Второзаконие 16 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Помни месяц авив и празднуй Пасху Господа, твоего Бога, потому что в месяце авиве Он вывел тебя ночью из Египта.
2 Приноси в пасхальную жертву Господу, твоему Богу, животное из мелкого или крупного рогатого скота на месте, которое Господь выберет для Своего имени.
3 Не ешь это мясо с дрожжевым хлебом, но семь дней ешь пресный хлеб, хлеб горя, потому что ты покинул Египет в спешке, — чтобы ты всю жизнь вспоминал время исхода из Египта.
4 Пусть в твоем владении по всей земле семь дней не будет никакой закваски. Не оставляй до утра мясо, которое ты приносишь в жертву вечером первого дня.
5 Ты не должен приносить пасхальную жертву в каком-либо из городов, которые Господь, твой Бог, дает тебе,
6 кроме того места, которое Он выберет для Своего имени. Там ты должен принести пасхальную жертву вечером, на заходе солнца, в годовщину твоего ухода из Египта[50].
7 Приготовь и съешь её на месте, которое выберет Господь, твой Бог. Утром вернись в свои шатры.
8 Шесть дней ешь пресный хлеб, а на седьмой день проведи собрание Господу, твоему Богу, и не делай никакой работы.
9 Отсчитай семь недель со времени, когда ты начинаешь жать серпом в поле,
10 и отмечай праздник Недель Господу, твоему Богу, отдавая добровольное приношение в соответствии с благословениями, которые дал тебе Господь, твой Бог.
11 И веселись перед Господом, твоим Богом, на месте, которое Он выберет для Своего имени, — ты, твои сыновья и дочери, слуги и служанки, левиты в твоих городах и чужеземцы, сироты и вдовы, живущие среди вас.
12 Помни, что ты был рабом в Египте, и тщательно следуй этим установлениям.
13 Отмечай праздник Шалашей семь дней после того, как закончишь работы на своем гумне и в давильне.
14 Веселись на празднике — ты, твои сыновья и дочери, слуги и служанки, левиты, чужеземцы, сироты и вдовы, которые живут в твоих городах.
15 Семь дней отмечай праздник Господу, твоему Богу, на месте, которое выберет Господь. Господь, твой Бог, благословит тебя урожаем, а также во всех делах твоих рук, и ты будешь только радоваться.
16 Пусть три раза в год все мужчины предстают пред лицо Господа, твоего Бога, на место, которое Он выберет: на праздник Пресных хлебов, на праздник Недель и на праздник Шалашей. Никто не должен являться пред лицо Господа с пустыми руками:
17 пусть каждый принесет дар в соответствии с тем, насколько благословил его Господь, твой Бог.
18 Назначь судей и начальников для каждого рода в каждом из городов, которые дает тебе Господь, твой Бог. Пусть они судят народ по справедливости.
19 Не извращай правосудие и будь беспристрастным. Не бери взятки, потому что взятка ослепляет глаза мудрецов и искажает слова праведников.
20 Следуй правосудию и только правосудию, чтобы жить и владеть землей, которую дает тебе Господь, твой Бог.
21 Не ставь деревянный столб Ашеры[51] у жертвенника, который ты построил Господу, твоему Богу,
22 и не воздвигай священного камня, потому что Господь, твой Бог, ненавидит всё это.

Новой Женевской Библии

16:1−17 Глава, в основном, посвящена трем так называемым паломническим праздникам, при совершении которых взрослые лица мужского пола должны предстать перед Господом на святом месте. Эти праздники кратко упоминаются в Исх 23:14−17, где высказано то же требование, что и в 16:16: каждый израильтянин мужского пола должен принести жертву, нельзя являться «пред лице Господа» с пустыми руками. В Исх 23:15 и 34:18−23 Пасха называется праздником Опресноков. Наиболее полно все пять основных праздников представлены в Лев 23, а в Чис, гл. 28−29 они даются с описанием необходимых жертвоприношений.

16:1 месяц Авив. В книге Исход, где устанавливается Пасха, сказано, что этот праздник должен совершаться «в первый месяц». В гл. 23 и 24 книги Исход этот первый месяц назван авивом. В книгах Левит и Числа он упоминается опять как первый месяц. Очевидно, авив — одно из хананейских обозначений этого месяца. Вавилонское название первого месяца года — нисан, однако вавилонские названия используются только в тех книгах ВЗ, которые были написаны в период плена.

совершай Пасху. Почему предписывается «совершать Пасху» — следует из дальнейшего текста. Ветхозаветная Пасха — прообраз Пасхи новозаветной, точно так же, как пасхальный агнец — прообраз Христа.

Иудейский календарь.

16:3 опресноки. Пресный хлеб из бесквасного теста. В ст. 3 (так же как и в Исх 12:34) дается обоснование праздника Опресноков — в ту ночь, когда израильтяне «с поспешностью» покидали Египет, им пришлось нести «тесто свое, прежде нежели оно вскисло».

16:6 на том месте, которое изберет Господь. См. 12:5 и ком. По мнению ряда ученых, изначально Пасха совершалась в домашних условиях, но во времена Иосии этот обычай был изменен, и появилось требование приходить в центральное святилище. Однако подобная точка зрения не подтверждается фактами. В Исх 34:24 сказано, что израильтяне должны были «являться пред лице Господа три раза в году», а в Лев 23:17 подчеркивается, что им следует приносить жертвы «от своих жилищ». Можно предположить, что первая Пасха, когда израильтяне покидали Египет, была с поспешностью совершена в их собственных домах, а все последующие праздники Пасхи, о которых упоминается позднее, требовалось совершать не дома, а на святом месте.

16:7 на другой день можешь возвратиться... в шатры свои. Данное предписание не противоречит последующему утверждению о том, что на восьмой день должно было состояться торжественное собрание (именно такое значение имеет древнееврейское слово, переведенное в ст. 8 как «отдание»). Дело в том, что ягненка или козленка полагалось на заходе солнца заколоть у святилища, затем там же испечь его и в полночь съесть. Рано утром израильтяне могли возвращаться в свои шатры. В настоящее время самарянская Пасха на горе Гаризим празднуется именно так.

16:9−12 С Пасхой, которая праздновалась на четырнадцатый день первого весеннего месяца, было связано приношение первого снопа жатвы (Лев 23:10). В первый день после седьмой субботы, отсчитанной со дня приношения первого снопа (Лев 23:15−16), совершался однодневный «праздник седмиц» (ст. 10). Существовало разногласие относительно того, как проводить подсчет этих дней. Фарисеи утверждали, что его следовало начинать от Пасхи, и отсчитывали пятьдесят дней со дня Пасхи независимо от того, какой это был день недели. Саддукеи говорили, что этот праздник следует отсчитывать от субботы, поэтому он всегда приходился на воскресенье (см. Лев 23:15−16). В Новом Завете праздник Седмиц называется Пятидесятницей (по числу отсчитанных дней), и именно в этот день Святой Дух с великой силой излился на апостолов. Воскресенье — это христианская «суббота», это — день Христова воскресения и день ниспослания Духа Святого.

16:13−17 Праздник Кущей иудеи называют праздником Суккот (праздником шалашей), поскольку в течение недели они должны были жить в шалашах (кущах). Этот праздник начинался в пятнадцатый день седьмого месяца по лунному календарю (т.е. в конце года) и совпадал с окончанием сельскохозяйственного сезона, когда была обмолочена пшеница и собран виноград. На праздник должна была приноситься десятая часть всего урожая. В Лев 23:43 Господь говорит, что этот праздник должен служить израильтянам напоминанием об их странствиях, после того как они покинули Египет. В 31:10−13 сказано, что это было время чтения закона, а в Неем, гл. 8 рассказывается о таком чтении закона «от рассвета до полудня», после чего «все общество... сделало себе кущи, и жило в кущах».

16:18 поставь себе судей и надзирателей. У горы Синай Моисей уже говорил о назначении судей — «мужей мудрых, разумных и испытанных».

16:19 дары ослепляют. См. Исх 23:8; Притч 17:23.

16:21 рощи из каких-либо дерев. Подобные рощи были бы данью языческим обычаям, ибо язычники поклонялись своим богам в «священных рощах». В зависимости от культа, это могли быть дубовые, кедровые или любые иные рощи. Язычники обычно посвящали «богу» какое-либо дерево, Господь же Израиля не нуждался в таком посвящении, ибо Он сотворил небо и землю — поэтому все принадлежит Ему.

Примечания:

 
Новый русский перевод
6 [50] — Или: в то самое время, в которое ты вышел из Египта.
21 [51] — Или: « Не сажай никакого дерева, посвященного Ашере…»
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.