1 Царств 19 глава

Первая книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Саул повелел своему сыну Ионафану и всем слугам убить Давида. Но Ионафан был очень привязан к Давиду
2 и предупредил его:
— Мой отец Саул ищет возможности убить тебя. Завтра утром берегись, спрячься в укрытии и оставайся там.
3 Я выйду в поле и встану рядом с отцом там, где будешь ты. Я буду говорить с ним о тебе и перескажу тебе всё, что узнаю.
4 Ионафан говорил своему отцу Саулу о Давиде только хорошее и сказал ему:
— Пусть царь не грешит против своего слуги Давида, потому что Давид не согрешил против тебя и потому что своими делами он сослужил тебе большую службу.
5 Он рисковал жизнью, когда сразил филистимлянина. Господь одержал для всего Израиля великую победу, и ты радовался, видя это. Зачем тебе грешить против невиновного человека, убив Давида без всякой причины?
6 Саул послушался Ионафана и дал клятву:
— Верно, как и то, что жив Господь, Давид не будет предан смерти.
7 Ионафан позвал Давида и передал ему весь разговор. Он привел его к Саулу, и Давид остался у Саула, как и прежде.
8 Опять началась война, и Давид вышел сражаться с филистимлянами. Он нанес им такое поражение, что они бежали от него.
9 Злой дух от Господа напал на Саула, когда тот сидел у себя дома с копьем в руках, а Давид играл на арфе.
10 Саул попытался пригвоздить Давида к стене своим копьем, но Давид увернулся от него, и копье вонзилось в стену. В ту ночь Давид убежал и спасся.
11 Саул послал людей в дом Давида, чтобы выследить и убить его утром. Но Михаль, жена Давида, предупредила его:
— Если сегодня вечером ты не спасешься бегством, завтра тебя убьют. —
12 Михаль спустила Давида через окно, и он убежал и спасся.
13 Тогда Михаль взяла истукан[87], положила его на кровать, накрыла ему голову покрывалом[88] из козьей шерсти и закутала его одеждой.
14 Когда Саул прислал людей, чтобы схватить Давида, Михаль сказала:
— Он болен.
15 Тогда Саул послал людей посмотреть на Давида и сказал им:
— Принесите его ко мне прямо на постели, чтобы я убил его.
16 Но когда те пришли, они обнаружили в постели истукан, а на голове у него — покрывало из козьей шерсти.
17 Саул сказал Михаль:
— Зачем ты обманула меня и отпустила моего врага, чтобы он спасся?
Михаль ответила ему:
— Он сказал мне: «Отпусти меня, или я убью тебя!»
18 Когда Давид убежал и спасся, он пришёл к Самуилу в Раму и рассказал ему всё, что сделал Саул. После этого они с Самуилом ушли в Найот и оставались там.
19 Саула известили: «Давид в Найоте, в Раме»,
20 и он послал людей, чтобы схватить его. Но когда они увидели группу пророков, которые пророчествовали[89], и Самуила, который возглавлял их, Дух Божий сошел на людей Саула, и они также стали пророчествовать.
21 Саулу сказали об этом, и он послал ещё людей, но и они также стали пророчествовать. Саул послал людей в третий раз, но и те стали пророчествовать.
22 Наконец, он сам отправился в Раму и пришёл к огромному колодцу в Сеху. Он спросил:
— Где Самуил и Давид?
— Они в Найоте, в Раме, — ответил ему кто-то.
23 Саул пошел в Найот в Раме. Но Дух Божий сошел и на него, и он шёл, пророчествуя, пока не пришёл в Найот.
24 Он снял одежду и также стал пророчествовать перед Самуилом. Он лежал обнаженным весь день и всю ночь. Вот почему люди говорят: «Разве и Саул среди пророков?»

Новой Женевской Библии

19:1 говорил Саул Ионафану, сыну своему, и всем слугам своим, чтобы умертвить Давида. Все прежние тайные попытки Саула избавиться от Давида окончились неудачей (гл. 18). Теперь он переходит к открытым действиям.

19:4 говорил Ионафан доброе о Давиде. Доброе расположение к Давиду Ионафана находится в резком контрасте с ненавистью к Давиду Саула. Это — один момент последовательного противопоставления сына отцу. Ионафан испытывает расположение к Давиду, потому что сознательно принимает уготованное Богом будущее (см. ком. к 18:4, 28; 23:17).

19:6 послушал. Саул уже неоднократно произносил клятвы (14:24, 39, 44−45); по опыту предыдущих можно заключить, что и эту он вряд ли намерен исполнить.

19:9 злой дух. См. ком. к 16:14.

19:12 спустила... Давида из окна. Ср. Нав 2:15; Деян 9:25.

и убежал и спасся. С этого момента Давиду долгое время предстояло постоянно скрываться от Саула.

19:13 взяла статую. Древнееврейское слово, которое передано здесь словом «статуя», переводится и как «домашнее божество».

19:14 он болен. Мелхола дважды (см. ст. 17) прибегает к обману из опасения за свою жизнь. Как следует из последующих поступков Саула (напр., 20:32−33), опасения ее были оправданными (см. ком. к 16:2).

19:17 он сказал мне. См. ком. к ст. 14.

19:18 в Раму. См. ком. к 1:1.

в Навафе. Это слово встречается только в связи с Рамой и может являться не географическим названием, а обозначать «лагерь» или «поселение» (ср. место, где жили пророки, 4Цар 6:1, 2).

19:20 сонм пророков пророчествующих. См. ком. к 10:5.

19:22 до большого источника, что в Сефе. О Сефе нигде больше в Библии не упоминается, однако есть основания предполагать, что это поселение располагалось севернее Рамы. В Септуагинте это место переведено следующим образом: «до источника у гумна, что на лысом холме».

19:23 и на него сошел Дух Божий. До настоящего момента замыслам Саула против Давида препятствовали Ионафан, Мелхола и Самуил. Теперь же царю мешает Сам Бог, ниспосылая на него Духа, который повергает Саула в неистовство (ст. 24).

19:24 И снял и он одежды свои. Одежды часто несут тот или иной символический смысл (см. ком. к 2:19). В свое время Ионафан по доброй воле отдал свою одежду Давиду (18:4), Саул же разоблачается, сам того не желая, под воздействием Духа Божиего (см. ком. к ст. 23).

неужели и Саул во пророках. См. 10:11 и ком. В данном случае это исключено. Саул не «во пророках» (в истинном смысле слова), но иногда, под воздействием Духа Божиего, становится таковым (10:6, 9).

Примечания:

 
Новый русский перевод
13 [87] — Евр. терафи́м; так же в ст. 16.
13 [88] — Значение этого слова в евр. тексте неясно; так же в ст. 16.
20 [89] — Слово, стоящее здесь в тексте оригинала, можно понять как прорицание, но, скорее всего, в этом месте говорится о прославлении Бога в состоянии особого эмоционального возбуждения.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.