую ветром.
7 Пусть такой человек не рассчитывает получить что-либо от Господа.
8 Это двоедушный человек, нетвердый во всем, что бы он ни делал.
9 Брат из низшего сословия, на самом деле, может хвалиться своим высоким положением.
10 А богатый может хвалиться своим унижением, потому что он исчезнет, как полевой цветок.
11 Восходит солнце и своим жаром сушит растение, его цветок опадает, и вся красота исчезает[2]. Так же и богатый человек увянет за своими делами.
12 Блажен тот, кто, перенеся испытание, выдержит его до конца — он получит венец жизни[3], который Бог обещал всем, кто любит Его.
13 Когда вас постигает искушение, не говорите: «Это Бог меня искушает». Бог Сам не может быть искушен злом и не искушает никого.
14 Каждого человека искушают его же собственные желания, они увлекают и соблазняют его.
15 Затем желание зачинает и порождает грех, а сделанный грех порождает смерть.
16 Любимые мои братья, не заблуждайтесь.
17 Все добрые и совершенные дары приходят свыше, от Отца светил, у Которого нет ни изменения, ни тени перемены.
18 Он Сам по Своей воле родил нас словом истины, чтобы нам быть первыми плодами[4] [5] среди Его созданий.
19 Любимые мои братья, поймите: пусть каждый будет склонен скорее слушать, чем говорить или проявлять гнев.
20 В гневе человек не может достичь праведности Божьей.
21 Поэтому оставьте всякую нечистоту и остаток злобы и в кротости примите насаждаемое слово, которое имеет силу спасти ваши души.
22 При этом будьте не только слушателями слова, но и исполнителями его, иначе вы просто обманываете себя.
23 Кто слушает слово, но не исполняет его, тот похож на человека, который смотрит в зеркало:
24 он посмотрел на себя, отошел и сразу же забыл, как выглядит.
25 Но человек, который постоянно вникает в совершенный Закон, Закон, дающий свободу, и поступает согласно ему, не забывая о том, что слышал, будет блажен в своих делах.
26 Кто считает себя благочестивым, но не может управлять своим языком, тот обманывает самого себя, и благочестие такого человека бесполезно.
27 Чистое и неоскверненное благочестие перед Богом, нашим Отцом, заключается в том, чтобы помогать сиротам и вдовам в их нуждах и хранить себя чистым от этого мира.

Новой Женевской Библии

1:1 Иаков, раб. Иаков именует себя рабом или слугой Бога и Христа. Рабами называли тех, кто не принадлежал себе, а являлся собственностью своего господина. То, что Иаков именует себя рабом Бога и Господа Иисуса Христа, указывает не только на его глубочайшее смирение, но и свидетельствует о его полном уверовании в своего земного Брата как Мессию и Искупителя (1Кор 15:3). С богословской точки зрения очень важно отметить, что автор говорит о себе как о рабе одновременно и Бога, и Господа Иисуса.

1:2 С великою радостью принимайте. Весь этот стих требует глубокого богословского осмысления. Здесь можно видеть призыв к принятию страдания с позиции уверенности в Божием всесилии.

братия мои. К своим единоверцам Иаков обращается как к своим родственникам, членам одной семьи Божией.

искушения. Т.е. различного рода тяжелые обстоятельства, нередко связанные с гонениями, которым подвергались христиане.

1:3 испытание. Восприятие искушений как «великой радости» основывается на знании того, что все они ниспосылаются Богом не бесцельно. Эти испытания веры служат тому, чтобы развивать терпение. Терпение же, в свою очередь, создает зрелый христианский характер (Рим 5:3).

1:5 мудрости. Слово «мудрость» употребляется здесь как специальный библейский термин, который означает знание и понимание того, что угодно Богу. Быть мудрым значит понимать и исполнять то, что соответствует воле Божией. Эта тема получает дальнейшее развитие в гл. 3.

да просит у Бога. Бог — Источник премудрости. Он дарует эту мудрость тем, кто прилежно взыскует ее.

1:8 Человек с двоящимися мыслями. Это выражение, по-видимому, создано самим Иаковом. Оно означает человека, который «не тверд», как страдающий раздвоением личности.

1:9 Да хвалится. Автор призывает и бедных и богатых с честью воспринимать свое положение. Бедный брат богат своим духовным сокровищем. Он занимает высокое положение в Царствии Божием. Если термин «богатый» относится к состоятельным христианам, то в этом случае Иаков говорит о том, что они могут радоваться, ибо знают, где надлежит искать подлинное сокровище. Если же речь идет о неверующих, то это изречение приобретает несколько иронический смысл.

1:11 См. Иов 14:2; Пс 102:15−16; Ис 40:6−7.

1:12 Блажен. См. Мф 5:3−11.

1:13 Бог меня искушает. Здесь следует отметить важную разницу между понятиями «испытание» и «искушение». Бог испытывает людей, но никогда не искушает их в смысле вовлечения в грех. Иисуса в пустыне испытывал Бог, а искушал сатана. Существует различие между искушениями, которые возникают из греховных наклонностей (т.е. внутренними), и искушениями, приходящими извне (т.е. внешними). Иисус, будучи непричастен первородному греху, искушаем был только внешне, но не внутренне. Испытание веры может оказаться причиной для внутренних или внешних искушений, но само искушение никогда не исходит от Бога.

1:17 от Отца светов. Здесь имеются в виду, очевидно, не только и не столько природные небесные светила, сколько духовные сущности. Истинной первопричиной и физического и духовного света является Бог.

1:18 родил Он нас словом истины. Здесь говорится о благодати возрождения, посредством которой верующие стали своими Богу (1Пет 1:23).

1:19 скор на слышание, медлен на слова. Хотя в собраниях христианских общин очень высоко ценился талант красноречия, Иаков обращает внимание на дар слушания. Человек возрастает в благочестии, слушая слово истины (и, естественно, исполняя его).

1:22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только. Истинное слушание слова Божия своим плодом имеет дела, угодные Богу. Существует определенная связь между понятиями «слушать» и «слушаться», «повиноваться». См. ком. к ст. 19.

1:23 в зеркале. В древности зеркала изготовлялись не из стекла, а из полированного металла. Писание — своего рода зеркало, отображающее потребность человеческой души в благодати и открывающее людям их истинную природу.

1:25 закон совершенный. Т.е. Священное Писание (Пс 18:8).

свободы. Свободы от власти греха (Ин 8:36; Рим 8:2, 15; Гал 5:13).

1:26 не обуздывает своего языка. См. гл. 3.

1:27 Чистое и непорочное благочестие. Заботу о вдовах и сиротах Иаков почитает одним из главных критериев того послушания, которое угодно Богу. Такая забота совпадает с тем, о чем имеет попечение и Сам Бог (Втор 10:18; Пс 67:6; Пс 145:9). Обязанность заботиться о сиротах, вдовах и немощных была вменена и Израилю (Втор 14:29; Иез 22:7).

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [1] — Или: искушениями.
10 [2] — См. Ис 40:6-7; 1Пет 1:24.
12 [3]Венец жизни. Дар вечной жизни после смерти, но, это может быть и полная, совершенная жизнь здесь на земле.
18 [4] — Первый урожай, первенцы животных и людей в древности считались священными и посвящались Богу (см. напр., Исх 13:1-2; Лев 23:9-14; Чис 3:12; Чис 15:20-21; Втор 15:19−23; Втор 26:1-11). В данном тексте может быть четыре варианта толкования выражения «первые плоды»: 1) верующие в Иисуса Христа — это люди, которые посвящены Богу; 2) последователи Христа являются первыми (хронологически) среди «нового творения» (см. Рим 8:19-21; Откр 21:1-5); 3) первые плоды — это признак будущего урожая, и возможно в этом смысле ранние (первые) последователи Иисуса Христа названы первыми плодами; 4) у верующих в Христа особое положение в глазах Бога. Вполне вероятно, что правильными могут быть сразу несколько из приведенных выше вариантов.
18 [5] — Первый урожай, первенцы животных и людей в древности считались священными и посвящались Богу (см. напр., Исх 13:1-2; Лев 23:9-14; Чис 3:12; Чис 15:20-21; Втор 15:19−23; Втор 26:1-11). Скорее всего в данном тексте это люди, являющиеся первыми (хронологически) среди «нового творения».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.