1 Коринфянам 12 глава

Первое послание Коринфянам
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Не хочу, братья, чтобы вы пребывали в неведении относительно духовных даров.
2 Вы помните, что когда вы были язычниками, вас что-то толкало к немым идолам.
3 Итак, поймите, что никто, говорящий по побуждению Духа Божьего, не произнесет проклятия против Иисуса, и никто не признает, что Иисус есть Господь, если к этому его не побудит Святой Дух.
4 Дух Один, а Его дары различны.
5 Есть разные служения, но Господь один и тот же.
6 Есть разные действия, но все их производит один и тот же Бог во всех нас.
7 В каждом человеке Дух проявляется на благо общему делу.
8 В словах одного Дух дает мудрость; в словах другого тот же Дух дает знание;
9 кому-то тем же Духом дается вера; кому-то — дары исцелений тем же Духом.
10 Одному — чудодейственные силы; другому — пророчество; третьему — способность различать духов; иному даны разные языки[59], а кому-то — способность толковать сказанное на этих языках.
11 Всё это — действие одного и того же Духа, и этими дарами Он наделяет каждого по Своему усмотрению.
12 Подобно тому, как тело состоит из многих органов, составляющих в совокупности одно тело, так же и Христос.
13 Мы все крещены одним Духом и соединены в одно тело, будь мы иудеи или греки, рабы или свободные, мы все напоены одним и тем же Духом.
14 Ведь и тело состоит не из одного органа, а из многих.
15 Представьте себе, что бы произошло, если бы нога вдруг сказала: «Я не принадлежу к телу, так как я не рука!» Конечно, она не перестала бы быть частью тела.
16 Или представьте себе, если бы ухо вдруг сказало: «Я не глаз, и поэтому я к телу не принадлежу!» Оно тоже не перестало бы быть частью тела.
17 Если бы всё тело состояло из одного глаза, то где был бы слух? Если бы всё тело состояло из уха, то где было бы обоняние?
18 Но Бог каждому органу определил Свое назначение в теле, как Он Сам того пожелал.
19 Как тело могло бы существовать, если бы целиком состояло из одного органа?
20 Так что органов много, но все они составляют одно тело.
21 И глаз не может сказать руке: «Ты мне не нужна!» Голова не может сказать ногам: «Я в вас не нуждаюсь!»
22 Наоборот, те части тела, которые нам кажутся слабее других, на самом деле являются самыми необходимыми.
23 К тем частям тела, которые, по нашему мнению, не заслуживают такой уж большой чести, мы относимся с большей заботой,
24 и те органы, которые считаются неприличными, мы тщательнейшим образом прикрываем, тогда как приличные органы в этом не нуждаются. Но Бог Сам устроил тело таким образом и внушил нам, чтобы о самых «неблагородных» частях тела мы проявляли больше заботы,
25 чтобы в теле не было разделения, но чтобы все части тела проявляли одинаковую заботу друг о друге.
26 Если страдает один орган, то с ним страдают и все прочие, если прославляется один орган, с ним радуются и все остальные.
27 Итак, вы — тело Христа, и каждый из вас — орган в Его теле.
28 В церкви Бог назначил быть во-первых — апостолами, во-вторых — пророками, в-третьих — учителями. Он затем наделил некоторых силой совершать чудеса, других — дарами исцелений, одним дал дар помощи нуждающимся, другим — дар управления, а иным — разные языки.
29 Разве все апостолы? Разве все пророки? Разве все учители? Разве все совершают чудеса?
30 Разве все имеют дары исцелений? Разве все говорят языками? Разве всем дано толковать эти языки?
31 Стремитесь иметь более важные дары!
Но сейчас я покажу вам самый превосходный путь.

Новой Женевской Библии

12:1 о дарах духовных. Это один из вопросов, поднятых коринфянами в их письме (см. Введение: Время и обстоятельства написания). Главы 12−14 следует рассматривать вместе, как ответ на вопросы коринфян относительно дара языков, что составляет основную идею гл. 14. Павел ведет все обсуждение в контексте разговора вообще о дарах Духа (12:4−11, 27−30), о единстве в разнообразии, явленном этими дарами (12:12−26), и о значении любви как условия правильного пользования ими (гл. 13).

12:2−3 В качестве введения к теме о духовных дарах Павел напоминает коринфянам о разнице между их языческим и христианским опытом. Неясно, действительно ли кто-то произносил анафемы на Иисуса (возможно, Павел представляет предполагаемую ситуацию), но центр ст. 3 — содержание речей о предметах религии. Учитывая сказанное в 14:6−19, можно заключить, что апостол предваряет свои аргументы в пользу удобопонятной речи.

12:4 Дары различны, но Дух один и тот же. По-видимому, коринфяне придавали чрезмерное значение дару языков, так что Павлу приходится напомнить им, что один и тот же Дух раздает различные дары Своему народу. Слова «Господь один и тот же» и «Бог один и тот же» отражают, сколь важно для Павла учение о Троице.

12:7 на пользу. Назначение даров Духа (которые здесь названы «проявлениями») — служить на пользу ближним и во славу Господа.

12:8−10 Перечисление даров в этих стихах, разумеется, не претендует на полноту (некоторые другие вошли в ст. 28); возможно, оно отражает дары, которые были особенно очевидны в Коринфе. Нет оснований считать, что все дары проявлялись в каждой общине. Список Рим 12:6−8 включает только два из упомянутых здесь даров (пророчества и веры) и опускает те, которые можно назвать «чудесными» (напр., дар исцелений и дар языков). Определить характер некоторых даров, перечисленных в этом послании затруднительно, поскольку ни в данном контексте, ни в каком-либо ином месте НЗ не дается их описание. Можно только догадываться, в чем заключалась разница между «словом мудрости» и «словом знания». Неясно также, почему Павел перечисляет отдельно дары веры, исцелений и чудотворения. Слова о «различении духов», возможно, надо понимать в свете 14:29. Невозможность определить точный смысл некоторых из этих даров не мешает понимать всю значимость этого отрывка, цель которого — не детальное их описание, а стремление подчеркнуть разнообразие даров, ниспосланных Богом Своей Церкви (ст. 11).

12:10 иному разные языки. Точное описание этого дара было предметом больших споров. Согласно одному мнению, он относится к некоего рода экстатической речи, быть может, имеющей отношение к «языкам ангельским», упомянутым в 13:1. Поскольку ангелы духовны (т. е. существа бестелесные), их способ общения, вероятно, не основан на физических принципах, поэтому трудно постичь, каким образом и почему экстатические выражения могут считаться ангельским языком с большим основанием, чем удобопонятная речь. Другими словами, если способ общения ангелов может быть «переведен» в звуки, воспринимаемые человеком, почему это не должно быть осмысленной человеческой речью? С другой стороны, НЗ приводит ясное и недвусмысленное свидетельство, что Святой Дух давал ранним христианам способность говорить на иных наречиях (Деян 2:4−11).

12:11 как Ему угодно. Дух Своей державной властью подает нужное народу Божию. Этот фактор может служить объяснением, почему ни одно место НЗ не дает полного перечня даров или четкого их определения, поскольку в различных ситуациях они, по воле Божией, могут видоизменяться.

12:12 Ибо, как тело одно. Определение Христовой Церкви как тела — один из самых важных моментов учения Павла (см. ком. к 1:13). Апостол говорит, что получил особое откровение относительно «тайны», сокрытой в течение многих веков, а именно, что отныне, благодаря положению Христа превыше всего, народ Божий (равно иудеи и язычники) составляет одно тело (Еф 1:22−23; Еф 3:2−6). Жизнь и рост церкви имеют источником единство, установленное Христом посредством Духа (Еф 4:3−6, 11−16; Кол 2:19; Кол 3:14−15).

12:13 все мы одним Духом крестились... все напоены одним Духом. Ср. 10:2−4. Одна из истин, которые знаменует и запечатлевает крещение, — это крещение Духом, т.е. присоединение верующих к единому телу Христову. Можно назвать его знаком допущения к завету, заключенному Богом. Подобно этому, участие в вечери Господней указывает на причастность к телу (10:17; 11:29 и ком.). Этот замечательный дар свыше является достоянием всех христиан, всех членов Церкви, а не только избранной группы верующих. Павел подчеркивает его всеобщность и подразумеваемое им единство.

12:14−20 Установив факт единства Христовой Церкви, Павел описывает ее многообразие. Некоторые исследователи считают, что основная проблема коринфян была не в том, что они отвергали единство Церкви, а в их неспособности признать ее многообразие (что действительно вело к подрыву ее единства). Павел исправляет их заблуждение, указывая, сколь полезны и необходимы различные члены человеческого тела, имеющие разное назначение. Как и в ст. 11, апостол подкрепляет свои доводы ссылкой на державную волю Бога, Который «расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно» (ст. 18). Отвержение коринфянами ценности некоторых даров означало отвержение ими промысла Божия. Павел говорит именно о единстве, а не единообразии.

12:22−23 слабейшими... менее благородными. Еще одно проявление проблемы, занимавшей Павла, а именно — чувство духовного превосходства у некоторых коринфян и, как следствие, высокомерное отношение к тем, кто был менее сильным и почтенным.

12:28 Перечисление даров в этом стихе отличается от ст. 8−10; это вновь подтверждает, что Павел не стремится дать полный список. Здесь он начинает с «апостолов» и «пророков», которых считает основанием (Еф 2:20), и добавляет третью категорию — «учителей», так что этот список подобен Еф 4:11. Под словами «вспоможение» и «управление» Павел, вероятно, имел в виду то, что в Рим 12:8 он называет благотворением и начальствованием.

12:29−30 Риторические вопросы в этих двух стихах — кульминация доводов Павла, что не следует ожидать от всех одних и тех же дарований, поскольку Бог распределил их по Своей воле (ст. 11−18).

12:31 Ревнуйте о дарах больших. Значение этой фразы спорно. Одни считают, что она относится к наиболее значительным из дарований, упомянутых в ст. 28 (особенно к дару пророчества); по мнению других, с нее начинается обсуждение темы любви в гл. 13. Скорее всего, Павел предваряет то, что скажет позднее о дарах «к назиданию Церкви» (напр., о том, чтобы «пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить», 14:19). Иное толкование: глагол «ревнуйте» следует понимать не как приказание, а как констатацию факта: коринфяне слишком заботятся о наибольших дарах, однако неверно понимают их назначение.

путь еще превосходнейший. Прежде чем объяснить — он сделает это в гл. 14, — в чем состоят «наибольшие дарования», Павел оговаривает, что важнейшее условие для правильного использования любого дара — это любовь.

Примечания:

 
Новый русский перевод
10 [59] — Сверхъестественный дар говорить на языках, которые человек никогда не изучал.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.