Судьи 11 глава

Книга Судей израилевых
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Галаадитянин Иеффай был могучим воином. Его отцом был Галаад, а матерью — блудница.
2 Жена Галаада тоже родила ему сыновей, и когда они выросли, они выгнали Иеффая.
— Ты не будешь наследовать в нашей семье ничего, — сказали они ему, — потому что ты сын другой женщины.
3 Иеффай убежал от своих братьев и поселился в земле Тов, где вокруг него собрались изгои, которые вместе с ним совершали набеги.
4 Некоторое время спустя, когда аммонитяне пошли войной на Израиль,
5 старейшины Галаада пошли, чтобы привести Иеффая из земли Тов.
6 — Приходи, — сказали они, — и будь нашим воеводой, чтобы нам воевать с аммонитянами.
7 Иеффай сказал им:
— Разве не вы возненавидели и выгнали меня из дома моего отца? Зачем же вы приходите ко мне сейчас, когда вы в беде?
8 Старейшины Галаада сказали ему:
— И всё же мы обращаемся сейчас к тебе; пойдем с нами, чтобы воевать с аммонитянами, и ты будешь главой всех жителей Галаада.
9 Иеффай ответил:
— Допустим, вы вернете меня, чтобы воевать с аммонитянами, и Господь отдаст их мне, — стану ли я и вправду вашим главой?
10 Старейшины Галаада ответили:
— Господь — свидетель между нами! Мы непременно сделаем, как ты говоришь.
11 Иеффай пошел со старейшинами Галаада, и народ поставил его над собой вождем и воеводой. Иеффай повторил все свои слова перед Господом в Мицпе.
12 Затем он отправил послов к царю аммонитян с вопросом:
«Что ты имеешь против меня, что напал на мою страну?»
13 Царь аммонитян ответил послам Иеффая:
«Когда Израиль шёл из Египта, он захватил мою землю от потока Арнон до реки Яббок и до Иордана. Итак, верни её добровольно».
14 Иеффай ещё раз отправил послов к царю аммонитян
15 сказать ему:
«Вот что говорит Иеффай:
Израиль не захватывал ни земель Моава, ни земель аммонитян.
16 Когда они шли из Египта, Израиль прошёл через пустыню до Красного моря и пришёл к городу Кадеш.
17 Израиль отправил послов к царю Эдома, говоря: „Позволь мне пройти через твою страну“, но царь Эдома не стал слушать. Он посылал и к царю Моава, но и тот отказал. И Израиль оставался в Кадеше.
18 Затем он странствовал по пустыне, обошел земли Эдома и Моава, пришёл к восточной стороне земель Моава и поставил лагерь на другой стороне Арнона. Он не вошел в землю Моава — Арнон и был границей моавитян.
19 Израиль отправил послов к Сигону, царю аморреев, который правил в Хешбоне, и сказал ему: „Позволь нам пройти через твою страну к себе“.
20 Но Сигон не доверял Израилю[60] и не дал пройти через свою землю. Он собрал всех своих воинов, разбил лагерь в Иахаце и напал на Израиль.
21 Тогда Господь, Бог Израиля, отдал Сигона и всех его воинов в руки израильтян, и те разбили их. Израиль овладел землей аморреев, которые жили в той стране,
22 захватив её целиком, от Арнона до Яббока и от пустыни до Иордана.[61]
23 Итак, раз Господь, Бог Израиля, прогнал аморреев от Своего народа, Израиля, какое у тебя право владеть ею?
24 Разве тебе не довольно владеть тем, что дал тебе твой бог Кемош[62]? А мы будем владеть всем, что дал нам Господь, наш Бог.
25 Чем ты лучше Валака, сына Циппора, царя Моава? Разве он когда-нибудь ссорился с Израилем или воевал с ним?
26 Израиль жил в Хешбоне, Ароере, прилегающих к ним поселениях и во всех городах по Арнону триста лет. Что же ты не захватил их за это время?
27 Я не провинился перед тобой, а ты причиняешь мне зло, идя на меня войной. Господь — судья. Пусть Он решит сегодня тяжбу между израильтянами и аммонитянами».
28 Но царь аммонитян не послушал слов Иеффая.
29 И Дух Господа сошел на Иеффая. Иеффай прошёл через Галаад и Манассию, через Мицпу, что в Галааде, и оттуда двинулся на аммонитян.
30 Иеффай поклялся перед Господом: «Если Ты отдашь аммонитян в мои руки,
31 то всё, что выйдет из дверей моего дома мне навстречу, когда я вернусь с победой, будет принадлежать Господу, и я принесу это в жертву всесожжения».
32 Иеффай переправился, чтобы сразиться с аммонитянами, и Господь отдал их в его руки.
33 Он опустошил двадцать городов от Ароера до предместий Миннита и до самого Авел-Керамима. Так Израиль покорил аммонитян.
34 Когда Иеффай вернулся к себе домой в Мицпу, то кому же и было выйти ему навстречу, как не его дочери, танцующей под звуки бубнов! Она была его единственным ребенком. Кроме неё, у него не было больше ни сына, ни дочери.
35 Увидев её, он разорвал на себе одежду и закричал:
— О! Моя дочь! Ты сразила меня! Ты стала причиной моего несчастья, ведь я дал Господу клятву, которую не могу нарушить.
36 — Мой отец, — ответила она, — ты дал Господу слово. Сделай со мной то, что ты обещал, ведь Господь дал тебе отомстить твоим врагам, аммонитянам.
37 Но исполни одну мою просьбу, — сказала она. — Дай мне два месяца срока, чтобы мне пойти и погулять в горах, поплакать с моими подругами о том, что мне уже никогда не суждено выйти замуж.
38 — Иди, — сказал он и отпустил её на два месяца.
Она вместе с девушками пошла в горы и плакала о том, что ей уже никогда не суждено выйти замуж.
39 Когда же два месяца прошли, она вернулась к своему отцу, и он сделал с ней то, о чем поклялся. А она была девственницей.
Отсюда и происходит израильский обычай,
40 что каждый год молодые женщины Израиля выходят на четыре дня оплакивать дочь галаадитянина Иеффая.

Новой Женевской Библии

11:1 человек храбрый. Такая характеристика сближает Иеффая с Гедеоном (6:12).

сын блудницы. Происхождение Иеффая делало его социальным изгоем (ст. 2).

11:3 праздные люди. Такие же «праздные и своевольные люди» окружали и Авимелеха (9:4).

11:9 Господь предаст. В этих словах проявилась вера Иеффая в то, что победа была дарована Богом.

11:10 Господь да будет свидетелем между нами. Старейшины поклялись в верности завету.

11:11 Иеффай произнес все слова... пред лицем Господа в Массифе. Завет подтвержден перед Господом в Массифе. Спустя много лет здесь же, в Массифе, народ перед лицом Господа провозгласит Саула царем (1Цар 10:17).

11:12−29 Относительно исторического основания для этого конфликта см. Чис 20:14−21; 21:10−35; Втор 2:16 — 3:11. Во времена Иеффая аммонитяне стремились расширить свою территорию за счет земли, принадлежавшей ранее аморреям, но в течение последних трехсот лет находившейся во владении израильтян. В ответ на притязания аммонитского царя Иеффай сослался на исторический факт, напомнив, что «Израиль не взял ... земли Аммонитской» (ст. 15), поскольку Господь этого ему не позволил (Втор 2:18−19).

11:12 царю Аммонитскому. Как и у Саула, первым противником Иеффая были аммонитяне (1Цар 11:1−11). В рассказе о Сауле Галааду также грозит

11:23 Господь Бог Израилев. В библейские времена война понималась как противоборство в конечном счете между богами враждующих народов. Если побеждали израильтяне, то только потому, что победу им даровал Бог Израиля, Которому никто не мог противостоять (ст. 24). См. ст. 21.

11:27 Господь Судия да будет ныне судьею. См. ст. 21 и 22. Иеффай провозгласил, что Бог есть Судия над всеми народами и богами. Хотя слово «Судия» употреблено здесь в узком смысле (тот, кто выносит судебное решение), в конечном счете Сам Господь возьмет на себя миссию спасителя народа (ст. 32−33). Книга Судей израилевых утверждает, что Бог есть истинный Царь (8:23) и истинный Судия, Который один мог избавить Израиль от постигших его бед.

11:29 Дух Господень. См. 3:10 и ком.

11:30−40 Иеффай разбил аммонитян, но при этом поступил опрометчиво, дав обет Господу, во исполнение коего принес свою дочь в жертву всесожжения. Недопустимо было, почитая истинного Бога, уподобляться язычникам, которые приносили человеческие жертвы своим богам (Втор 32:17; Пс 105:37−38). Иеффай был неспособен руководить народом соблюдать верность завету, хотя, несомненно, имел веру (ст. 10−11, 21, 23, 27). В этом обете также обнаруживается параллель между Иеффаем и Саулом, который произнес столь же противозаконное заклятье, едва не стоившее жизни его благочестивому сыну Ионафану (1Цар 14:24−25).

11:35 разодрал одежду свою. Способ выражения скорби по умершим.

отверз.. уста мои. Несмотря на предписание закона безусловно исполнять обет, данный Господу (Втор 23:21−23), Иеффаю не следовало этого делать, ибо запрет на человеческие жертвоприношения был для Израиля абсолютным (см. ком. к ст. 39). Нельзя давать противоречащие божественному закону клятвы и обеты и тем более исполнять их (ср. Мф 14:1−12). Иеффай отдает приоритет своему слову перед словом Божиим.

11:36 делай со мною то, что произнесли уста твои. Т.е. «принеси меня в жертву» (ст. 30−31).

11:37 девство мое. В жизни ветхозаветного общества браку придавалось большое значение (ст. 38−39), а умереть, не оставив после себя детей, считалось знаком Божиего неблаговоления.

11:39 он совершил над нею. Иеффай, по примеру язычников, принес свою дочь в жертву всесожжения. Человеческие жертвоприношения у израильтян считались грехом (Втор 12:31; Пс 105:38).

не познала мужа. См. ст. 37 и ком.

Примечания:

 
Новый русский перевод
20 [60] — Или: « Но Сигон не пошел на соглашение с Израилем…»
16 [61] — См. Чис 20:14−21; Чис 21:21-32.
24 [62] — Божество из пантеона моавитян и аммонитян, в жертвы которому приносились люди.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.