1 Царств 3 глава

Первая книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Мальчик Самуил служил перед Господом под руководством Илия. В те дни слово Господа было редким; не часты были и видения.
2 Как-то ночью Илий, чьи глаза ослабели настолько, что он едва мог видеть, лежал на своем обычном месте.
3 Светильник Бога ещё не догорел, и Самуил лежал в храме Господа, где находился ковчег Бога.
4 Господь позвал Самуила, и Самуил ответил:
— Вот я.
5 Он подбежал к Илию, сказав:
— Вот я. Ты звал меня?
Но Илий сказал:
— Я не звал тебя, возвращайся и ложись.
Он пошел и лег.
6 Господь позвал его вновь:
— Самуил!
Самуил поднялся, пришёл к Илию и сказал:
— Вот я. Ты звал меня?
— Мой сын, — сказал Илий, — я не звал тебя, возвращайся и ложись спать.
7 Самуил не знал ещё Господа: слово Господа ещё не открывалось ему.
8 Господь позвал Самуила в третий раз, и Самуил поднялся, пришёл к Илию и сказал:
— Вот я. Ты звал меня?
Тогда Илий понял, что мальчика зовет Господь.
9 Илий сказал Самуилу:
— Иди и ложись, и если Он позовет тебя, скажи: «Говори, Господи, Твой слуга слушает Тебя».
Самуил пошел и лег на свое место.
10 Господь пришёл и встал там, призывая, как в первый и во второй раз:
— Самуил! Самуил!
Тогда Самуил сказал:
— Говори, Твой слуга слушает Тебя.
11 И Господь сказал Самуилу:
— Я собираюсь совершить в Израиле такое, от чего у каждого, кто услышит об этом, зазвенит в ушах.
12 Тогда Я исполню над Илием всё, что говорил о его семье, — от начала до конца.
13 Я говорил ему, что накажу его семью навеки из-за греха, о котором он знал; его сыновья сделались презренными[24], а он не обуздывал их.
14 Поэтому Я клянусь дому Илия: вина дома Илия никогда не будет искуплена жертвой или приношением.
15 Самуил лежал до утра, а затем открыл двери дома Господа. Он боялся передать Илию видение,
16 но Илий позвал его и сказал:
— Самуил, мой сын.
Самуил ответил:
— Вот я.
17 — Что Он сказал тебе? — спросил Илий. — Не скрывай от меня. Бог сурово накажет тебя,[25] если ты скроешь от меня что-либо из того, что Он сказал тебе.
18 Самуил рассказал ему всё, ничего не скрывая. Тогда Илий сказал:
— Он — Господь; пусть поступает, как Ему угодно.
19 Господь был с Самуилом, когда тот вырос, и не оставил несбывшимся ни одного из его слов.
20 Весь Израиль от Дана до Вирсавии признал, что Самуил — истинный пророк Господа.
21 Господь продолжал являться в Шило, и там Он открылся Самуилу через Свое слово.

Новой Женевской Библии

3:1 слово Господне было редко в те дни. То обстоятельство, что Бог длительное время не удостаивал Израиль Своего слова, обычно служило знаком Его недовольства им (14:37; Пс 73:9; Плач 2:9; Ам 8:11−12). Соответственно, обращение Господа к Самуилу можно понимать как знак Его благорасположения к пророку.

видения. Вопреки присутствующему в слове «видения» значению визуального контакта с Богом или его посланниками, его древнееврейский эквивалент означает часто «слышание», т.е. контакт слуховой.

3:3 светильник Божий еще не погас. В Священном Писании слово «светильник» ассоциируется с надеждой и обетованием или же с тем, кто в самом себе несет надежду и обетование (см., напр., 2Цар 21:17; 2Цар 22:29; 3Цар 11:36; 3Цар 15:4; Иов 18:5; Пс 131:17; Притч 13:9). Данное место можно понимать в том смысле, что, покуда живет и действует такой человек, как Самуил, надежда не может быть потеряна окончательно.

в храме. Очевидно, в скинии.

ковчег Божий. Ковчег Божий, в других местах ВЗ именуемый «ковчегом завета» или «ковчегом откровения», представлял собой особый переносной деревянный сундук, изнутри и снаружи выложенный золотом. Впервые о нем говорится в Исх 25:10−22 как о первом из предметов, помещенных в скинии.

3:7 Самуил еще не знал тогда голоса Господа. В данном случае о Самуиле говорится почти в тех же словах, что и о сыновьях Илия, которые «не знали Господа» (2:12). Такое сближение на лексическом уровне служит, однако, не уподоблению пророка нечестивым священникам, а, напротив, его противопоставлению им. Тогда как в случае с сыновьями Илия незнание Господа объясняется их испорченностью, Самуилу просто еще «не открывалось слово Господне».

3:8 Тогда понял Илий. Если вспомнить о непонимании Илием того, что делала в храме Анна (1:12−16), а также о его долго продолжавшемся неведении в отношении поступков собственных сыновей (2:22), настоящий эпизод следует рассматривать как признак того, что престарелому священнику отказывает не только физическое (ст. 2), но и духовное зрение. См. ком. к 1:13.

3:12 все то, что Я говорил. Имеются в виду слова, прежде сказанные Богом через человека Божиего (2:27−36). Самуил повторяет это пророчество и тем самым, во-первых, подтверждает отвержение Богом дома Илия и, во-вторых, заявляет о себе как о пророке (ст. 20).

3:13 сыновья его нечествуют. Данное место, по всей вероятности, правильнее было бы читать как «проклинают Бога», «богохульствуют». Трудность здесь состоит в том, что оба варианта перевода, будучи записанными по-древнееврейски, т.е. с использованием одних только согласных, оказываются практически идентичными. Согласно Лев 24:15−16, наказанием виновному в богохульстве могла быть только смерть.

не обуздывал их. Илий, учитывая его положение в семье и в обществе, был обязан прибегнуть к более решительным действиям в отношении своих сыновей, когда оказалось, что его устный упрек не возымел на них должного воздействия.

3:14 не загладится ни жертвами, ни приношениями. В то время как о неумышленных грехах священников сказано, что они могут быть заглажены жертвоприношениями (Лев 4:1−12), вопиющие грехи дома Илиева явно относятся к тем, что совершаются «дерзкой рукой» (Чис 15:30−31). Невозможность прощения за них усугубляете тем, что сыновья Илия препятствовали тому, что, собственно, и являлось естественным путем к прощению — жертвам и приношениям (2:17, 29).

3:18 Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит. Какими бы ни были прежние его проступки, в данном эпизоде Илий показывает себя с лучшей стороны, смиренно принимая отвержение Господом своего дома и исповедуя Его полное право по Своему усмотрению вершить человеческие судьбы. Эти его слова в дальнейшем будут служить своего рода мерилом для оценки других лиц книги, в частности Саула (1Цар 20:30−31) и Давида (2Цар 15:25−26).

3:19 Господь был ним. Этим объясняется успех одних героев повествования и неудачи других. Так, о том, что Бог был с Давидом, говорится неоднократно (напр., 16:18; 18:12, 14, 28). В связи же с Саулом этого не сказано нигде, за исключением того случая, когда Ионафан говорит Давиду, что некогда Бог все-таки был с его отцом (20:13).

не осталось ни одного из слов его неисполнившимся. См. 9:6. Т.е. Самуил получил отныне полное право называться пророком (Втор 18:21−22).

3:20 от Дана до Вирсавии... удостоен быть пророком Господним. В то время как деятельность Самуила в качестве судьи ограничивалась небольшим числом городов центральной части страны (7:15−17), слава о нем как о пророке распространилась по всему Израилю (см. 2Цар 3:10; 2Цар 17:11; 2Цар 24:2, 25; 3Цар 4:25).

3:21 в Силоме. См. ком. к 1:3.

Примечания:

 
Новый русский перевод
13 [24] — Или: хулили Бога.
17 [25] — Букв.: « То и то сделает тебе Бог и еще добавит…»
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.