Судьи 2 глава

Книга Судей израилевых
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Ангел Господень[8] пришёл из Гилгала[9] в Бохим и сказал: «Я вывел вас из Египта и привел в землю, о которой клялся вашим отцам. Я сказал: „Я никогда не нарушу Мой завет с вами,
2 а вы не заключайте союз с жителями этой земли, но сокрушите их жертвенники“. Но вы не послушались Меня. Почему?
3 Теперь Я говорю вам, что не стану прогонять их от вас; они будут вам жалом в теле, а их боги будут для вас западней».
4 Когда Ангел Господень сказал эти слова всем израильтянам, народ громко заплакал,
5 и они назвали то место «Бохим».[10] Там они совершили жертвоприношение Господу.
6 После того как Иисус отпустил народ, они пошли каждый в свой удел, чтобы овладеть землей.
7 Народ служил Господу во всё время жизни Иисуса и старейшин, переживших его, которые видели все великие дела, совершенные Господом для Израиля.
8 Иисус, сын Навин, слуга Господа, умер в возрасте ста десяти лет.
9 Его похоронили в его собственном наделе, в городе Тимнат-Хересе[11], в нагорьях Ефрема к северу от горы Гааш.
10 Когда всё то поколение отошло к своим отцам и выросло другое поколение, которое не знало ни Господа, ни того, что Он совершил для Израиля,
11 израильтяне стали творить зло в глазах Господа и служить Баалам[12].
12 Они оставили Господа, Бога своих отцов, Который вывел их из Египта, последовали за богами народов, которые были вокруг них, и стали поклоняться им. Они гневили Господа,
13 потому что оставили Его и служили Баалу и Астартам[13].
14 Гнев Господа вспыхнул на Израиль, и Он отдал их в руки разбойников, которые стали грабить их. Он отдал их во власть врагов, окружавших их со всех сторон, и они уже не могли им противостоять.
15 Всякий раз, когда Израиль шёл воевать, рука Господа была против них, и они терпели поражение, как Господь предупреждал и клялся им. Они терпели великое бедствие.
16 Господь ставил им судей[14], которые спасали их от рук грабителей.
17 Но они не слушали судей, а распутничали с другими богами и поклонялись им. Они быстро уклонились от пути, которым ходили их отцы, — пути послушания повелениям Господа; они не следовали их примеру.
18 Всякий раз, когда Господь ставил над ними судью, Он Сам был с ним и берег их от врагов, пока судья был жив: Господь жалел их, стонавших под гнетом мучителей.
19 Но когда судья умирал, они принимались за старое и поступали ещё хуже, чем их отцы, следуя другим богам, служа и поклоняясь им. Они не хотели оставить свои злые дела и упрямство.
20 Поэтому Господь сильно разгневался на Израиль и сказал: «Раз этот народ нарушил завет, который Я заключил с их отцами, и не послушался Меня,
21 Я больше не стану прогонять от них ни одного из народов, которые остались в этой стране после смерти Иисуса,
22 чтобы испытать Израиль — станут ли израильтяне стараться ходить по пути Господа, как делали их отцы».
23 И оставил Господь эти народы — не прогнал их сразу и не отдал в руки Иисуса.

Новой Женевской Библии

2:1−5 В данном фрагменте содержатся обличения израильтян в нарушении завета и пояснение, за какие беззакония израильтяне будут наказаны (причем, наказанием станут их же беззакония, которые и будут их преследовать). Поскольку израильтяне нарушили условия договора, приговор им вынесен в соответствии с законом.

2:1 Ангел Господень. См. 6:11−24; 13:2−23. Слова, произносимые посланцем Бога (6:11−24; Исх 3:1−17), являются Божиими словами. Ангел Господень, известный также как «ангел (т.е. вестник) Его присутствия», вывел израильтян из египетского рабства и сражался на их стороне (Исх 14:19; Исх 23:20−23; Исх 33:2; Чис 20:16).

из Галгала. Ковчег завета находился в Галгале (Нав 5:1−12). Я вывел вас из Египта. Такими же словами начинаются Десять Заповедей (Исх 20:2; Втор 5:6). Это совпадение не случайно: оно свидетельствует о том, что все деяния Господа и Его заповеди находятся в неразрывном единстве. Ангел послан для того, чтобы напомнить людям о завете (см. ком. к 2:1−5) и о том, что Бог хранит ему верность (Втор 7:8, 12−13).

Я ввел вас в землю, о которой клялся. Бог сдержал Свою клятву (Нав 23:3−16).

не нарушу завета Моего. См. Втор 7:9.

2:2 не вступайте в союз с жителями. См. 3:5, 6; Исх 34:12−14; Втор 7:2−4; Нав 23:6−7.

жертвенники их разрушьте. Идолопоклонство являлось нарушением завета (ст. 11; Исх 34:13; Чис 33:52; Втор 7:5; Втор 12:3; Нав 23:16), и поскольку земля обетованная была местом присутствия Господа (скиния), жертвенники другим богам не могли находиться пред лицом Бога.

не послушали гласа Моего. Заключив союз с хананеями (3:5−6), израильтяне нарушили условия завета: они не изгнали язычников с земли обетованной и не разрушили их жертвенники (6:25−32). Это являлось грехом пред Господом, так как Бог не терпит идолопоклонства.

2:3 не изгоню их от вас. Своими победами Израиль обязан Богу, а не собственной силе. За нарушение завета Бог грозит наказать израильтян, лишив их Своей помощи в освобождении страны от хананеев (Чис 33:52; Нав 23:12−13).

петлею, и боги их... сетью. Браки и все другие формы сближения израильтян с хананеями были запрещены, потому что могли привести (и действительно приводили) к идолопоклонству (Исх 34:12; Чис 33:55; Втор 7:16; Нав 23:12−13). Израиль за нарушение завета понесет впоследствии то же наказание, что и хананеи: и те и другие будут изгнаны из страны (Чис 33:56; Нав 23:13).

2:6−10 См. Нав 24:28−31.

2:6 Когда Иисус. См. 1:1; Введение: Характерные особенности и темы.

2:7 народ служил Господу. См. Нав 24:16−18, 21−22, 31. То поколение израильтян, которое сохранило верность завету, обрело благословение в земле обетованной.

которые видели все великие дела. См. ст. 10; Втор 4:9; Втор 6:22; Втор 7:19; Втор 11:2−7; Нав 23:3.

2:10 который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю. Знания о чудесах Божиих (ср. Пс 43:2−4; Пс 77:2−8) должны были передаваться от поколения к поколению (Втор 4:9; Втор 6:1−6). Однако старейшины, священники и судьи не сумели сохранить в чистоте завет и донести знания о великих делах Божиих до новых поколений Израиля.

2:11−19 В соответствии с заветом Бог вершит суд над впавшим в идолопоклонство Израилем (ст. 11−13, 17, 19). «Слыша стоны» израильтян «об угнетавших и притеснявших их», Господь воздвигал над ними судей (ст. 16), дабы те указывали им путь, «коим ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним» (ст. 17). Однако народ не оставлял «дел своих» и «от стропотного пути своего» не отказывался (ст. 19). Тема ст. 11−19 развивается далее в 1Цар 12:9−11 и Пс 105:34−46.

2:11 служить Ваалам. См. ком. к ст. 2. Избрав Ваала, хананейского бога-громовержца и бога плодородия, они отвергли Господа, Который провел их через Чермное море и имел истинную власть «над громами и молниями». Поклонение воздавалось статуям Ваала, которых было великое множество.

2:13 Астартам. Астарта — богиня плодородия в хананейском пантеоне. См. ком. к ст. 11.

2:14 гнев Господень ... предал их в руки. См. Втор 28:48; 1Цар 12:9. Враги Израиля не имели власти над народом Божиим, разве что по соизволению Самого Бога.

2:15 рука Господня везде была им во зло. «Рука Господня» — символ спасительной власти Божией (Исх 3:20; Исх 6:1; Исх 13:3; Втор 4:34). Теперь эта рука карает израильтян: Господь остался верен Своему обетованию как в благословении, так и в осуждении.

2:16 судей. Главной миссией судей было наставление народа Израиля в праведности и верности завету, что гарантировало безопасность от внешних врагов (3:9, 15; 1Цар 12:11).

2:17 судей они не слушали. По-видимому, судьи наставляли народ хранить завет. ходили блудно. Обратившись к другим богам, Израиль разрушил узы завета с Господом, уподобляемые в ВЗ узам брака (8:33; Втор 31:16; Книга пророка Осии).

2:18 жалел их. См. Втор 4:30−31; Втор 30:3; Втор 32:43.

2:23 оставил. См. Втор 7:22−23; Нав 13:1−7, где объясняется, почему хананеи оставались в земле обетованной в те времена, когда Израиль еще хранил верность Господу (ст. 6−9). В ст. 20−22 и в 3:1−4 говорится о том, что Бог оставил хананеев здесь и на будущее, дабы наказать израильтян (см. ком. к 2:1−5) и испытать их. В то же время, Его милость к Израилю не иссякла, и народу была оставлена возможность искупить свою вину перед Господом.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [8] — Этот особенный Ангел отождествляется с Самим Господом. Многие толкователи видят в Нем явления Иисуса Христа до Его воплощения. То же в 6:11-23; 13:2-23.
1 [9] — В Гилгале находился ковчег завета (см. Исх 25:10-22).
5 [10]Бохим означает: плачущие.
9 [11] — Другое название: Тимнат-Серах (см. Нав 19:50; Нав 24:30).
11 [12]Баал. Ханаанский бог плодородия и бог-громовержец.
13 [13]Астарта. Ханаанская богиня любви и плодородия, богиня-воительница.
16 [14] — Или: вождей; так же в ст. 17-19.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.