Судьи 4 глава

Книга Судей израилевых
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 После того как Ехуд умер, израильтяне снова стали творить зло в глазах Господа.
2 И Господь отдал их в руки Иавина, царя Ханаана, который правил в городе Хацоре. Начальником его войска был Сисара, который жил в Харошет-Гоиме.
3 У него было девятьсот железных колесниц, и он жестоко притеснял израильтян в течение двадцати лет. Поэтому они воззвали к Господу о помощи.
4 В то время судьей в Израиле была пророчица Девора, жена Лаппидота.
5 Она сидела под пальмой Деворы, между Рамой и Вефилем в нагорьях Ефрема, и израильтяне приходили к ней решать свои тяжбы.
6 Она послала за Вараком, сыном Авиноама, из Кедеша, что в земле Неффалима, и сказала ему:
— Господь, Бог Израиля, повелевает тебе: «Иди, возьми с собой десять тысяч человек из родов Неффалима и Завулона, и веди их на гору Фавор.
7 Я приведу Сисару, начальника войска Иавина, с его колесницами и воинами к реке Кишон и отдам его в твои руки».
8 Варак сказал ей:
— Если ты пойдешь со мной, то пойду и я, а если ты со мной не пойдешь, то и я не пойду.
9 — Хорошо, — сказала Девора, — я пойду с тобой. Но этот путь не приведет тебя к славе, потому что Господь отдаст Сисару в руки женщины.
И Девора пошла с Вараком в Кедеш,
10 где он призвал Завулона и Неффалима. За ним последовало десять тысяч человек, и Девора также пошла с ним.
11 Кеней Хевер отделился от остальных кенеев, потомков Ховава, тестя Моисея, и разбил свой шатер у дуба, что в Цаананниме, рядом с Кедешем.
12 Когда Сисаре донесли, что Варак, сын Авиноама, поднялся на гору Фавор,
13 Сисара собрал свои девятьсот железных колесниц и всех своих людей из Харошет-Гоима возле реки Кишон.
14 Тогда Девора сказала Вараку:
— Иди! Это день, когда Господь отдал Сисару в твои руки. Разве Сам Господь не идет перед тобой?
И Варак спустился с горы Фавор, а вслед за ним десять тысяч человек.
15 Господь привел Сисару и все его колесницы и войско в замешательство перед мечом Варака, и Сисара, сойдя с колесницы, бежал пешим.
16 Варак преследовал его колесницы и войско до самого Харошет-Гоима. Все воины Сисары пали от меча; в живых не осталось никого.
17 Но Сисара побежал к шатру Иаили, жены кенея Хевера, потому что между Иавином, царем Хацора, и кланом кенея Хевера был мир.
18 Иаиль вышла навстречу Сисаре и сказала ему:
— Заходи, мой господин, заходи ко мне. Не бойся.
Он вошел в её шатер, и она укрыла его ковром.
19 — Я хочу пить, — сказал он. — Пожалуйста, дай мне воды.
Она открыла бурдюк с молоком, дала ему напиться и укрыла его.
20 — Встань у входа в шатер, — сказал он ей. — Если кто-нибудь придет и спросит у тебя: «Есть ли кто здесь?» — скажи: «Нет».
21 Но Иаиль, жена Хевера, взяла колышек от шатра и молоток и тихо подошла к нему, когда он, утомившись, уснул. Она пронзила ему висок так, что приколола его к земле, и он умер.
22 Когда появился Варак, который гнался за Сисарой, Иаиль вышла к нему навстречу.
— Идем, — сказала она, — я покажу тебе человека, которого ты ищешь.
Он вошел в её шатер — там лежал мертвый Сисара, и висок его был пронзен колом.
23 В тот день Бог даровал израильтянам победу над ханаанским царем Иавином.
24 Рука израильтян над ним становилась всё сильнее и сильнее, пока они не уничтожили его.

Новой Женевской Библии

4:2 Иавина. Потомок того Иавина, который упоминается в Нав 11:1−9.

4:4 Девора пророчица, жена Лапидофова. Букв.: «женщина, пророчица, жена Лапидофа». Здесь особо подчеркивается тот факт, что вождем Израиля стала женщина (см. ком. к ст. 9). Пророчица Девора вводится в повествование, когда рассказчик (по аналогии с предыдущими случаями) должен сообщить, что Бог послал народу спасителя (2:16; 6:8 и ком.).

4:6 на гору Фавор. Колебания, проявленные Вараком перед тем как взойти на гору Фавор (север Ездрилонской долины), вполне объяснимы с военной точки зрения: девятьсот колесниц Сисары легко могли окружить гору, не оставив воинам Варака никакой возможности для отступления. В то же время, неуверенность Варака, сомневавшегося в успехе предстоящего сражения, характеризует его как человека, не имевшего достаточно веры и не отличавшегося крепостью духа.

4:7 к потоку Киссону. Ручей Киссон протекал у подножия горы Фавор и на большую часть года полностью пересыхал (см. ком. к ст. 15).

4:8 если... пойдешь. Варак не имел веры в слово Божие. С его точки зрения, такая военная операция была чрезвычайно опасной (см. ком. к ст. 6), и потому он искал поддержки у пророчицы Деворы, предлагая ей вместе с ним отправиться в поход на врага. То, что Бог поручил ему, мужчине, Варак хотел возложить на плечи женщины.

4:9 не тебе уже будет слава. Варак будет наказан за свое маловерие (ст. 8).

но в руки женщины предаст Господь Сисару. Тот факт, что вражеский полководец будет отдан «в руки» другого человека, само по себе лишает Варака славы победителя. Но то, что этим человеком окажется женщина, по понятиям того времени будет означать для него полное бесчестие. Бог венчает славой того, кто ходит верой, а не видением (2Кор 5:7).

4:10 Завулонян и Неффалимлян. См. 5:13−18.

4:13 к потоку Киссону. См. ст. 7:15.

4:14 Господь предаст Сисару. Девора еще раз подтверждает истинность переданного через нее слова Божия.

4:15 Господь привел в замешательство. О том, каким образом Господь привел в замешательство колесницы Сисары и «все ополчение его», сообщается в песне Деворы (5:4−5, 20−21).

4:18−21 См. 5:24−27.

4:21 вонзила кол. В повествовании не дается объяснения поступку Иаили. В библейские времена женщины не участвовали в боевых действиях; умереть от руки женщины считалось великим позором (9:35−54). Смысл этого рассказа заключается в том, чтобы показать, что подвиг был совершен женщиной, и тем самым осудить поведение Варака (ст. 9).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.