1 Царств 18 глава

Первая книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 После того как Давид поговорил с Саулом, Ионафан глубоко привязался к Давиду и полюбил его, как самого себя.
2 С того дня Саул держал Давида при себе и не позволял ему вернуться в отцовский дом.
3 А Ионафан заключил с Давидом дружеский союз, потому что любил его, как самого себя.
4 Ионафан снял верхнюю одежду, которую носил, и отдал её Давиду вместе со своими доспехами, мечом, луком и поясом.
5 С каким бы заданием ни посылал его Саул, Давид исполнял всё так успешно[83], что Саул дал ему высокое звание в войске. Это понравилось всему народу и слугам Саула.
6 Когда они возвращались домой после того, как Давид убил филистимлянина, женщины выходили из всех израильских городов, чтобы встретить царя Саула пением и танцами, с радостными песнями, с бубнами и лютнями.
7 Танцуя, они пели:
«Саул сразил тысячи, а Давид — десятки тысяч».
8 Саул сильно разгневался; эти слова были неприятны ему. «Они приписали Давиду десятки тысяч, — думал он, — а мне только тысячи. Чего ему ещё не хватает, кроме царства?»
9 С тех пор Саул стал с подозрением смотреть на Давида и завидовать ему.
10 На следующий день злой дух от Бога овладел Саулом. Он неистовствовал в своем доме, а Давид играл на арфе, как он делал изо дня в день. В руке у Саула было копье,
11 и он метнул его, думая: «Пригвозжу Давида к стене». Но Давид дважды уворачивался от него.
12 Саул боялся Давида, потому что Господь был с Давидом, а Саула оставил.
13 Саул удалил его от себя, поставив его во главе тысячи воинов, и Давид водил их в походы.
14 Что бы он ни делал, ему сопутствовал большой успех,[84] потому что Господь был с ним.
15 Саул видел, что он очень успешен[85], и боялся его.
16 Но весь Израиль и Иуда любили Давида, потому что он водил их в военные походы.
17 Однажды Саул сказал Давиду:
— Вот моя старшая дочь Мерав. Я дам её тебе в жёны; только храбро служи мне и веди войны Господа.
А про себя Саул подумал: «Я не подниму на него руки. Пусть это сделают филистимляне!»
18 Но Давид ответил Саулу:
— Кто я такой и что значит моя семья или клан моего отца в Израиле, чтобы мне стать зятем царя?
19 Однако когда пришло время отдать Давиду дочь Саула Мерав, её отдали в жёны Адриэлу из Мехолы.
20 Давида же полюбила дочь Саула Михаль, и когда об этом рассказали Саулу, он был доволен.
21 «Я отдам её ему, — думал он, — чтобы она стала для него западней и чтобы в его гибели были повинны филистимляне». Саул сказал Давиду:
— Теперь у тебя есть ещё одна возможность стать моим зятем.
22 Затем Саул приказал своим слугам:
— Поговорите с Давидом наедине и скажите ему: «Смотри, царь доволен тобой, и все его слуги любят тебя; стань же его зятем».
23 Они повторили эти слова Давиду. Но Давид сказал:
— Вы думаете, это пустяки — стать зятем царя? Я всего лишь бедный и простой человек.
24 Слуги Саула передали ему то, что сказал Давид,
25 и Саул ответил:
— Скажите Давиду: «Царь не хочет за невесту иной цены, кроме ста филистимских краеобрезаний, чтобы отомстить своим врагам». — Саул замышлял погубить Давида руками филистимлян.
26 Слуги рассказали об этом Давиду, и ему понравилась идея стать зятем царя. Ещё до того как истекло назначенное время,
27 Давид со своими воинами вышел и убил двести филистимлян. Он принес их краеобрезания и представил все их царю, чтобы стать его зятем. Тогда Саул отдал свою дочь Михаль ему в жёны.
28 Саул понял, что Господь с Давидом и что его дочь Михаль любит Давида.
29 И стал Саул бояться его ещё больше, и оставался его врагом до конца своих дней.
30 Филистимские военачальники продолжали вести войны, и каждый раз, когда они это делали, Давиду доставалось больше успеха,[86] чем всем остальным слугам Саула, и его имя очень прославилось.

Новой Женевской Библии

18:2 не позволил ему возвратиться. См. ком. к 17:15.

18:4 снял Ионафан верхнюю одежду свою. Саул и Ионафан выделялись среди прочих израильтян тем, что только у них двоих имелись мечи и копья (20:31). Передача же Ионафаном своих одежд и оружия Давиду означает не только его доброе отношение к нему, но и то также, что сын Саула видит в Давиде Божиего избранника, которому суждено сменить на престоле его отца (ср. 23:17).

18:8 ему недостает только царства. Саул чувствует, что Давид и есть тот «ближний», которому Богом передано его царство (см. 15:28 и ком.; 17:55).

18:10 злой дух. См. ком. к 16:14.

18:12 потому что Господь был с ним. См. 16:18 и ком. а от Саула отступил. См. 16:14 и ком.

18:13−16 Удаляя от себя и понижая в воинском чине Давида, Саул, по всей видимости, стремился принизить его в глазах народа. Однако замысел Саула привел к противоположному результату: Давид стал ближе к народу, так что «весь Израиль и Иуда» полюбили его, «ибо он выходил и входил пред ними» (т.е. был впереди, когда они шли на битву).

18:17−19 Ввиду того, что Давид стал чрезвычайно популярен у народа, Саул уже не мог более откладывать исполнение обещанного им победителю Голиафа (17:25). Однако Саул выдвигает новое условие: женившись на его дочери, Давид должен был остаться при нем, дабы вести «войны Господни» (ст. 17). Услышав предложение Саула, Давид не дал ему определенного ответа (ст. 18), но не потому, что хотел устраниться от войн Господа, а лишь следуя принятой в такой ситуации манере поведения (ср. 9:21). В последнюю минуту, однако, Саул изменяет свое решение (видимо, под предлогом нерешительности Давида) и отдает Мерову другому.

18:20−27 Вторая дочь Саула Мелхола влюбляется в Давида, и Саул снова предлагает Давиду породниться с ним (ст. 20−21). Но теперь Саул уже не считает себя связанным данным прежде обещанием (17:25), поскольку полагает, что оно было выполнено, когда он предложил в жены Давиду Мерову (ст. 17−19). Таким образом, с его точки зрения, на этот раз он вправе поставить перед будущим зятем более жесткое условие, исполняя которое тот пошел бы практически на верную смерть (ст. 25). Давид не теряет времени даром (ст. 26) и вскоре приносит царю вдвое больше трофеев, чем было необходимо для женитьбы на Мелхоле (ст. 27).

18:28−29 Господь с Давидом. Саул начинает бояться Давида (ст. 29). Все его попытки уменьшить авторитет Давида и физически устранить его, своими ли собственными руками, или руками филистимлян, оканчиваются полной неудачей. Если бы Саул должным образом отнесся к своему отвержению Богом, как, например, отнесся Ионафан, ему не так тяжело было бы наблюдать за успехами Давида. Однако он не желает примириться с реальным положением дел и становится «врагом его (Давида) на всю жизнь» (ст. 29).

Примечания:

 
Новый русский перевод
5 [83] — Или: благоразумно. См. также ст. 14, 15, 30.
14 [84] — Или: он поступал благоразумно.
15 [85] — Или: благоразумен.
30 [86] — Или: Давид действовал благоразумнее.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.