1 Царств 4 глава

Первая книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 И было слово Самуила ко всему Израилю.
В то время израильтяне выступили, чтобы сразиться с филистимлянами. Израильтяне разбили лагерь при Эвен-Езере, а филистимляне — при Афеке.
2 Филистимляне выставили свои силы навстречу Израилю, и в битве израильтяне были разбиты филистимлянами, которые убили на поле сражения около четырех тысяч человек.
3 Вернулись воины в лагерь, и старейшины Израиля спросили:
— Почему Господь предал нас сегодня поражению от филистимлян? Давайте принесем ковчег завета Господа из Шило, чтобы он[26] был с нами и спас нас от руки врагов.
4 Народ послал в Шило несколько человек, и они принесли ковчег завета Господа Сил, Который восседает на херувимах[27]. А двое сыновей Илия, Хофни и Пинехас, пришли вместе с ковчегом завета Бога.
5 И когда ковчег завета Господа прибыл в лагерь, все израильтяне подняли такой громкий крик, что земля откликнулась эхом.
6 Услышав шум восклицаний, филистимляне спросили:
— Что значит весь этот крик в еврейском лагере?
Узнав, что в лагерь доставлен ковчег завета Господа,
7 филистимляне испугались.
— Бог пришёл[28] в их лагерь, — говорили они. — Мы попали в беду! Ничего подобного до сих пор не случалось.
8 Горе нам! Кто избавит нас от руки Этого могучего Бога? Это же Тот Бог, Который поразил[29] египтян в пустыне всяческими наказаниями.
9 Крепитесь, филистимляне! Мужайтесь, чтобы не быть рабами у евреев, как они были у вас. Будьте мужественными и сражайтесь!
10 Филистимляне сразились, и израильтяне были разбиты, потерпев большое поражение. Все разбежались по своим шатрам. Израиль потерял тридцать тысяч пеших воинов.
11 Ковчег Бога был захвачен, а двое сыновей Илия, Хофни и Пинехас, погибли.
12 В тот же самый день один вениамитянин бежал с места сражения и пришёл в Шило. Его одежды были разорваны, а голова покрыта пылью.
13 Когда он пришёл, Илий сидел на своем сиденье у обочины дороги и смотрел, потому что его сердце волновалось за ковчег Бога. И вот, вошел человек в город, рассказал, что случилось, и весь город поднял вопль.
14 Услышав вопль, Илий спросил:
— Что это за шум?
Человек поспешил прийти к Илию,
15 которому было девяносто восемь лет и чьи глаза померкли настолько, что он не мог видеть.
16 Он сказал Илию:
— Я только что пришёл с места сражения, я бежал оттуда сегодня.
Илий спросил:
— Что случилось, мой сын?
17 Вестник ответил:
— Израиль бежал перед филистимлянами, войско понесло тяжелые потери. Двое твоих сыновей, Хофни и Пинехас, мертвы, а ковчег Бога захвачен.
18 Как только он упомянул о ковчеге Бога, Илий упал навзничь со своего сиденья у ворот. Он сломал себе шею и умер, потому что был стар и грузен. Он был судьей в Израиле сорок лет.
19 Его невестка, жена Пинехаса, была тогда беременна и скоро должна была родить. Услышав о том, что ковчег Бога захвачен, а её свекор и муж умерли, она согнулась от боли, потому что у неё начались схватки, и родила.
20 Она умирала, а женщины, которые ухаживали за ней, говорили:
— Не бойся, ты родила сына.
Но она не отвечала и ни на что не обращала внимания.
21 Она назвала мальчика Ихаводом,[30] говоря: «Слава покинула Израиль», — потому что ковчег Бога был захвачен, а её свекор и муж погибли.
22 Она сказала:
— Слава покинула Израиль, потому что ковчег Бога захвачен.

Новой Женевской Библии

4:1 было слово Самуила ко всему Израилю. Эпизод, начатый словами о том, что «слово Господне было редко» (3:1), завершается указанием на перемену ситуации с избранием Самуила «пророком Господним» (см. 3:20 и ком.).

против Филистимлян. Упоминаемые уже в Пятикнижии (Быт 10:14; Быт 21:32, 34; Быт 26:1), филистимляне были одним из тех средиземноморских народов, которых египетские источники эпохи Рамзеса III рассматривали под обобщающим названием «морских народов». Известно, что ко времени судей израильских филистимляне населяли прибрежные земли Ханаана (Суд 3:31; 13:1 — 16:31). Филистимляне владели городами: Азот, Аскалон, Аккарон, Геф и Газа (1Цар 6:17) и предпринимали неоднократные попытки расширить свою территорию посредством захватнических войн и поэтому, особенно во дни Самуила и в начальный период монархии, находились в состоянии перманентного конфликта с израильтянами, с чьими землями филистимляне граничили на севере и на востоке.

при Авен-Езере. Достоверных сведений о местоположении Авен-Езера не имеется, однако есть некоторые основания отождествлять его с поселением, найденным при раскопках в Избет Сарте, к востоку от Афека. Авен-Езер (в переводе с древнееврейского — «Камень помощи») упоминается также в 5:1. Авен-Езер фигурирует помимо этого и в 7:12, но это уже совсем другое место, ибо сказано, что оно находилось поблизости от Массифы, и, следовательно, никак не около Афека.

при Афеке. Первый раз в ВЗ Афек упоминается в перечне городов, завоеванных Иисусом Навином (Нав 12:18). Этот город располагался на самом юге долины Сарон у реки Ядрон.

4:3 за что поразил нас Господь. Вопрос старейшин Израиля уместен лишь в той мере, в какой в нем отразилась их вера в то, что война Израиля с филистимлянами — «война Господа» (17:47). Не дожидаясь, однако, какого-либо ответа на свой вопрос, они начинают действовать всецело по своему усмотрению.

возьмем... ковчег завета Господня. Старейшины решают использовать ковчег завета в качестве некоего магического орудия, свидетельствуя тем самым, что их представления о природе Божественного присутствия не отличаются от тех, которые имели на этот счет язычники филистимляне (ст. 7−9). Спасение зависит исключительно от свободного выбора Господнего и от Его суверенной милости, а отнюдь не от человеческих ухищрений (ср. 2Цар 15:25).

4:4 Господа Саваофа. См. ком. к 1:3.

седящего на херувимах. См. Исх 25:17−22; Чис 7:89.

Офни и Финеес. У Илия «сердце трепетало за ковчег Божий» (ст. 13), поскольку он знал, что святыня доверена попечению его нечестивых сыновей (2:12−17, 27−36).

4:6 Евреев. Это слово впервые встречается в Быт 14:13, где говорится об «Авраме Еврее». Наиболее правильным представляется объяснять возникновение слова «еврей» в свете библейской генеалогии, связывая его с именованием «сыны Еверовы» (Быт 10:21). Евер был правнуком Сима и дальним предком Аврама (Быт 11:10−27). В то же время во многих письменных памятниках второго тысячелетия до Р.Х. фигурирует некий народ «хапиру». В связи с этим возникла широкая дискуссии относительно того, следует ли отождествлять этот народ с библейскими евреями. Вполне допустимо, что с точки зрения некоторых из соседних с ними народов евреи оказывались «хапиру», но при этом, принимая во внимание необычайную рассеянность хапиру по древнему ближневосточному региону, нельзя отождествлять их с евреями.

4:8 Это — тот Бог, Который поразил Египтян. В этом возгласе филистимлян отразились как свойственный им политеизм, так и их весьма смутное представление о событиях и обстоятельствах, сопровождавших исход евреев из Египта.

4:10 тридцать тысяч. Попытки израильтян манипулировать ковчегом с целью достижения нужного им результата не пошли им на пользу, но, напротив, обрекли их войско на потери, еще большие, чем в предыдущей битве (ст. 2).

4:11 ковчег Божий был взят. Потеря ковчега действительно явилась событием столь ужасным и ошеломляющим, что у того, кто слышал о нем, могло «зазвенеть в обоих ушах» (3:11).

Офни и Финеес, умерли. Таким образом исполнилось сказанное в 2:34 и 3:12.

4:13 сердце его трепетало за ковчег Божий. Ранее Илий получил упрек в том, что он предпочитал своих сыновей Богу (2:29), но теперь его больше беспокоит судьба ковчега Божиего, нежели судьба собственных сыновей. О своего рода духовной реабилитации престарелого священника свидетельствует рассказ о его реакции на сообщение о понесенных израильтянами потерях (ст. 17−18). Той же цели, по всей вероятности, служит и замечание о том, что Илий в ожидании известий «смотрел» на дорогу (ст. 13), тем более значимое, что чуть далее говорится о его слепоте (ст. 15).

4:15 он не мог видеть. См. ком. к ст. 13.

4:18 Когда упомянул он о ковчеге Божием. Известия о потерях, понесенных израильской армией, и даже о гибели обоих его сыновей (ст. 17) не оказали на Или такого воздействия, как слова о захвате филистимлянами ковчега завета. ибо он был ... тяжел. Знаменательно, что, получив ранее упрек за «предпочтение» Богу своих сыновей и за «утучнение себя» (вместе с сыновьями) за счет приношений народа Господу, Илий погибает именно из-за своей тучности. Этот момент значительно явственней виден при чтении книги на древнееврейском языке, поскольку в нем слова «предпочтение» (или «честь») и «тяжелый» являются производными от одной и той же основы (см. ком. к 2:29).

Был же он судьею Израиля. В том, что об Илие говорится одновременно как о священнике и как о судье, не содержится противоречия (ср. Чис 25:5−8; Втор 17:8−12; Втор 19:17; 1Пар 23:2−4; 2Пар 19:8; Иез 44:24). Именно благодаря этому Илий занимает место в ряду вождей Израиля, поставленных Богом на период от кончины Иисуса Навина до установления института царского правления.

сорок лет. Правильность этой цифры вызывает некоторые сомнения (тем более, что в Септуагинте сказано только о двадцати годах), поскольку, если бы Илий действительно был судьей в течение сорока лет, то тогда на срок его служения выпадали бы и деяния Самсона (Суд, гл. 13−16), и, возможно, судейское служение тех, кто фигурирует в Суд 12:8−15.

4:21−22 Ихавод... отошла слава от Израиля. Имя Ихавод означает «Бесславие» или «Где же слава?». В этом имени присутствует корневая основа, о которой прежде уже упоминалось как об имеющей значение «честь» и «вес» (см. ком. к 2:29). Как явствует из ст. 22, под отошедшей от Израиля славой жена Финееса понимает в первую очередь не дом Илиев, а ковчег Божий, который был «взят» филистимлянами.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [26] — Или: Он.
4 [27]Херувим. Один из высших ангельских чинов.
7 [28] — Или: Боги пришли.
8 [29] — Или: « …от руки этих могучих богов? Это же те боги, которые поразили…»
21 [30] — Это евр. имя означает: бесславный.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.