1 Царств 10 глава

Первая книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Затем Самуил взял сосуд с оливковым маслом, полил им голову Саула, поцеловал его и сказал:
— Господь помазал тебя в вожди над Своим наследием.[48]
2 Когда ты уйдешь от меня сегодня, то неподалеку от могилы Рахили, в Целцахе на границе Вениамина, ты встретишь двух мужчин. Они скажут тебе: «Ослицы, которых ты пошел искать, нашлись. А твой отец теперь перестал думать о них и беспокоится о тебе. Он спрашивает: „Что случилось с моим сыном?“»
3 Оттуда ты пойдешь дальше, пока не доберешься до дуба в Фаворе. Там тебя встретят трое мужчин, поднимающихся к Богу в Вефиль. Один из них будет нести трех козлят, другой — три лепешки, а третий — бурдюк с вином.
4 Они поприветствуют тебя и предложат два хлеба, которые ты у них возьмешь.
5 После этого ты пойдешь к Божьему холму[49], где находится сторожевая застава филистимлян. Приблизившись к городу, ты встретишь шествие пророков, спускающихся из святилища на возвышенности и пророчествующих. Перед ними будут идти играющие на лирах, бубнах, свирелях и арфах.
6 Дух Господа сойдет на тебя, и ты будешь пророчествовать вместе с ними и станешь другим человеком.
7 Когда эти знамения сбудутся, делай всё, что может рука твоя, потому что с тобой Бог.
8 Спускайся передо мной в Гилгал. Я непременно спущусь к тебе, чтобы принести жертвы всесожжения и жертвы примирения, но подожди семь дней, пока я не приду к тебе и не скажу, что тебе делать.
9 Как только Саул повернулся, чтобы уйти от Самуила, Бог изменил его сердце, и все знамения в тот день сбылись.
10 Они пришли на холм[50], и там их встретило шествие пророков. Дух Бога сошел на Саула, и он начал пророчествовать вместе с ними.
11 Все его знакомые, увидев, как он пророчествует вместе с пророками, спрашивали друг друга:
— Что это случилось с сыном Киша? Разве и Саул среди пророков?
12 Один человек, который жил там, сказал:
— А у них кто главный[51]?
Так родилась пословица: «Разве и Саул среди пророков?».
13 После того как он перестал пророчествовать, он пошел в святилище на возвышенности.
14 Дядя Саула спросил его и его слугу:
— Где вы были?
— Искали ослиц, — ответил он. — Но когда поняли, что их не найти, мы пошли к Самуилу.
15 Дядя Саула сказал:
— Расскажи мне, о чем говорил с тобой Самуил.
16 Саул ответил:
— Он сообщил нам, что ослицы уже нашлись.
Но он не рассказал своему дяде того, что Самуил говорил о царской власти.
17 Самуил созвал израильтян к Господу в Мицпу
18 и сказал им:
— Так говорит Господь, Бог Израиля: «Я вывел Израиль из Египта и избавил вас от власти Египта и всех царств, которые угнетали вас».
19 Но теперь вы отвергли вашего Бога, Который спасает вас от всех бедствий и невзгод. Вы сказали: «Нет, поставь над нами царя». Итак, предстаньте же перед Господом по своим родам и кланам.
20 Самуил велел всем родам Израиля подходить, и был указан род Вениамина.
21 Тогда он велел роду Вениамина подходить по кланам, и был указан клан Матри. Потом он велел подходить клану Матри по одному человеку, и был указан Саул, сын Киша. Но когда его стали искать, то не смогли найти.
22 Тогда они спросили Господа:
— Приходил ли сюда этот человек?
Господь сказал:
— Да, он спрятался в обозе.
23 Они побежали туда и привели его, и когда он встал среди народа, то оказался на голову выше всех остальных.
24 Самуил сказал:
— Видите человека, которого выбрал Господь? Нет ему подобного среди всего народа.
Народ закричал:
— Да здравствует царь!
25 Самуил объяснил народу законы царской власти. Он записал их в свиток и положил перед Господом. Затем Самуил отпустил народ по домам.
26 Саул тоже пошел к себе домой в Гиву в сопровождении храбрых людей, чьих сердец коснулся Бог.
27 Но некоторые смутьяны сказали:
— Как может этот человек спасти нас? — Они отнеслись к нему с презрением и не принесли ему дары. Но Саул хранил молчание.[52]

Новой Женевской Библии

10:1 помазывает тебя в правителя. См. ком. к 9:16.

наследия Своего. См. 9:16 («народу Моему — Израилю»); Втор 32:9; 2Цар 20:19. Готовность Господа удовлетворить просьбу народа и поставить над ним земного царя отнюдь не означает, что Сам Он отказывается от прав, которыми как Великий Царь обладает на Свое «наследие» (или, по-другому, «владение») — Израиль. Царь-помазанник должен быть не самовластным правителем, а наместником Божиим, пользующимся правами, определенными и ограниченными Им Самим (10:25).

10:2−6 Завершающие слова ст. 1 в том виде, в каком они содержатся в Септуагинте, указывают, что Саулу предстоит получить знамение, подтверждающее его помазание.

10:5 на холм Божий. Правильнее читать это место «в Гиву Божию». По всей вероятности, это то же место, что и названное в 13:3 просто «Гива». Часть исследователей, однако, полагают, что здесь имеется в виду «Гива Саулова» (ст. 26; 11:4).

где охранный отряд Филистимский. То обстоятельство, что в «Гиве Божией» находился «охранный отряд Филистимский», с очевидностью указывает на то, какая первоочередная задача стояла перед Саулом, призванным освободить народ Божий из-под власти филистимлян (9:16).

встретишь сонм пророков. Возглавляющим сонм пророков Самуил представлен в 19:20. «Сыны пророческие» (во множественном числе) также упоминаются совместно с Елисеем в 4Цар, гл. 2; 6:1; 9:1 и др. В такие «сонмы» или группы во времена всеобщего отступничества и духовной индифферентности собирались ревностные защитники истинной религии.

пророчествуют. В ВЗ пророчествование обычно, но не всегда, означает передачу чьих-либо слов (см., напр., Исх 6:28 — 7:2, где сказано, что Аарон исполнял роль «пророка» при Моисее; ср. 3Цар 22:22; Иер 14:14; Иез 21:9; Ам 3:8). Пророки Божии, таким образом, являются как бы Его вестниками (2Цар 7:1−5; 2Цар 12:1; 2Цар 24:11−12).

10:6 найдет на тебя Дух Господень. См. ст. 10, а также 11:6 и ком. О воздействии Духа на Самсона говорится в таких же словах (Суд 14:6, 19; Суд 15:14). В Давиде Дух Господень присутствовал постоянно (16:13), Саул же в конце концов был лишен Его присутствия (ср. 16:14; 18:10; см. также ком. к 11:6). Часто в ВЗ ниспослание Духа Божия означает, что Бог дает человеку силу для выполнения определенной задачи.

сделаешься иным человеком. Здесь речь не идет о каком-то коренном духовном перерождении или преображении Саула. Смысл этих слов, скорее, в том, что Саул должен на некоторое время измениться, чтобы оказались явленными все необходимые знамения (ст. 9; примечательно, помимо прочего, и удивление тех, кто знал его раньше, ст. 11).

10:7 делай, что может рука твоя. Главным предназначением Саула было освобождение Израиля из-под власти филистимлян. Ввиду того, что Самуил, сообщая Саулу о последнем из трех знамений, прямо указал на зримый символ филистимского владычества (ст. 5), данные слова пророка следует понимать как повеление Саулу в подтверждение его помазания атаковать охранный отряд филистимлян (или убить филистимского наместника; см. ком. к ст. 5) и тем самым бросить вызов неприятелю.

10:8 пойди прежде меня в Галгал. Самуил предписывает Саулу, после того, как тот сделает «что может его рука», явиться на встречу с ним в Галгал с тем, чтобы пророк жертвоприношениями освятил предстоящую битву и дал помазаннику новые указания.

для принесения всесожжении. См. Лев 1:3−17.

мирных жертв. Мирные жертвы описаны в Лев, гл. 2.

10:9 Бог дал ему иное сердце. См. 10:6 и ком.

10:11 неужели и Саул во пророках. Эти слова стали пословицей, которой выражают удивление при виде того, что кто-то занимается чем-то ему несвойственным. Люди, прежде знавшие Саула, крайне удивились, увидев его среди ревнителей веры. В связи с этим они могли предположить: либо Саул действительно переменился, либо же просто действовал необычным для себя образом. Второе предположение представляется более правдоподобным, ибо в его пользу, в частности, говорит явно ироническое употребление пословицы «Неужели и Саул во пророках?» (19:24).

10:12 а у тех кто отец? Ввиду того, что слово «отец» может означать и руководителя группы пророков (напр., 4Цар 2:12; 6:21), человек, задавший этот вопрос, возможно, хотел узнать, кто именно предводительствует данной конкретной группой.

10:14−16 Третье из назначенных знамений исполнилось (см. ком. к 10:2−6), однако Саул не делает, как должен был бы, «что может его рука» (см. ст. 7; 13:3 и ком.).

10:17 созвал Самуил народ. Отказавшись от исполнения данного ему Самуилом предписания (ст. 7), Саул не привлек к себе всеобщего внимания, и теперь, чтобы донести до народа Божественный замысел, пророк должен прибегнуть к другому средству. Первые слова его речи к собравшемуся народу (ст. 18) весьма напоминают обычное начало пророческих обвинительных речей (см. ком. к 2:27−36). Собственно же процедура выбора Саула очень сходна с процедурой определения виновного в том или ином проступке (ср. гл. 14; Нав, гл. 7).

10:20 указано колено Вениаминово. Избрание определялось жребием. О бросании жребия см. Лев 16:8−10; Чис 26:55. Могли также использоваться урим и туммим, о которых см. Исх 28:30; Чис 27:21; Втор 33:8.

10:22 он скрывается в обозе. Из всего уже сказанного о Сауле уместнее полагать, что такое поведение свидетельствовало скорее о его робости, а не о смиренности.

10:25 права царства. Поставив через пророка Самуила царя над Израилем, Бог, тем не менее, остается его Великим Царем. Для того, чтобы царствование земного царя было благополучным, и царь, и народ должны неизменно считаться с данными им свыше правами царства (Втор 17:18−20; 4Цар 11:12). написал в книгу, и положил пред Господом. Ср. Втор 31:26; Нав 24:26.

10:27 ему ли спасать нас? Задававшие этот вопрос названы «негодными людьми» вполне заслуженно, поскольку они ставили под вопрос выбор, сделанный Богом. Но в то же время их сомнение не может считаться безосновательным, ибо Саул к описываемому моменту еще не совершил ничего, что бы возвысило его над остальными. В отличие от Саула, Давид перед восшествием на престол имел на своем счету целый ряд доблестных деяний.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [48] — Некоторые древние переводы добавляют: « …над народом Его Израилем? Ты будешь управлять народом Господа и спасешь его от окружающих его врагов. И вот знак, что Господь помазал тебя в вожди над Своим наследием».
5 [49]Божий холм. Евр. Гивеа́т-Элохи́м.
10 [50] — Или: в Гиву.
12 [51] — Букв.: отец.
27 [52] — В некот. древн. рукописях далее в тексте содержится следующий отрывок: « Нахаш, царь аммонитян, жестоко притеснял гадитов и рувимитов. Он выкалывал каждому из них правый глаз и не давал Израилю избавления. За Иорданом не осталось ни одного израильтянина, которому Нахаш, царь аммонитян, не выколол бы правого глаза. Но было семь тысяч человек, которые убежали от аммонитян, и вошли в Иавеш Галаадский».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.