Второзаконие 10 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Тогда Господь сказал мне: «Высеки две каменные плитки, подобные прежним, и поднимись ко Мне на гору. Ещё сделай деревянный ковчег[34].
2 Я напишу на плитках слова, что были на первых плитках, которые ты разбил. Затем ты положишь их в ковчег».
3 Я сделал ковчег из дерева акации, вытесал две каменные плитки, подобные прежним, и поднялся на гору с ними в руках.
4 Господь написал на этих плитках то же, что и прежде, 10 заповедей[35], которые Он объявил вам на горе, из огня, в день собрания. И Господь дал их мне.
5 Затем я вернулся, спустившись с горы, и положил плитки в ковчег, который я сделал, как повелел мне Господь, они и сейчас там.
6 (Израильтяне отправились от колодцев яаканитов в Мосеру. Там Аарон умер и был похоронен, а Элеазар, его сын, унаследовал его священство.
7 Оттуда они путешествовали в Гудгод, а далее в Иотвафу, землю, где много рек.
8 В то время Господь отделил род Левия, чтобы они носили ковчег завета Господа, стояли перед Господом, служили Ему и благословляли Его именем, что они делают и до сих пор.
9 Вот почему у левита нет доли и наследия среди своих братьев; Господь — его наследие, как Господь, твой Бог, и сказал ему.)
10 Я пробыл на горе сорок дней и сорок ночей, как и в первый раз, и Господь снова внял мне. Он не захотел истребить тебя.
11 «Иди, — сказал мне Господь, — и веди народ в путь, чтобы они пошли и завладели землей, которую Я клялся отдать их отцам».
12 Итак, Израиль, о чем же просит тебя Господь, твой Бог, кроме того, чтобы ты боялся Господа, своего Бога, ходил всеми Его путями, любил Его, служил Господу, своему Богу, от всего сердца и от всей души
13 и соблюдал повеления и установления Господа, которые я даю тебе сегодня для твоего же блага?
14 Господу, твоему Богу, принадлежат небеса, даже небеса небес, земля и всё, что на ней.
15 И все-таки Господь пожелал любить твоих отцов и выбрал вас, их потомков, из всех народов, как это и есть сегодня.
16 Обрежьте крайнюю плоть вашего сердца[36] и больше не упрямьтесь,
17 ведь Господь, ваш Бог, — Бог богов и Владыка владык, великий Бог, могучий и грозный, беспристрастный и не берущий взятки.
18 Он защищает дело сироты и вдовы, любит чужеземца, кормит и одевает его.
19 И вам следует любить чужеземцев, потому что вы сами были чужеземцами в Египте.
20 Бойся Господа, своего Бога, и служи Ему. Прилепись к Нему и клянись Его именем.
21 Он — твоя хвала; Он — твой Бог, совершивший для тебя великие и страшные чудеса, которые ты видел своими собственными глазами.
22 Твоих отцов, которые отправились в Египет, было семьдесят человек, а теперь Господь, твой Бог, сделал тебя многочисленным, как звезды на небе.

Новой Женевской Библии

10:1−5 См. Исх 34:1−4 и 40:20. Моисей кратко рассказывает о полученных им Десяти Заповедях и об изготовлении ковчега. Указания о постройке скинии Моисей получил на горе Синай, когда он поднялся туда в первый раз. Однако сама скиния с ее внутренним убранством была построена уже после того, как Моисей побывал на горе во второй раз. После того как установили скинию, в ковчег завета положили две каменные скрижали (Исх 40:20).

10:1 две скрижали каменные. Считается, что имеются в виду две или одна двойная скрижаль, где последовательно начертаны Божии заповеди. Однако не исключается, что весь закон был написан на каждой из двух скрижалей, что соответствовало б практике заключения древних заветов и договоров. В таком случае можно предположить, что одна скрижаль с законом находилась в ковчеге, а другая, такая же, была доступна для народа. В рассматриваемом отрывке сказано, что в ковчег были помещены две скрижали (множ. число), и в 3Цар 8:9 говорится, что во времена Соломона в ковчеге находились две скрижали, которые положил туда Моисей на Хориве.

10:2 На скрижалях, сделанных Моисеем взамен уничтоженных им, были написаны те же слова, что и на двух первых. Отступничество народа израильского не повлекло за собой никаких изменений в законе, который Бог давал через Моисея. Воля Божия непреложна, она не зависит от поведения и настроения людей. Верность Божия остается неизменной. Поскольку все законы и заповеди Божии носят абсолютный характер, то изменить их Бог не может — как не может Бог изменить Себе. Человеческая неверность только подчеркивает верность Божию (см. Чис 23:19; Мал 3:6; 1Ин 1:9; 1Кор 1:9; 2Тим 2:13).

10:4 написал Он. Моисей четко разграничивает два момента: сам Моисей сделал скрижали и только, но писал на них — Бог.

те десять слов. Отсюда и название — Декалог, или Десятословие.

изрек вам Господь... и отдал ... мне. Закон дан народу, а не Моисею. Моисей — лишь посредник при заключении завета. В этом смысле он — предтеча Иисуса Христа, Который также есть посредник между Богом и людьми (Гал 3:19; 1Тим 2:5; ср. Иов 9:33).

10:5 ковчег, который я сделал. Моисей проводит последовательное разграничение — что сделал он, Моисей, и что исходит от Бога.

как повелел мне Господь. Все, что делал Моисей, являлось исполнением повеления Божия. Моисей не только не превозносит себя, но смиренно умаляет свою значимость как посредника. Все исходило от Бога, задачей же Моисея являлось одно — исполнить то, что ему было велено и для чего он был призван.

10:6 Беероф-Бене-Яакан. Возможно, то же, что и Бене-Яакан (Чис 33:31), т.е. «колодцы сыновей Яакана» (10:6). Население этой земли, по всей видимости, происходило от Акана (Быт 36:27; 1Пар 1:42).

там умер Аарон и погребен там. Аарон был, как «уста» Моисея и как пророк его (Исх 4:16; Исх 7:1). Но и Аарон не избежал моментов отступничества и падения (Исх 32; Чис 12). Поэтому Бог не допустил его вступить в Ханаан, и он умер на горе Ор в Мозере, 40 лет спустя после выхода из Египта, 123 лет от роду (Чис 20:23−29; Чис 33:39).

10:10 послушал меня Господь и на сей раз. Бог слышит верных Своих. Это не означает, что Бог действовал по слову Моисея и что Моисей говорил Богу, как надо поступить. Дело в том, что заступничество Моисея за народ было угодно Богу, поскольку оно соответствовало Божией воле.

10:11 отцам их. Т.е. израильским патриархам (9:5; Исх 33:1).

10:12 чего требует от тебя Господь, Бог твой? Задавая этот риторический вопрос, Моисей сам отвечает на него (ст. 13).

10:15 но только отцов твоих принял Господь. Богу принадлежит все и, владея всем, Он из принадлежащего Ему избирает патриархов народа израильского. Сам народ только унаследовал это избрание от своих отцов.

10:16 обрежьте крайнюю плоть сердца вашего. Обрезание было символом, внешним знаком внутренней благодати. Павел говорит о том, что если бы это было не так, то сам обряд ничего бы не значил. Истинное обрезание — это то, «которое в сердце, по духу, а не по букве» (Рим 2:29).

10:17 См. Пс 94:3; Пс 96:7; Пс 134:5; Пс 135:2; Ис 14:13; Деян 19:26; 1Кор 8:5.

10:18 Который дает суд. Бог богов и Владыка владык нисходит до сироты и вдов (Пс 67:6), ибо «Бог не смотрит на лица» (см. также Лк 21:2).

10:22 в семидесяти пяти душах. Бог исполнил обет, данный Аврааму (Быт 17:2, 5−7; Быт 28:34). В Исх 1:5 сказано, что в семье Иакова было семьдесят человек. В «Рукописях Мертвого моря» и в Септуагинте (греческом переводе ВЗ), а также в Деян 7:14 говорится о «семидесяти пяти душах». Вопрос в том, кто же вошел в этот список. В Быт 46 перечислены имена этих израильтян: если считать только мужчин и самого Иакова, то их число равно семидесяти. Однако Септуагинта к этому добавляет еще пять потомков Иосифа. Согласно такому подсчету численность израильтян, пришедших в Египет, составляет семьдесят пять человек. Следует помнить, что сюда входят только мужчины; если учитывать женщин и детей, количество израильтян превышало сто пятьдесят человек.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [34] — То есть сундук.
4 [35] — Букв.: десять слов.
16 [36] — Люди с необрезанными сердцами — это метафора, обозначающая людей непокорных Богу.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.