1 Царств 12 глава

Первая книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Самуил сказал Израилю:
— Я послушался вас во всем, что вы мне сказали, и поставил над вами царя.
2 Теперь ваш вождь — царь. А я стар и сед, но мои сыновья здесь с вами. Я был вашим вождем с юности до сегодняшнего дня.
3 Вот я. Свидетельствуйте против меня в присутствии Господа и Его помазанника. Чьего вола я взял? Чьего осла? Кого обманул? Кого притеснял? У кого я брал взятку, чтобы ею закрыть себе глаза?[53] Свидетельствуйте против меня, и я верну вам то, что взял.
4 — Ты не обманывал и не притеснял нас, — ответили они. — Ты ничего ни у кого не брал.
5 Самуил сказал им:
— Господь свидетель против вас, и Его помазанник также свидетель сегодня, что вы ничего не нашли за мной.
— Он свидетель, — сказали они.
6 Тогда Самуил сказал народу:
— Свидетель Господь, Который избрал Моисея и Аарона и вывел ваших отцов из Египта.
7 Итак, встаньте здесь, а я буду судиться с вами перед Господом о всех спасительных делах Господа, которые Он совершил для вас и ваших отцов.
8 После того как Иаков пришёл в Египет и египтяне стали угнетать его потомков, они воззвали к Господу о помощи, и Господь послал Моисея и Аарона, которые вывели ваших отцов из Египта и поселили здесь.
9 Но они забыли Господа, их Бога, и Он отдал их в руки Сисары, начальника войска Хацора,[54] и в руки филистимлян, и в руки царя Моава, которые воевали против них.
10 Они воззвали к Господу и сказали: «Мы согрешили. Мы оставили Господа и служили Баалам и Астартам. Но теперь спаси нас от врагов, и мы будем служить Тебе».
11 Тогда Господь послал Еруббаала[55], Варака[56], Иеффая и Самуила[57] и спас вас от окружавших вас врагов, чтобы вы жили в безопасности.
12 Но когда вы увидели, что Нахаш, царь аммонитян, двинулся против вас, вы сказали мне: «Нет, мы хотим, чтобы нами правил царь», несмотря на то, что Господь, Бог ваш, — Царь ваш.
13 Итак, вот ваш царь, которого вы выбрали, тот, о ком вы просили. Господь поставил над вами царя.
14 Если вы будете бояться Господа, служить Ему и слушаться Его, не станете бунтовать против Его повелений, и если и вы, и царь, который станет править вами, будете следовать Господу, вашему Богу, — прекрасно!
15 Но если вы не будете слушаться Господа и станете бунтовать против Его повелений, то Его рука будет против вас, как была против ваших отцов.
16 Теперь встаньте и посмотрите на то великое дело, которое Господь совершит у вас на глазах!
17 Не жатва ли сейчас пшеницы? Но я воззову к Господу, и Он пошлет гром и дождь. Тогда вы поймете, какой грех в глазах Господа вы совершили, когда просили о царе.
18 Самуил воззвал к Господу, и в тот же день Господь послал гром и дождь. Весь народ очень испугался Господа и Самуила.
19 Весь народ сказал Самуилу:
— Помолись Господу, твоему Богу, за твоих слуг, чтобы нам не умереть, ведь ко всем нашим прочим грехам мы прибавили ещё один, попросив себе царя.
20 — Не бойтесь, — ответил Самуил. — Вы совершили зло, но все-таки не отступайте от Господа, служите Господу от всего сердца.
21 Не уклоняйтесь от Него вслед за никчемными идолами. Они не могут сделать никакого добра и не могут защитить вас, потому что они — ничто.
22 Ради Своего великого имени Господь не отвергнет Свой народ, потому что Господу было угодно сделать вас Своим народом.
23 Что же до меня, то да не согрешу я перед Господом в том, что перестану молиться о вас. Я буду наставлять вас на добрый и правильный путь.
24 Только бойтесь Господа и верно служите Ему от всего сердца. Помните, какие великие дела Он для вас совершил.
25 Но если вы станете и дальше делать зло, то и вы, и ваш царь будете уничтожены.

Новой Женевской Библии

12:1−25 Самуил в последний раз обращается к Израилю, призывая народ и царя повиноваться Господу и предупреждая, что в противном случае их неминуемо постигнет Божественная кара.

12:1 я послушался. См. 8:7, 22.

12:2 и вот, царь ходит пред вами. Несмотря на определенные недостатки Саула, в которых народ вполне отдает себе отчет (см. ком. к 11:15), процесс его восхождения на престол завершен и отныне он является царем Израиля. Речь Самуила знаменует собой окончание периода судей израильских, однако сам Самуил не уходит на покой, а, скорее, просто ограничивает меру своей ответственности (см. ст. 23 и ком.) сообразно определенному для эпохи монархии разделению полномочий между царем и пророком.

я же ходил пред вами от юности моей. Используя тот же оборот речи, что и в предыдущем предложении, Самуил противопоставляет себя — судью и пророка (ст. 3−5) — царю, о чьих возможных злоупотреблениях он уже предупреждал народ Израиля

12:3−5 Искренне желая, чтобы царское правление в Израиле было успешным и благотворным, Самуил обращается к народу с речью, одной из задач которой было заставить израильтян осознать греховность высказанного ими желания иметь над собою земного царя. В речи этой можно выделить три момента. Во-первых, в самом ее начале Самуил говорит о том, что сам он не запятнал себя ни стяжательством, ни несправедливостью (ст. 3), и получает от народа подтверждение безупречности своего правления (ст. 4−5). Во-вторых, он отмечает, что в прошлом лидеры Израиля всегда избирались Господом (ст. 6) и выбор Его неизменно оказывался лучшим из возможных (ст. 7−8). В-третьих, он подчеркивает то обстоятельство, что даже когда израильтяне «забыли Господа, Бога своего», Он продолжал проявлять милость к Своему народу: предав Израиль под власть врагов (ст. 9), Он затем, в ответ на вопль об избавлении (ст. 10), поставил над ним судей, в числе которых Самуил называет и себя (ст. 11). Таким образом, народу должно было стать ясно, что Божиего попечения вполне достаточно для благополучия страны, и поэтому его просьба о земном царе в то время как, по словам Самуила, «Господь Бог ваш — Царь ваш» (ст. 12), не могла не предстать перед ним в ее истинном свете (8:7). Однако, несмотря на греховность этой просьбы, Господь по милости Своей удовлетворил ее и поставил над Израилем царя (ст. 13), не уступив ему при этом собственной власти над Своим народом (см. 8:22; 10:1, 25). Правление земного царя может быть успешным, но только, как говорит Самуил царю и народу: «Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа» (ст. 14).

12:3 пред помазанником Его. См. ком. к 2:10. Самуил получает повеление помазать Саула (9:16) и исполняет его (10:1).

12:7 Теперь же предстаньте. Самуил призывает народ со вниманием выслушать обвинения в свой адрес. Такое же выражение он употребляет и в начале ст. 16, когда собирается явить собравшимся знамение, благодаря которому они должны в полной мере осознать греховность своего желания иметь над собой земного царя.

я буду судиться с вами. В начале своей речи сам Самуил выступил в качестве ответчика и получил «оправдательный приговор» (ст. 3−5). Теперь же он становится обвинителем, а место ответчика занимает народ Израиля. См. ком. к 12:3−5.

12:12 увидев, что Наас, царь Аммонитский, идет против вас. Угроза вторжения аммонитян была актуальна уже тогда, когда Израиль потребовал поставить над собой царя (см. ком. к 11:1). С другой стороны, Самуил мог вспомнить о столкновении с аммонитянами потому, что это был самый последний пример того, как израильтяне в опасности безверно положились на человеческие силы, а не на Бога.

12:13 вот царь, которого вы избрали. См. 8:18 и 16:1.

которого вы требовали. См. 8:10 и ком.

12:14 Если будете бояться Господа. Страх Божий являлся основополагающим заветным условием стяжания благословения (Втор 6:2, 24; Втор 10:12; Втор 31:12−13). Он предполагает благоговение пред Господом.

12:15 как была против отцов ваших. Септуагинта предлагает иное прочтение: «и против царя вашего»; это, возможно, более правильно отражает первоначальный вариант.

12:17 не жатва ли пшеницы. Жатва пшеницы выпадала в древнем Израиле на май-июнь, т.е. на начало засушливого сезона, в течение которого осадков практически не выпадало.

12:20−25 В ответ на всеобщее покаяние Самуил призывает народ не бояться, но в то же время и ни в коем случае не отступаться от Бога (ст. 20). Для избавления от греха Израилю необходимо не отворачиваться от Господа и не искать помощи ни у кого, кроме Него (ст. 20:21). Богу небезразлична судьба Его народа, ибо с ним связано имя Его (ст. 22). Со своей стороны, Самуил намерен и дальше всем сердцем служить благу народа Божиего (ст. 23). Иными словами, от Израиля требовалась чистосердечная и истинная преданность Господу (ст. 24).

12:23 молиться за вас... наставлять вас. В новых условиях царского правления сфера ответственности Самуила ограничивалась молитвенным заступничеством за Израиль и учительством.

12:24 бойтесь Господа. См. ком. к ст. 14.

от всего сердца вашего. См. ст. 20; 13:14; 16:7.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [53] — Так в одном из древн. переводов; в евр. тексте этих слов нет.
9 [54] — См. Суд 4:2.
11 [55] — Также называемый Гидеоном.
11 [56] — Так в некот. древн. переводах; в нормативном евр. тексте: Бедана.
11 [57] — Так в нормативном евр. тексте; в некот. древн. евр. рукописях: Самсон.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.