— Разве Давид не прячется на холме Хахила, что напротив Иешимона?
— Кто спустится вместе со мной в лагерь к Саулу?
— Я спущусь с тобой, — сказал Авишай.
— Сегодня Бог отдал врага в твои руки. Позволь же мне пригвоздить его к земле одним ударом копья. Мне даже не понадобится второго удара.
— Не губи его. Кто может поднять руку на Господнего помазанника и остаться невиновным?
— Авнер! Разве ты не ответишь мне?
Авнер ответил:
— Кто ты такой, что зовешь царя?
— Разве ты не мужчина? Кто в Израиле подобен тебе? Почему же ты не охранял твоего господина царя? Некто из народа приходил, чтобы погубить твоего господина царя.
— Твой ли это голос, Давид, сын мой?
— Это мой голос, господин мой, царь, — ответил Давид
— Я согрешил. Вернись, Давид, сын мой. Сегодня моя жизнь была для тебя драгоценной, и я не буду больше пытаться причинить тебе вред. Я поступал как безумец и совершил огромную ошибку.
— Благословен ты, сын мой Давид, ты совершишь великие дела и, несомненно, преуспеешь.
И Давид пошел своим путем, а Саул вернулся домой.
26:1 Пришли Зифеи... к Саулу. См. ком. к 23:19.
26:6 Ахимелеху. Ахимелех Хеттеянин, нигде более в тексте Библии не упоминаемый, не сопровождает Давида в его тайном набеге на стан Саула, и в этой связи обращение к нему Давида вызывает определенное недоумение. Возможно, повествователь включает эту деталь в качестве напоминания об убийстве Саулом другого Ахимелеха в гл. 22, подчеркивая тем самым милосердие Давида по отношению к своему противнику.
Хеттеянину. Впервые в Библии о хеттеянах (хеттах) упоминается в Быт 10:15. Однако нет уверенности, что при всех упоминаниях о хеттеянах речь каждый раз идет об одном и том же народе.
26:9 ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным? См. 24:7 и ком.
26:10 пусть поразит его Господь. Слова Давида свидетельствуют о его убежденности в неотвратимости Божиего возмездия, еще более окрепшей после того, как Господь покарал Навала (гл. 25).
26:12 ибо сон от Господа напал на них. Это обстоятельство является еще одним указанием на то, что Давид выжил в борьбе с Саулом и в конечном итоге достиг успеха потому, что весь его жизненный путь находился под непрестанным наблюдением Господа и был направлен Им (см. 30:2, 19).
26:19 ступай, служи богам чужим. В данном случае Давид говорит не о своих богословских убеждениях, а о позиции предполагаемых оппонентов.
26:20 одну блоху. См. ком. к 24:15.
за куропаткою по горам. Сравнение Давида с куропаткой станет понятней, если принять во внимание, что в древнееврейском языке это слово имело значение «кликунья», напоминая о том, как Давид взывал к народу с вершины горы (ст. 13−14).
26:21 согрешил я; возвратись. Реакция Давида на признание Саулом своей вины и его приглашение вернуться указывает на то, что он испытывал серьезные сомнения относительно искренности царя (ст. 22). Ср. ответ Самуила на подобное приглашение Саула (15:24−26).
26:25 благословен ты, сын мой Давид. Настроение Саула неустойчиво. Давид, понимая это, не верит ни его исповеданию грехов, ни его благословению, предпочитая сохранять безопасную дистанцию (27:1). См. ком. к 24:21.