Судьи 13 глава

Книга Судей израилевых
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Израильтяне вновь стали творить зло в глазах Господа, и Господь отдал их в руки филистимлян на сорок лет.
2 У одного человека из поселения Цоры по имени Маноах из клана данитян жена была бесплодна и не имела детей.
3 Ангел Господень явился ей и сказал:
— Ты бесплодна и не имеешь детей, но забеременеешь и родишь сына.
4 Итак, смотри, не пей ни вина, ни другого хмельного питья и не ешь ничего ритуально нечистого,
5 потому что ты забеременеешь и родишь сына. Его головы не коснется бритва, потому что мальчик ещё до своего рождения будет назореем[64] Богу. Именно он начнет спасать Израиль от рук филистимлян.
6 Женщина пошла к своему мужу и сказала ему:
— Ко мне приходил Божий человек. Он был похож на Божьего Ангела, Его[65] вид внушал благоговейный ужас. Я не спросила Его, откуда Он, а Он не сказал мне Своего имени.
7 Но Он сказал мне: «Ты забеременеешь и родишь сына. Поэтому не пей ни вина, ни другого хмельного питья и не ешь ничего ритуально нечистого, потому что мальчик будет назореем Богу от утробы и до самой смерти».
8 И Маноах молился Господу:
— Владыка, прошу Тебя, пусть Божий человек, Которого Ты посылал к нам, придет опять и научит нас, что нам делать с мальчиком, который должен родиться.
9 Бог услышал Маноаха, и Божий Ангел вновь пришёл к той женщине, когда она была в поле; но её мужа Маноаха с ней не было.
10 Женщина тут же побежала и сказала своему мужу:
— Он здесь! Тот человек, Который приходил ко мне тогда!
11 Маноах встал и пошел за своей женой. Он пришёл к тому человеку и спросил:
— Это Ты говорил с моей женой?
— Я, — ответил Тот.
12 И Маноах спросил Его:
— Когда Твои слова исполнятся, как жить мальчику и что ему делать?
13 Ангел Господень ответил:
— Твоя жена должна исполнять всё, что Я ей сказал.
14 Она не должна есть ничего, что дает виноградная лоза, пить вина и никакого другого хмельного питья, а также есть что-либо ритуально нечистое. Она должна делать всё, что Я ей велел.
15 Маноах сказал Ангелу Господнему:
— Мы хотели бы, чтобы Ты остался, пока мы не приготовим для Тебя козленка.
16 Ангел Господень ответил Маноаху:
— Хоть ты удерживаешь Меня, Я не буду есть твоего угощения. Но если ты приготовишь всесожжение, принеси его Господу. — (Маноах не знал, что это был Ангел Господень.)
17 Маноах спросил Ангела Господнего:
— Как Твое имя, чтобы нам отблагодарить Тебя, когда Твои слова исполнятся?
18 Ангел Господень ответил:
— Зачем ты спрашиваешь Мое имя? Оно чудно.
19 Тогда Маноах взял козленка и хлебное приношение и принес на скале в жертву Господу, Который сотворил чудо, пока Маноах и его жена глядели.
20 Когда пламя с жертвенника поднялось к небу, Ангел Господень вознесся в пламени жертвенника, пока Маноах и его жена глядели; увидев это, они пали лицом на земли.
21 Ангел Господень стал невидим Маноаху и его жене, тут Маноах понял, что это был Ангел Господень.
22 И сказал Маноах своей жене:
— Теперь мы наверняка умрем, ведь мы видели Бога![66]
23 Но его жена ответила:
— Если бы Господь хотел нам смерти, Он не принял бы из наших рук всесожжения и хлебного приношения и не возвестил бы нам сейчас всего этого.
24 Женщина родила сына и назвала его Самсоном. Мальчик рос, и Господь благословлял его,
25 и Дух Господа начал действовать в нём, когда он был в Махане-Дане[67], между Цорой и Эштаолом.

Новой Женевской Библии

13:1 — 16:31 История Самсона — последняя в цикле о судьях. Самсону была уготована особая судьба: еще «от самого чрева младенец сей» должен был стать назореем Божиим, который в будущем «начнет спасать Израиля» (ст. 5). О призвании Самсона стать судьей возвестил ангел Господень; чаще, чем какой-либо другой судья, он ощущал на себе сошествие Духа Господня (13:25; 14:6, 19; 15:14). Однако Самсон оказался человеком, не проявлявшим никакого стремления спасти Израиль и неоднократно нарушавшим завет. Обет назорейства (13:4, 5, 7, 14; 16:17; Чис 6:1−21) он исполнил только в том, что касалось ношения длинных волос. Посвятив себя Господу, он должен был освободиться от оков плотской жизни и не предаваться мирским утехам; он же пьянствовал, домогался чужих жен, блудодействовал и т. д. Торжественность, с которой свершилось его призвание, и чудеса, сопровождавшие его рождение, лишь усугубляют трагедию Самсона, как и всего Израиля в целом, отступничество которого привело к тому, что во главе него оказался столь слабый человек. И при всем том именно Самсону Бог назначил спасти Израиль от филистимлян (ст. 5), обратив против них даже его грехи (14:4).

Самсон не был судьей такого масштаба, как Гедеон или Самуил. Хотя Дух Господень неоднократно нисходил на него, это не оказывало влияния на его личность. Как и Саул, Самсон был наказан Богом и лишился Духа Господня. И тем не менее, в Евр 11:32 его имя названо в числе тех, кто показал пример веры. Обратившись с верою к Богу (хотя мотивы его при этом были не совсем безупречны), Самсон «при смерти своей» погубил филистимлян более, «нежели сколько умертвил он в жизни своей» (16:30).

13:1 Сыны Израилевы продолжали делать злое. Повествование о Самсоне сохраняет, хотя и в несколько измененном виде, структуру, характерную для рассказов о судьях (ср. 2:11−19).

предал... в руки Филистимлян. См. 2:14; 1Цар 12:9.

13:2−25 Как и Гедеон (6:11−14), родители Самсона не узнали ангела Господня, приготовив для него мясо козленка, которое уничтожил чудесный огонь. Убедившие в конце концов, что их посетил ангел Господень, отец Самсона, как и Гедеон, убоялся скорой смерти от встречи с Господом. Это сходство наводит на мысль о том, что Самсон мог бы стать таким же великим судьей, как Гедеон (см. ком. к 13:1 — 16:31). О назорейском обете было сказано трижды (ст. 4−5, 7, 14). Троекратное повторение придавало обету особую важность.

13:2 неплодна. Долгое время мать Самсона оставалась бесплодной, как Сарра, Ревекка, Рахиль (Быт 16:1; Быт 25:21; Быт 29:31) и мать Самуила (1Цар 1:2, 5; ком. к Суд 13:1 — 16:31).

13:3 Ангел Господень. См. 2:1; 6:11−24; ком. к 13:1 — 16:31.

13:5 от самого чрева ... назорей. Относительно обета назорейства см. Чис 6:1−21. Обычно назорейский обет посвящения Господу давался на определенный срок, и лишь некоторые (и среди них Самсон) были назореями «от чрева матери», т.е. посвященными еще до рождения (см. ком. к 13:1 — 16:31).

13:6 как вид Ангела Божия. Женщина не могла поверить, что к ней приходил ангел Господень (6:22; 13:16).

13:15 изготовим для тебя козленка. Родители Самсона приняли ангела столь же гостеприимно, как и Гедеон (6:19).

13:17 как тебе имя? Такой же вопрос задавал Иаков (Быт 32:29).

13:19−22 Эти описания созвучны с тем, что касалось Гедеона (6:20−22).

13:24 И рос младенец, и благословлял его Господь. Несмотря на Божие благословение, Самсон, в отличие от Самуила (1Цар 2:26; 1Цар 3:19) и Иисуса (Лк 2:52), не имел истинной веры (см. ком. к 13:1 — 16:31).

13:25 Дух Господень. См. 3:10; ком. к 13:1 — 16:31.

Примечания:

 
Новый русский перевод
5 [64] — Об обете назорейства см. Чис 6:1-21.
6 [65]Его… Он… Я. См. ст. 22 и гл. 6.
22 [66] — См. Исх 33:20.
25 [67] — В знач.: «в лагере Дана».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.