1 Царств 22 глава

Первая книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Давид покинул Гат и спасся в пещере Адуллама. Когда его отец и весь его дом услышали об этом, они спустились к нему.
2 Все несчастные, обиженные и все должники собрались вокруг него, и он стал их вождем. С ним было около четырехсот человек.
3 Оттуда Давид пошел в Мицпу, что в Моаве, и сказал царю Моава:
— Пожалуйста, позволь моим родителям прийти и побыть у вас, пока я не узнаю, что сделает для меня Бог.
4 Он оставил их у царя Моава, и они оставались у него всё время, пока Давид находился в том укреплении.
5 Но пророк Гад сказал Давиду:
— Не оставайся в укреплении. Иди в землю Иудеи.
Давид ушел и пришёл в Херетский лес.
6 Саул услышал о том, что Давид и его люди обнаружены. Он с копьем в руке сидел под тамариском на холме в Гиве, и его приближенные стояли вокруг него.
7 Саул сказал им:
— Слушайте, вениамитяне! Разве сын Иессея даст вам всем поля и виноградники? Разве он сделает всех вас тысячниками и сотниками?
8 Неужели поэтому вы все сговорились против меня? Никто не открыл мне, когда мой сын заключил дружеский союз с сыном Иессея. Никто из вас не пожалел меня и не открыл мне, что мой сын настроил против меня моего слугу, чтобы тот устроил мне засаду, как он и делает сегодня.
9 Но эдомитянин Доэг, который стоял вместе с приближенными Саула, сказал:
— Я видел, как сын Иессея приходил к Ахимелеху, сыну Ахитува, в Нов.
10 Ахимелех спрашивал для него Господа. Ещё он снабдил его продовольствием и дал ему меч филистимлянина Голиафа.
11 Тогда царь послал за священником Ахимелехом, сыном Ахитува, и за всей семьей его отца, члены которой были священниками в Нове, и все они пришли к царю.
12 Саул сказал:
— Послушай-ка, сын Ахитува.
— Да, мой господин, — ответил тот.
13 Саул сказал ему:
— Почему вы сговорились против меня, ты и сын Иессея?! Ты дал ему хлеб и меч, спрашивал для него Бога, чтобы он восстал против меня и устроил мне засаду, как он и делает сегодня.
14 Ахимелех ответил царю:
— Кто из всех твоих слуг так верен тебе, как Давид, который и зять царя, и начальник над[99] твоей стражей, и высоко почитаем в твоем доме?
15 Разве в тот день я в первый раз спрашивал для него Бога? Конечно, нет! Пусть царь не винит ни твоего слугу, ни кого-либо из членов семьи моего отца, ведь твой слуга совсем ничего не знает об этом деле.
16 Но царь сказал:
— Ты непременно умрешь, Ахимелех, ты и вся семья твоего отца.
17 И царь приказал страже, которая стояла при нём:
— Ступайте и убейте священников Господа, потому что они также примкнули к Давиду. Они знали, что он сбежал, а мне не открыли.
Но слуги царя не хотели поднять руку на священников Господа, чтобы убить их.
18 Тогда царь приказал Доэгу:
— Ты ступай и умертви священников.
И эдомитянин Доэг пошел и умертвил их. В тот день он убил восемьдесят пять человек, которые носили льняной эфод.
19 Затем он предал мечу Нов, город священников, вместе со всеми его мужчинами и женщинами, детьми и младенцами, волами, ослами и овцами.
20 Но один из сыновей Ахимелеха, сына Ахитува, по имени Авиатар, спасся и бежал к Давиду.
21 Он рассказал Давиду, что Саул убил священников Господа.
22 Давид сказал Авиатару:
— Когда там был эдомитянин Доэг, я знал, что он непременно расскажет Саулу. Я в ответе за гибель всей семьи твоего отца.
23 Оставайся со мной, не бойся, тот, кто охотится за твоей жизнью, охотится и за моей. У меня ты в безопасности.

Новой Женевской Библии

22:1 — 23:6 За то, что Ахимелех оказал помощь опальному Давиду, Саул истребляет священство в Номве (гл. 22). Давид же спасает жителей Кеиля от филистимлян (23:1−6).

22:1 в пещеру Одолламскую. Слово «одоллам» означает «убежище». Пещера эта находилась на полпути между Гефом (см. ком. к 5:8) и Хевроном (см. Нав 12:15; 2Цар 23:13; ср. Пс 56:1; Пс 141:1).

братья его... пришли к нему туда. Поскольку Саул обращал свою ярость даже на членов собственной семьи (20:33), родственники Давида никак не могли чувствовать себя в безопасности.

Когда Давид еще не был царем.

22:3 в Массифу Моавитскую. Местоположение этого города неизвестно. О названии Массифа («сторожевая башня») см. ком. к 7:5.

царю Моавитскому. См. Суд 3:12.

побудут у вас. Давид решил искать прибежища в Моаве исходя, вероятно, из предположения, что враждебный Саулу народ (14:47) должен принять сторону его соперника в борьбе за престол. На выборе Давида могло также сказаться и то обстоятельство, что с моавитянами его связывали узы родства (Руфь 4:13−17).

22:4 в оном убежище. См. ком. к 23:14.

22:5 пророк Гад. После воцарения Давида Гаду предстояло занять при нем место прозорливца (2Цар 24:11; 2Пар 29:25; ср. 1Пар 29:29). На данном же этапе присутствие пророка в окружении Давида служило напоминанием о том, что будущность Давида предопределена свыше и что он находится под покровительством Господа. Через некоторое время к Давиду примкнул и священник (ст. 20−23).

22:6 с копьем в руке. О копье Саула говорится здесь, видимо, с целью напомнить о вспыльчивости и жестокости царя (18:10−11; 19:10; 20:33).

22:7 сыны Вениаминовы. Саул всегда окружал себя представителями своего племени (9:1−2; 10:21). Желая укрепить их преданность себе, он пытается воздействовать на чувство племенного эгоизма, для чего ставит вопрос следующим образом: разве Давид из колена Иудина станет проявлять благосклонность к потомкам Вениамина?

22:8 сын мой вступил в дружбу. См. ком. к 18:4.

22:13 сговорились против меня. Утверждение Саула о том, что Ахимелех вступил с Давидом в сговор против него, полностью безосновательно. См. ком. к 21:2.

восстал против меня и строил мне ковы. Утверждая, что Давид в своих поступках руководствовался враждой к нему, Саул заблуждался не меньше, чем когда обвинял Ахимелеха в сговоре с будущим царем.

22:14 кто из всех рабов твоих верен, как Давид. У Саула действительно были веские причины опасаться за свое царствование. Однако угроза Саулу исходила не от Давида, чья верность царю была безупречной, но от его собственных недостойных поступков, за которые Бог в конце концов отверг его (13:13−14; 15:23, 26).

22:18 умертвил... восемьдесят пять мужей. См. ком. к 2:31.

льняной ефод. См. ком. к 2:18.

22:19 и мужчин и женщин, и юношей и младенцев. Описание резни в «городе священников» Номве почти дословно повторяет повеление Господа об избиении амаликитян (15:3), которого Саул не исполнил.

22:22 я виновен. Из резни в Номве Давид мог бы извлечь для себя выгоду, если бы возложил всю вину за случившееся там на Саула. Но он, напротив, признает свою ответственность за истребление священников (см. ком. к 21:2). Одно из главных отличий Саула от Давида не в том, что один был грешен, а другой праведен: оба имели падения, разница была в искренности их покаяния (см. ком. к 15:24−25, 30; 2Цар 12:13).

Примечания:

 
Новый русский перевод
14 [99] — Так в некот. древн. переводах; в нормативном евр. тексте: обращается.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.