Иисус Навин 24 глава

Книга Иисуса Навина
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Иисус собрал все израильские роды в Шехеме. Он созвал старейшин, вождей, судей и начальников Израиля, и они предстали перед Богом.
2 Иисус сказал всему народу:
— Так говорит Господь, Бог Израиля: «Издревле ваши отцы — Терах, отец Авраама и Нахора — жили за рекой[59] и поклонялись другим богам.
3 Но Я взял вашего отца Авраама из земли за рекой, водил его по всему Ханаану и дал ему множество потомков. Я дал ему Исаака,
4 а Исааку дал Иакова и Исава. Исаву Я дал нагорья Сеира, но Иаков со своими сыновьями переселился в Египет.
5 Я послал Моисея и Аарона, поразил египтян тем, что Я у них совершил, и вывел вас оттуда.
6 Когда Я вывел ваших отцов из Египта, вы пришли к морю. Египтяне гнались за вашими отцами со своими колесницами и всадниками[60] до самого Красного моря.
7 Но они воззвали к Господу о помощи, и Он положил тьму между вами и египтянами. Он навел на них море, и оно покрыло их. Вы своими глазами видели, что Я сделал с египтянами. После этого вы долгое время жили в пустыне.
8 Я привел вас в землю аморреев, которые жили к востоку от Иордана. Они воевали с вами, но Я отдал их в ваши руки. Я истребил их перед вами, и вы завладели их землей.
9 Когда Валак, сын Циппора, царь Моава, готовился к войне с Израилем, он послал за Валаамом, сыном Беора, чтобы он проклял вас.
10 Но Мне не было угодно послушать Валаама, и он благословлял вас снова и снова, и Я избавил вас от его рук.
11 Вы переправились через Иордан и пришли к Иерихону. Жители Иерихона воевали с вами, как воевали и аморреи, ферезеи, хананеи, хетты, гергесеи, хиввеи и иевусеи, но Я отдал их в ваши руки.
12 Я послал перед вами шершней,[61] которые прогнали от вас двух аморрейских царей. Не мечом твоим и не луком сделал ты это.
13 Так Я дал вам землю, над которой ты не трудился, и города, которых вы не строили; и вы живете в них и едите плоды виноградников и оливковых рощ, которых вы не сажали».
14 Итак, бойтесь Господа и служите Ему достойно и честно. Отриньте богов, которым поклонялись ваши отцы за рекой и в Египте, и служите Господу.
15 Но если вы не желаете служить Господу, то выберите сегодня, кому вы будете служить: богам ли, которым служили за рекой ваши отцы, или богам аморреев, в земле которых вы живете; а я и дом мой будем служить Господу.
16 И народ отвечал:
— Да не будет с нами того, чтобы нам оставить Господа и служить другим богам!
17 Это Господь, наш Бог, Сам вывел нас и наших отцов из Египта, из земли рабства, и совершил у нас на глазах эти великие знамения. Он охранял нас на всем нашем пути и среди всех народов, через которые мы шли.
18 Господь прогнал от нас все народы и аморреев, которые жили в этой земле. Мы тоже будем служить Господу, потому что Он — наш Бог.
19 Иисус сказал народу:
— Вы не сможете служить Господу. Он — святой Бог! Он — ревнивый Бог! Он не простит вам вашего отступничества и ваших грехов.
20 Если вы оставите Господа, делавшего вам добро, и станете служить чужим богам, то Он обратится против вас, наведет на вас беду и истребит вас.
21 Но народ сказал Иисусу:
— Нет! Мы будем служить Господу!
22 Иисус сказал:
— Вы сами стали свидетелями против себя, выбрав служение Господу.
— Да, мы свидетели, — ответили они.
23 — Тогда, — сказал Иисус, — отриньте чужих богов, которые у вас есть, и обратите свои сердца к Господу, Богу Израиля.
24 И народ сказал Иисусу:
— Мы будем служить Господу, нашему Богу, и слушаться Его.
25 В тот день от лица народа Иисус заключил с Господом завет, и там, в Шехеме, он дал народу установления и законы.
26 Иисус записал эти слова в книгу Божьего Закона. Затем он взял большой камень и поставил его там под дубом, возле святилища Господа.
27 — Смотрите! — сказал он всему народу. — Этот камень будет свидетелем против нас, потому что он слышал все слова, которые сказал нам Господь. Он будет свидетелем против вас, если вы солжете вашему Богу.
28 Иисус отпустил народ, каждого в его удел.
29 После этого Иисус, сын Навин, слуга Господа, умер в возрасте ста десяти лет.
30 Его похоронили в земле его удела, в Тимнат-Серахе,[62] в нагорьях Ефрема к северу от горы Гааш.
31 Израиль служил Господу во всё время жизни Иисуса и старейшин, которые пережили его, и которым довелось увидеть всё, что сделал для Израиля Господь.
32 А кости Иосифа, которые израильтяне вынесли из Египта, были захоронены в Шехеме на участке земли, что Иаков купил за 100 кесит[63] серебра у сыновей Хамора, отца Шехема. Он вошел в удел потомков Иосифа.
33 Элеазар, сын Аарона, умер и был похоронен в наделе его сына Пинехаса — в Гиве Пинехасовой, что в горах Ефрема.

Новой Женевской Библии

24:1−28 Народ Израиля, руководимый Иисусом Навином, возобновил завет с Богом, как сделал это прежде, во времена Моисея (Втор 32:46). Возобновление завета напоминает о существовавшей в древнем мире практике заключения соглашения между государством-сюзереном и государством-вассалом. Содержание такого рода договоров можно сравнить с содержанием настоящей главы, где есть историческая преамбула, обзор развития отношений сюзерена с его вассалом (ст. 2−13), запрет на самостоятельное заключение союзов с третьей стороной (ст. 14, 23) и запись, подтверждающая сам факт заключения договора (ст. 25−26). В то же время, имеются существенные различия между этой главой и древними договорными актами.

24:1 Сихем. В том самом месте, где Бог впервые обещал дать землю потомкам Авраама (Быт 12:6−7), Иисус Навин собрал все колена Израилевы, получившие свои уделы в земле обетованной (см. ком. к 8:30).

предстали пред Господа Бога. Эти слова не обязательно должны означать перенос скинии из Силома (19:51) в Сихем. Присутствие Бога не может ограничиваться только скинией (ср. 1Цар 4:3−11; 3Цар 8:27).

24:2−13 Эти стихи, повествуя об отношениях между Богом и народом Израилевым со времен Авраама, воспроизводят уже сказанное в книгах Бытие (ст. 2−4), Исход (ст. 5−7), Числа (ст. 8−10) и Книге Иисуса Навина (ст. 11−13). Кульминация этого изложения — дарование земли обетованной потомкам Авраама.

24:2 говорит Господь. Иисус Навин обращался к народу со словом Божиим, как это когда-то делал Моисей (Втор 5:27).

за рекою. Предположительно имеется в виду Ур (Быт 11:28) или Харран (Быт 11:31).

24:3 Но Я. Действующим лицом в ст. 3−13 является Бог.

24:4 Исаву ... Иаков же. Принцип Божиего избранничества ясно представлен на примере Иакова и Исава (Быт 25:23; Рим 9:11).

24:5−7 Кратко излагая историю исхода, Иисус Навин коснулся только тех дел Божиих, непосредственной целью которых было спасение израильского народа (напр., сам исход из Египта) и которые достигли своей кульминации в овладении израильтянами землей обетованной.

24:5 вывел вас. Великое деяние Божие — спасение народа Израилева (Исх 20:2) — имело своей целью одарение потомков Авраама землей обетованной (Исх 15:17).

вас. См. ком. к ст. 7.

24:6 к Чермному морю. См. Исх 13:18.

24:7 они... вами... Глаза ваши. О современниках Иисуса Навина говорится так, будто они были свидетелями спасительных дел Божиих минувших дней. Им надлежало знать о добром отношении Господа к народу Израиля на протяжении всей его истории вплоть, чтобы полагаться на Господа и в будущем.

много времени пробыли вы в пустыне. В этих словах резюмируется все (включая происшедшее у горы Синай), что случилось с момента перехода израильтян через Чермное море до их прихода в землю обетованную (см. ком. к ст. 5−7).

24:8 Аморреев. См. ком. к 2:10.

24:9 Валаама. См. 13:22 и ком.; Чис, гл. 22−24.

24:10 он благословил вас. В случае с Валаамом явлена абсолютная власть Бога над всеми (нынешними и будущими) врагами Его народа.

24:11−13 Эти стихи являются кратким изложением всей Книги Иисуса Навина.

24:11 Аморреи... Иевусеи. См. 3:10 и ком.

24:12 шершней. Возможно, это метафора внезапно возникшей паники (см. также 2:9; 5:1; Исх 23:28).

не мечом твоим ... сделано это. Израильтяне получили землю обетованную не в результате успешно предпринятого военного похода — она была дарована им Богом по обетованию Его (см. ком. к 1:2; ср. Еф 2:8).

24:13 дал. См. ком. к 1:2.

24:14 бойтесь Господа. Ср. 4:24. Страх Божий — это осознание милости Господа, Который остался верен Своим обетованиям (ср. Пс 129:4); он ни в коей мере не отрицает любовь к Богу (Втор 10:12−13; ср. 2:9 и 7:5).

отвергните богов. Эти слова могут означать свержение идолов или отказ от почитания других богов, или то и другое одновременно. Милость Бога к Израилю (ст. 2−13) требует поклонения исключительно Ему, о чем сказано в первой заповеди (Исх 20:3).

за рекою. См. ком. к ст. 2.

в Египте. Об идолопоклонстве израильтян в Египте вспоминает пророк Иезекииль (Иез 20:7−10; Иез 23:3−8, 19−21, 27).

24:15 изберите себе ныне, кому служить. Эти слова не лишены иронии: если Израиль отвергнет Господа, он вынужден будет выбирать между теми богами, которые были отвергнуты Авраамом (ст. 2−3), и теми, которым поклонялись лишившиеся своих владений аморреи (ст. 8−12).

Аморреев. См. ком. к 2:10.

я и дом мой. См. 6:24; 7:24; Деян 16:15.

24:16−18 Ответ народа на призыв, содержащийся в ст. 14, построен по следующей схеме: 1) отвержение других богов (ст. 16); 2) признание величия дел Божиих (ст. 17:18) и 3) готовность подчиняться Господу как своему Богу (ст. 18).

24:19 не возможете служить Господу. Эти парадоксально звучащие в данном случае слова очень скоро получат трагическое подтверждение (Суд 2:7, 10−13; 4Цар 17:7−23; ср. Втор 31:16; Нав 7:1−26 и ком.; 23:12−13 и ком.; 24:31 и ком.). Предостережение Иисуса Навина обосновано, с одной стороны, святостью Бога, Которому нельзя служить так, как служили другим богам, и, с другой — мятежным духом Израиля, слишком часто проявлявшимся в прошлом (22:17 и ком.).

святый. Только святой народ, т.е. отделенный от языческих народов (Лев 18:3; Лев 20:26), может служить Святому Богу (Лев 19:2).

ревнитель. См. Исх 20:5 и ком.

не потерпит. Под беззаконием подразумевается отступничество.

24:20 Если вы оставите... то Он наведет. Возможный перевод: «Ибо вы оставите... и Он наведет». Этот вариант согласуется с предшествующими высказываниями и с другими местами Священного Писания, как, например, с предсказанием во Втор 31:16−18.

24:22 свидетели о себе. Если народ оставит Господа, то принятое в данный момент решение станет его обвинением, поскольку сделанный им выбор — служить Господу — подтвердил закономерность требования Бога быть безраздельно преданным Ему (ст. 16−18).

24:23 отвергните... и обратите. См. ст. 14 и ком.

24:25 заключил... завет. Ср. Быт 15:18; Втор 4:23; Втор 29:1.

постановления. В этих постановлениях детально регламентируются обязанности Израиля в подобающем величию Господа служении Ему.

24:26 в книгу закона Божия. Вероятно, речь идет о той же книге закона, что и в 1:8;8:31;23:6.

под дубом. Ср. Быт 12:6; 35:4; Суд 9:6.

24:27 свидетелем. Ср. 4:20−24.

24:28 каждого в свой удел. См. 1:6 и ком.

24:29−33 Смерть Иисуса Навина и Елеазара завершает очередной этап в истории Израиля. Их погребение и захоронение костей Иосифа в земле, которая теперь принадлежала Израилю, символизируют верность Бога в исполнении Его обетовании, данных патриархам.

раб Господень. См. ком. к 1:1.

ста десяти лет. В таком же возрасте умер Иосиф (Быт 50:22): столь долгая жизнь является знаком благословения Божия (ср. Втор 34:7).

24:30 его удела. См. 19:49−50. В отличие от Авраама, который вынужден был покупать участок для погребения (Быт 23:4; ср. Быт 33:19), Иисус Навин похоронен на своей земле.

24:31 служил Израиль Господу во все дни. Верность Израиля оказалась, однако, весьма недолговечной (см. ст. 19:20 и ком.; Суд 2:7, 10−13).

24:32 кости Иосифа. Свершилось обетование, в которое верил Иосиф (Быт 50:24−25).

поля, которое купил Иаков. См. Быт 33:19. Новый порядок владения землей являет собой полную противоположность тому положению, в котором находились праотцы, ничего, кроме обетования, не имевшие.

24:33 Елеазар. См. ком. к 14:1.

Финееса. См. ком. к 22:13.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [59] — В знач.: «за Евфратом»; так же в ст. 3,14 и 15.
6 [60] — Или: колесничими.
12 [61] — Значение этого места в евр. тексте неясно.
30 [62] — Другое название: Тимнат-Херес (см. Суд 2:9).
32 [63] — Древняя денежная мера неизвестного веса и достоинства.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.