Откровение 2 глава

Откровение Иоанна
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Ангелу[18] церкви в Эфесе напиши:
«Так говорит Держащий в правой руке семь звезд и Ходящий среди семи золотых светильников.
2 Я знаю твои дела, твой труд и твою стойкость. Я знаю, что ты не можешь мириться со злыми людьми; ты проверил тех, кто выдает себя за апостолов, и нашел, что они лжецы.
3 Я знаю, что ты стоек, что ради Моего имени перенес трудности и не изнемог.
4 Но у Меня есть нечто против тебя: ты оставил свою первую любовь.
5 Вспомни высоту, с которой ты упал! Раскайся и твори дела, которые ты делал прежде. Если ты не раскаешься, то Я приду к тебе и уберу твой светильник с его места.
6 Однако ты правильно делаешь, что ненавидишь дела николаитов[19], которые и Я ненавижу.
7 У кого есть уши, пусть услышит, что Дух говорит церквам. Побеждающему Я дам право есть плоды с дерева жизни, которое растет в раю Божьем!»
8 Ангелу церкви в Смирне напиши:
«Так говорит Первый и Последний, Тот, Кто умер и вернулся к жизни.
9 Я знаю твою скорбь и твою бедность, впрочем, ты богат! Я знаю, как тебя чернят те, кто называет себя иудеями, но которые на самом деле не что иное, как собрание сатанинское.
10 Не бойся предстоящих страданий. Некоторых из вас дьявол заключит в темницу, чтобы испытать вас, и вы десять дней будете иметь скорбь. Но оставайся верным даже до смерти, и Я дам тебе венец жизни.
11 У кого есть уши, пусть услышит, что Дух говорит церквам. Побеждающему вторая смерть[20] не причинит вреда!»
12 Ангелу церкви в Пергаме напиши:
«Так говорит Обладатель обоюдоострого меча[21].
13 Я знаю, что ты живешь там, где трон сатаны[22]. Но, невзирая на это, ты верен Моему имени. Ты не отрекся от веры в Меня даже в те дни, когда Мой верный свидетель Антипа был убит в твоем городе, где живет сатана.
14 Тем не менее Мне есть что сказать против тебя: там у тебя есть люди, следующие учению Валаама, который научил в свое время царя Валака тому, как можно спровоцировать народ Израиля на грех, побудив их есть пищу, принесенную в жертву идолам, и жить развратной жизнью[23].
15 Также у тебя есть и приверженцы учения николаитов.
16 Покайся! Иначе Я скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом, выходящим из Моего рта!
17 У кого есть уши, пусть услышит, что Дух говорит церквам. Побеждающего Я угощу сокровенной манной[24] и дам ему белый камень[25], на котором написано его новое имя, и это имя будет знать только тот, кто его получит!»
18 Ангелу церкви в Фиатире напиши:
«Так говорит Сын Божий, глаза Которого подобны пылающему огню, и ноги Которого сверкают, как отполированная бронза.
19 Я знаю твои дела, твою любовь, веру, твое служение и терпение. Я знаю, что твои последние дела более велики, чем первые.
20 Тем не менее вот что Я скажу против тебя: ты терпишь женщину по имени Иезавель[26], которая называет себя пророчицей. Она своим учением вводит в заблуждение Моих слуг и толкает их к тому, чтобы они занимались развратом и ели пищу, принесенную в жертву идолам.
21 Я дал ей время покаяться, но она не хочет раскаяться в своем разврате.
22 Поэтому Я брошу её на ложе, а тех, кто с ней занимается развратом, ввергну в великую скорбь, если не раскаются в том, что пошли её путем.
23 Я поражу её детей смертью, и все церкви узнают, что Я испытываю сердца и мысли человека, и каждый из вас получит по своим делам.
24 Говорю всем остальным в Фиатире, кто не следует её учению и не узнал так называемых „глубин сатанинских“: больше Я не буду обременять вас ничем,
25 но крепко держите то, что у вас есть, до тех пор, пока Я не приду.
26 Побеждающему и исполняющему Мою волю до конца Я дам власть над народами[27],
27 как Я Сам получил её от Моего Отца, и „он будет пасти их железным скипетром; как сосуды глиняные, они сокрушатся“[28].
28 Побеждающему Я дам утреннюю звезду[29].
29 У кого есть уши, пусть услышит, что Дух говорит церквам».

Новой Женевской Библии

2:1 — 3:22 В соответствии с нуждами каждой церкви Христос обращает к ней слова поддержки или укоризны, увещания или обетования. Во всех посланиях имеются указания на обстоятельства или обычаи именно данного города, часть которых, несомненно, осталась нам неизвестной. В то же время, ко всем церквам обращен общий призыв сохранять верность и терпение до тех пор, пока все обетования не исполнятся в небесном Иерусалиме. Борьба, которую ведут церкви, противопоставляется покою и блаженству, изображаемому в 21:1 — 22:5. В обращениях ко всем церквам, кроме Лаодикийской, увещания начинаются с упоминания какой-нибудь детали величественного видения, описанного в 1:12−20, что придает этим обращениям убедительность и универсальное значение (см. ком. к 1:4).

Все послания имеют одинаковое построение.

1. Обращение: «Ангелу... церкви напиши».

2. Указание на Божественного Автора послания со ссылкой на признаки Его величия, описанные в 1:12−20: «Так говорит...»

3. Утверждение: «Знаю».

4. Оценка: укоры и (или) похвалы.

5. Обетование или предостережение.

6. Обетование награды побеждающему.

7. Призыв внимать: «Имеющий ухо да слышит».

Шестой и седьмой компоненты послания иногда меняются местами, а пятый объединяется с четвертым.

2:5 сдвину светильник твой. Расположение города Ефеса пришлось перенести из-за смещения русла реки Каистры, на которой он стоял. Таким образом, он был «сдвинут» со своего прежнего места. По аналогии, Христос предостерегает, что сместит и перестроит Ефесскую церковь, если ее члены не покаются.

2:6 Николаитов. Еретическая группа, воззрения которой нигде не описаны.

2:7 побеждающему. Это и подобные ему обращения к другим церквам обещают святым, сохранившим верность, участие во всех аспектах жизни нового Иерусалима (2:11, 17, 26; 3:5, 12, 21; 21:1−22:5).

вкушать от древа жизни. См. ком. к 22:2.

2:9 сборище сатанинское. Иудеи, принадлежавшие к синагоге в Смирне, отказались принять проповедь о пришествии Мессии. Хотя на словах они поклонялись Богу, их враждебность к христианам показала, что на самом деле они были во власти духовной тьмы (2Кор 4:4).

10 Будь верен. Город Смирна гордился своей верностью Риму.

венец жизни. Почитавшаяся в Смирне богиня Кибела изображалась на монетах с венцом в виде зубцов городской стены. По преданию, смирнские постройки на горе Пагос имели вид венца. В противоположность этому тленному венцу Иисус Христос обещает даровать верным истинный венец.

2:13 там, где престол сатаны. В Пергаме находился древнейший в Малой Азии храм, посвященный культу императора.

2:14 Валаама. Известно, что пророк Валаам (Чис 22:5) дал Валаку совет, приведший к событиям, описанным в книге Чисел (25:1−4).

2:15 учения Николаитов. См. ком. к 2:6.

2:17 вкушать сокровенную манну. Возможно, здесь содержится намек на манну, сохранявшуюся в Святом Святых храма (Исх 16:33−35; Евр 9:4). Христос обещает питать верующих неисчерпаемой небесной духовной пищей (Ин 6:32−58).

2:18 халколивану. Этим словом обозначается какой-то ценный сплав металлов. Город Фиатира был известен своими мастерами, работавшими с бронзой.

2:20 Иезавели. См. 3Цар 16:31; 3Цар 19:1−2; 3Цар 21:5−26; 4Цар 9:30−37. Очевидно, эта женщина названа Иезавелью, потому что, подобно ветхозаветной Иезавели, склоняла народ Божий к разврату и идолопоклонству — порокам, особенно распространенным среди язычников в Малой Азии. См. ком. к 14:8 и 17:1 — 19:10.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [18] — Или: вестнику; так же в ст. 8, 12, 18; Откр 3:1, 7, 14.
6 [19]Николаиты. Группа лжеучителей, которые, вероятно, считали приемлемыми приношение жертв идолам и сексуальную вседозволенность.
11 [20] — То есть огненное озеро, место вечного наказания (см. Откр 20:14; Откр 21:8).
12 [21] — См. Ис 49:2; Евр 4:12.
13 [22]Трон сатаны. Город Пергам был в то время центром поклонения римскому императору в провинции Азия.
14 [23] — См. Чис 25:1-2; Чис 31:16.
17 [24]Манна. Переводится как: « Что это?» — название, данное иудеями тому небесному хлебу, которым Бог кормил их в течение 40 лет странствования в пустыне (см. Исх 16).
17 [25] — Вероятно, белый камень был знаком оправдания, так как белый цвет символизировал праведность от Бога. Кроме того, белый камень мог играть роль пригласительного на праздничные пиры.
20 [26] — См. 3Цар 16:31; 4Цар 9:22, 30. Эта женщина, конечно же, не была той царицей, о которой мы читаем в 3-Й И 4-Й КНИГАХ ЦАРСТВ, но ее дела и учение были на удивление схожи с деятельностью той древней правительницы. И поэтому, скорее всего, имя Иезавель носило символический характер.
26 [27] — Ср. Откр 20:4.
26 [28]Пс 2:8-9.
28 [29] — Существует множество толкований: 1) утренняя звезда— это Сам Иисус Христос (см. Откр 22:16), и только те, кто будет верен Ему до конца, увидят Его, когда Он придет за своими; 2) в вечности верующие в Иисуса будут иметь великую славу (см. Дан 12:3); 3) утренняя звезда символизирует начало будущего правления Христа (см. Чис 24:14-20) и др.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.