К Римлянам 9 глава

Послание Римлянам
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Я говорю истину и не лгу, как и подобает последователю Христа. Об этом свидетельствует моя совесть, руководимая Святым Духом.
2 Мне очень грустно, и сердце мое полно бесконечной боли:
3 я бы предпочел сам быть проклятым и отлученным от Христа ради моих братьев, родных мне по крови, —
4 израильтян. Ведь Бог усыновил их, им принадлежат слава и заветы с Богом, им были даны Закон, богослужение и Его обещания.
5 Из этого народа произошли праотцы, от них по человеческой природе происходит Христос — Бог над всеми, благословенный вовеки. Аминь.
6 Но это не означает, что слово Божье осталось неисполненным, потому что не все израильтяне — истинный Израиль.
7 И не все потомки Авраама являются его истинными детьми[41]. Написано: «Через Исаака ты будешь иметь семя, которое Я тебе обещал».[42]
8 Это значит, что не все потомки Авраама — истинные дети Божьи. Истинные дети Авраама — это те, к кому относится обещание.
9 Обещание же было дано в таких словах: «В назначенное время Я вернусь, и у Сарры будет сын».[43]
10 Но не только это. У обоих сыновей Ревекки был один и тот же отец — наш отец Исаак.
11 Но ещё до рождения близнецов и до того, как они сделали что-либо доброе или злое (чтобы выбор Божий зависел
12 не от их дел, а только от Самого Призывающего), Ревекке было сказано: «Старший будет служить младшему».[44]
13 Как об этом и написано: «Я полюбил Иакова, а Исава возненавидел».[45]
14 Что же это значит? Может, Бог несправедлив? Нет!
15 Он сказал Моисею:
«Я помилую того, кого помилую, и пожалею того, кого пожалею».[46]
16 Поэтому, имеет значение не желание или усилие человека, а милость Божья.
17 В Писании Бог говорит фараону: «Я возвысил тебя для того, чтобы показать на тебе Мою силу и чтобы имя Мое стало известно по всей земле».[47]
18 Поэтому Бог проявляет милость к тем, к кому Он Сам хочет, и ожесточает тех, кого хочет ожесточить.
19 Кто-то, может, скажет мне: «Тогда почему же Он нас обвиняет? Кто может противостоять Его воле?»
20 Но кто ты такой, человек, чтобы спорить с Богом? Разве говорит изделие тому, кто его сотворил: «Почему ты меня сделал таким?»[48]
21 Разве не вправе горшечник сделать из одного и того же куска глины одну посуду для почетного употребления и другую — для низкого?[49]
22 А что, если Бог, желая показать гнев и явить Свою силу, долго терпит тех, кто вызывает Его гнев и приготовлен к уничтожению?
23 Что если Он делает это для того, чтобы проявить богатство Своей славы к тем, к кому Он хочет проявить милость и кого Он приготовил для славы,
24 то есть к нам, призванным Им не только из иудеев, но и из язычников?
25 Как Он и говорит через пророка Осию:
«Я назову Моим народом не Мой народ; и нелюбимую — любимой»,[50]
26 а также:
«Там, где им было сказано: „Вы не Мой народ“, они будут названы сынами живого Бога».[51]
27 Исаия восклицает об Израиле:
«Хотя израильтяне числом как песок морской, лишь остаток будет спасен.
28 Господь решительно и быстро приведет в исполнение Свой приговор над землей».[52]
29 И как ещё говорил Исаия в своем пророчестве:
«Если бы Господь Сил[53] не оставил нам нескольких уцелевших[54], то мы уподобились бы Содому, стали бы как Гоморра».[55]
30 Что же нам теперь сказать? Язычники, которые и не стремились к праведности, получили праведность благодаря своей вере.
31 Израиль же, стремившийся к праведности через исполнение Закона, так и не достиг её.
32 Почему? Потому что они стремились получить её не по вере, а по делам. Они споткнулись о «камень преткновения».
33 Об этом написано:
«Вот Я кладу на Сионе Камень, о Который споткнутся, Скалу, из-за Которой они упадут, но верующий в Него никогда не будет постыжен».[56]

Новой Женевской Библии

9:1−5 Павел излагает свои соображения относительно того, почему большая часть его соплеменников-иудеев отвергла Евангелие.

9:1 свидетельствует мне совесть моя. В Священном Писании нет определения совести. Ср. 2:15; 13:5. Павел понимает совесть как нравственное самосознание, просвещенное Божественным откровением. Свою искренность Павел подтверждает здесь клятвой.

9:3 желал бы сам быть отлученным. Хотя Павел является апостолом язычников, но перед лицом неверия иудеев он разделяет чувство Моисея (Исх 32:30−32). Он страдает за свой народ (ст. 2).

9:4 которым принадлежат усыновление. Неверие Израиля тем непростительнее, что он испытал на себе много Божиих благословений. Перечислением восьми его привилегий (ст. 4−5) Павел подтверждает сказанное ранее (см. 3:1−2).

9:5 Христос... сущий над всем Бог, благословенный во веки. Такой перевод, утверждающий Божество Христа, является наиболее естественной передачей греческого оригинала. Однако возможны варианты: «Христос, сущий над всеми. Богу благословение во веки». Или: «Христос, Сущий над всем Бог, да будет благословен во веки».

9:6 слово Божие. Т.е. Его завет и намерение быть Богом семени Авраамова (Быт 17:7−8). В ветхозаветный период происхождение (по плоти) не обеспечивало наследования обетования. Бог Сам избирал, кто будет наследником. Этот принцип очевиден на примере потомства Авраама и Исаака.

9:11 когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого. Решающее доказательство — пример Иакова и Исава: 1) потому что они были близнецами, т.е. «равны» по естеству; 2) потому что промысел Божий изменил то «естественное» различие, которое было между ними, и заставил старшего брата служить младшему; 3) потому что намерения Божии были объявлены до их рождения, т.е. не зависели от их поступков. Избрание не обосновано действиями, поступками или верой, которые предвидит Бог; оно определяется избирающей благодатью Божией.

9:13 Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. Различие судеб Божиих в избрании (ст. 11) подтверждено пророком Малахией (1:2−3), который объясняет, что любовь Бога к Израилю коренится в Его свободном избрании Иакова, в предпочтении его Исаву. Из Мал 1:3−4 ясно, что «возненавидел» имеет значение отвержения и антипатии.

9:14 Что же скажем? Ср. 8:31. Павел признает, что сделанные им утверждения требуют дальнейшего разъяснения. Как промысел Божий соотносится с абсолютной Божией праведностью? Павел поясняет это, цитируя два библейских текста (Исх 9:16; Исх 33:19) в ст. 15 и 17, из которых делает заключение, что Бог праведен, проявляя милость к одним и ожесточая сердца других. Проявляя милость, Бог не ставит целью наградить человека за его собственные усилия, а являет Свое милосердное снисхождение к тем, кто по своему нравственному состоянию неспособен на какое-либо усилие (1:18 — 3:20). Проявление милости — право, принадлежащее единственно Богу и зависящее исключительно от Его соизволения. Когда Бог «ожесточил» сердце фараона, Он не творил в нем новое зло, а осудил, предав фараона во власть его необузданных злых устремлений (Исх 14:17−18, 23−28).

9:17 Писание говорит фараону. С фараоном через Моисея говорил Сам Бог (Исх 9:16), но Павел отождествляет слово Писания с гласом и силой Бога.

9:19 за что же еще обвиняет? По какому праву Бог возлагает вину за грехи на тех, кого Сам же ожесточил против Себя? Ответ Павла построен на привычных человеку понятиях (ст. 20−21). Никому из людей не подобает ставить под вопрос праведность путей Божиих. Горшечник волен поступать с глиной как ему вздумается (Ис 64:8). Все принадлежат к «одной глине» (ср. ст. 10−13) — падшему в Адаме человечеству (5:12−14); все грешат делом прежде, чем Бог ожесточит их во грехе (1:18−28). Бог проявляет милость к некоторым из тех, кто произошел от Адама, и делает их Своими избранными сосудами — это дар Его милости и изобилующей благодати; другие становятся сосудами для «низкого» употребления — это Его суверенное право и само по себе является проявлением полной справедливости. См. статью «Избрание и осуждение».

9:22−23 сосуды гнева, готовые к погибели... сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе. Слово «приготовил», отнесенное к сосудам милосердия, возможно, указывает, что милосердие является проявлением Божией милости прежде всех веков (ср. 8:29−30), в то время как гнев непосредственно связан с настоящим нечестием и беззаконием (ср. 1:18−32). Разница между избранным и отверженным не заключена в самом их существе (все заслуживают гнева), а покоится лишь в воле Божией. Из контекста можно, однако, вывести, что сосуды, готовые к погибели, подвергаются гневу, который является справедливым возмездием за грех.

9:30 Что же скажем? Ср. ст. 14. Объяснив неверие иудеев в понятиях всемогущества Божия, Павел теперь определяет неверие как следствие пагубной приверженности к ложной праведности. Державная власть Божия и преступная непокорность человека — вот, по мнению Павла, суть противоборства. Божией милостью и властью язычники, не искавшие праведности получили ее через веру во Христа, а народ израильский не сумел получить ее, поскольку искал ее «в делах закона». Христос оказался для иудеев камнем преткновения (ср. 8:14; 28:16).

9:31 закона праведности. Вероятно, Павел имеет в виду опять же закон Моисея. Ошибка иудеев не в поставленной ими цели, а в способе ее достижения («искали не в вере, а в делах закона», ст. 32).

Примечания:

 
Новый русский перевод
7 [41] — См. Пс 104:6.
7 [42]Быт 21:12.
9 [43]Быт 18:10, 14.
12 [44]Быт 25:23.
13 [45]Мал 1:2-3.
15 [46]Исх 33:19.
17 [47]Исх 9:16.
20 [48]Ис 29:16; Ис 45:9.
21 [49] — См. Иер 18:6.
25 [50]Ос 2:23.
26 [51]Ос 1:10.
27 [52]Ис 10:22-23.
29 [53] — Греч. Савао́ф (евр. Цевао́т).
29 [54]Нескольких уцелевших. Букв.: семени.
29 [55]Ис 1:9; см. также Быт 19:1-29.
33 [56]Ис 8:14; Ис 28:16.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.