1 Царств 13 глава

Первая книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Саулу было тридцать[58] лет, когда он стал царем, и правил он Израилем сорок[59] два года.
2 Саул выбрал себе в войска в Израиле три тысячи человек. Две тысячи были с ним в городе Михмасе и в нагорьях Вефиля, а тысяча — с его сыном Ионафаном в городе Гиве, что в земле Вениамина. Остальной народ он отпустил по домам.
3 Ионафан напал на сторожевую заставу филистимлян в Геве, и филистимляне услышали об этом. Тогда Саул велел трубить в рога по всей стране и сказал:
— Пусть услышат евреи!
4 И весь Израиль узнал новость: Саул напал на филистимскую заставу и теперь филистимляне возненавидели Израиль.
Народ был призван присоединиться к Саулу в Гилгале.
5 Филистимляне собрались воевать с Израилем, у них было три тысячи[60] колесниц, шесть тысяч колесничих и столько воинов, сколько песка на морском берегу. Они поднялись и расположились лагерем в Михмасе, к востоку от Бет-Авена.
6 Когда израильтяне увидели, что они в опасности и что их сильно потеснили, они спрятались в пещерах и зарослях, среди скал, в ямах и колодцах.
7 Некоторые евреи даже перебрались за Иордан в землю Гада и в Галаад.
Саул остался в Гилгале, и все воины, которые были с ним, дрожали от страха.
8 Он выждал семь дней — время, определенное Самуилом, — но Самуил всё не приходил в Гилгал, и люди Саула начали разбегаться.
9 Тогда Саул сказал:
— Приведите ко мне животных, предназначенных для жертв всесожжения и жертв примирения.
И он сам принес жертву всесожжения.
10 Как раз в то время, когда он закончил жертвоприношение, пришёл Самуил, и Саул вышел, чтобы приветствовать его.
11 — Что ты сделал? — спросил Самуил.
Саул ответил:
— Когда я увидел, что люди разбегаются, ты не пришёл в назначенное время, а филистимляне собираются в Михмасе,
12 я подумал: «Теперь филистимляне спустятся в Гилгал, выступив против меня, а я так и не попросил благословения от Господа». Поэтому я решил, что должен принести жертву всесожжения.
13 — Ты поступил безрассудно, — сказал Самуил. — Ты не исполнил повеления, которое дал тебе Господь, твой Бог. Если бы ты не сделал этого, Он установил бы твое царство над Израилем навсегда.
14 Но теперь твое царствование не продлится. Господь нашел Себе человека по сердцу и избрал его вождем Своего народа, потому что ты не исполнил Господнего повеления.
15 Затем Самуил поднялся из Гилгала в Гиву Вениамина.[61] Саул пересчитал людей, которые были с ним, и их набралось около шестисот человек.
16 Саул, его сын Ионафан и люди, которые были с ними, стояли в Геве, что в земле Вениамина, тогда как филистимляне разбили лагерь в Михмасе.
17 Филистимские воины вышли для набега тремя отрядами. Один повернул к Офре, что в земле Шуал,
18 другой — к Бет-Хорону, а третий — к пограничной земле, возвышающейся над долиной Цевоим, по направлению к пустыне.
19 Во всей земле Израиля невозможно было отыскать ни одного кузнеца, потому что филистимляне сказали: «Иначе евреи станут делать мечи или копья!»
20 Весь Израиль ходил к филистимлянам точить свои плужные лемехи, мотыги, топоры и серпы[62].
21 Две трети шекеля[63] стоило наточить плужные лемехи и мотыги, и треть шекеля[64] — наточить топоры и поправить рожон для скота.[65]
22 Поэтому в день сражения ни у одного воина с Саулом и Ионафаном не было в руке меча или копья; они были только у Саула и у его сына Ионафана.
23 Отряд филистимлян вышел к михмасской переправе.

Новой Женевской Библии

13:1 — 15:35 Саул дважды поступает против Божией воли: в первый раз, когда совершает то, что положено совершать лишь священнику (13:1−15); во второй — сохраняя жизнь пленным амаликитянам (гл. 15). За это Бог отвергает его от царства.

13:1 — 14:52 Теперь, когда трехступенчатый процесс восхождения Саула на престол завершен (см. ком. к 11:15), а Самуил уже произнес завершающую его правление речь (гл. 12), начинается отсчет времени царствования первого израильского царя.

13:1 Год был по воцарении Саула. В Священном Писании есть только одно место, дающее основание сделать хоть какие-то выводы относительно длительности пребывания Саула на престоле, а именно Деян 13:21, где говорится о сорокалетнем сроке. Но в этот срок могут быть включены не только годы царствования Саула, но также и тот период, когда Израилем предводительствовал Самуил. Что касается косвенных указаний, то, руководствуясь ими, продолжительность царствования Саула следует считать равной примерно двадцати годам.

13:2 в Михмасе. Город к юго-востоку от Вефиля, в долине реки, пересыхающей в засушливое время года, и потому часто использовавшейся в качестве удобного пути сообщения между долиной реки Иордан и внутренними гористыми районами Израиля.

13:3 разбил Ионафан охранный отряд Филистимский, который был в Гиве. Напав на отряд филистимлян в Гиве, Ионафан совершил деяние, которое вскоре после помазания надлежало совершить Саулу (см. 10:7, 14−16; 11:15 и ком.). Евреи. См. ком. к 4:6.

13:4 в Галгал. Галгал находился вне досягаемости филистимлян и являлся, таким образом, идеальным местом для сбора войска. В более ранней истории Израиля Галгал, благодаря своему стратегически выгодному местоположению, также играл заметную роль (см, напр, 7:16; 11:14; Нав 4:19, 20; 5:10; 9:6; 10:6−15:43).

13:7 весь народ, бывший с ним. Имеется в виду не сформированные войска, о которых говорится в ст. 2, а народ, пришедший в Галгал по призыву Саула (ст. 2).

13:8 до срока, назначенного Самуилом. См. 10:8.

13:9 для жертвы всесожжения и для жертв мирных. См. ком. к 10:8.

13:11 что ты сделал? См. 14:43, а также ком. к 2:27−36; Быт 3:13; Нав 7:19.

я видел, что народ разбегается. Причина, которую Саул приводит в свое оправдание, с чисто человеческой точки зрения может показаться достаточно уважительной. Однако в перспективе Божественного, как то, в частности, подтверждается словами Ионафана (14:6), она неубедительна (Втор 20:9).

13:13 худо поступил ты. По-древнееврейски эта фраза означает, что поступок Саула был одновременно и недальновидным (т.е. глупым), и недостойным (т.е. неверным).

не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе. Говоря о «повелении Господа», Самуил имеет в виду данное им Саулу поручение, о котором сказано в 10:8 (ср. Чис 27:19; Втор 3:28; Втор 31:14, 23). Это поручение должно было стать проверкой готовности Саула следовать нормам истинной теократической монархии. Саул этой проверки не выдержал (см. ком. к 10:1; 12:3−5).

13:14 не устоять царствованию твоему. Надежде Саула на то, что он станет основателем царской династии, не суждено сбыться; сам он, впрочем, еще окончательно от престола не отвержен (15:23).

Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему. Т.е. новый царь будет избран сугубо по воле Божией. Но в то же время, с учетом таких мест, как 2:35 и 16:7, следует иметь в виду и понятие об избраннике Божием, «муже по сердцу» Его (т.е. Давиде), как о человеке, действующем в соответствии с Божиими замыслом и волей (ср. 14:7).

13:15 встал Самуил и пошел. Из-за «худого» поступка Саула Самуил уходит, не дав ему, вопреки своему прежнему намерению, дальнейших указаний (10:8). В Септуагинте в данном стихе сообщается также, что после ухода Самуила Саул отправился в Гиву к Ионафану. Эта версия, по всей вероятности, точнее отражает первоначальный библейский текст.

13:17 вышли из стана Филистимского три отряда. Эти три отряда, которые, как можно заключить из последующих строк, выступили в три разные стороны — на восток, на север и на запад — могли преследовать любые цели: грабеж, запугивание врага, разведку или взятие под контроль важнейших дорог для предупреждения возможного внезапного нападения неприятеля.

13:19−21 Содержащееся в данных стихах краткое отступление подчеркивает, в каком тяжелом положении пребывал в ту пору Израиль: у израильтян не было полноценного оружия и даже в изготовлении орудий труда они зависели от филистимлян. Как показывают результаты археологических раскопок, филистимляне действительно опережали своих соседей в технике обработки железа.

13:22 только нашлись они у Саула и Ионафана, сына его. Это замечание указывает на то, что все свои надежды Израиль мог возлагать только на этих двоих — на царя и его сына.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [58] — Так в некот. рукописях одного из древн. переводов; в нормативном евр. тексте число лет пропущено.
1 [59] — См. округленное число в Деян 13:21; в нормативном евр. тексте число сорок отсутствует.
5 [60] — Так в некот. древн. переводах; в евр. тексте: тридцать тысяч.
15 [61] — В одном из древн. переводов: « Затем Самуил покинул Гилгал и пошел своей дорогой. Оставшиеся пошли за Саулом, чтобы встретить войско. Они поднялись из Гилгала в Гиву, что в земле Вениамина».
20 [62] — Так в одном из древн. переводов; в евр. тексте: плужные лемехи.
21 [63] — Евр. пим — около 8 г.
21 [64] — Около 4 г.
21 [65] — Возм. перевод этого неясного в евр. тексте стиха.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.