1 Царств 6 глава

Первая книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 После того как ковчег Господа пробыл в филистимской земле семь месяцев,
2 филистимляне позвали жрецов и прорицателей и спросили:
— Что нам делать с ковчегом Господа? Скажите нам, как вернуть его на его место?
3 Те ответили:
— Если хотите вернуть ковчег израильского Бога, вы непременно должны принести Ему жертву повинности. Тогда вы исцелитесь и узнаете, почему Его гнев против вас не утихал[36].
4 Филистимляне спросили:
— Какую жертву повинности Ему принести?
Те ответили:
— Пять золотых изображений наростов и пять золотых мышей, по числу филистимских правителей, ведь одна и та же кара обрушилась и на вас, и на ваших правителей.
5 Сделайте изображения наростов и мышей, которые уничтожают страну, и почтите израильского Бога. Может быть, Его гнев против вас, ваших богов и вашей земли утихнет.
6 Зачем вам ожесточать сердца, подобно египтянам и фараону? Когда Он жестоко обошелся с ними, разве они не отпустили израильтян, чтобы те шли своей дорогой?
7 Итак, приготовьте новую повозку с двумя коровами, которые впервые отелились и никогда не носили ярма. Запрягите коров в повозку, а телят уведите от них и заприте.
8 Возьмите ковчег Господа и поставьте его на повозку, а золотые предметы, которые вы принесете Ему как жертву повинности, положите в ящик около ковчега. Отправьте его в путь,
9 но следите за ним. Если он пойдет в свою землю, по направлению к Бет-Шемешу, то это великое бедствие обрушил на нас Господь. Но если нет, то мы будем знать, что не Его рука поразила нас, и произошло это с нами случайно.
10 Они так и сделали. Взяли двух коров и запрягли их в повозку, а телят заперли.
11 Поставили ковчег Господа на повозку вместе с ящиком, в котором были золотые мыши и изображения наростов.
12 После этого коровы пошли прямо по направлению к Бет-Шемешу. Они шли по одной дороге и всё время мычали, не сворачивая ни вправо, ни влево. Филистимские правители следовали за ними до самой границы Бет-Шемеша.
13 Жители же Бет-Шемеша жали пшеницу в долине. Когда они взглянули, то увидели ковчег и обрадовались.
14 Повозка приехала на поле Иисуса из Бет-Шемеша и остановилась там возле большого камня. Люди порубили повозку на дрова и принесли коров во всесожжение Господу.
15 Левиты сняли ковчег Господа вместе с ящиком, в котором были золотые предметы, и поставили их на большой камень. В тот же день жители Бет-Шемеша принесли всесожжения и совершили Господу жертвоприношения.
16 Пять филистимских правителей увидели всё это и в тот же день вернулись в Экрон.
17 Золотые наросты филистимляне послали как жертву повинности Господу — по одному за Ашдод, Газу, Ашкелон, Гат и Экрон.
18 А число золотых мышей соответствовало числу городов, принадлежащих филистимским правителям, — укрепленных городов с пригородными поселениями. Большой камень, на который поставили ковчег Господа, — до сегодняшнего дня стоит на поле Иисуса из Бет-Шемеша как свидетельство случившегося.
19 И поразил Он некоторых жителей Бет-Шемеша за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и погубил из них 50 070 человек[37]. Народ плакал из-за тяжелого удара, который нанес им Господь,
20 и жители Бет-Шемеша спросили:
— Кто может устоять в присутствии Господа, этого святого Бога? Куда унести отсюда ковчег?
21 Они послали вестников к жителям Кирьят-Иеарима, говоря: «Филистимляне вернули ковчег Господа. Сойдите, возьмите его к себе».

Новой Женевской Библии

6:1 семь месяцев. Число «семь» часто используется для указания на завершенность какого-либо периода или событий, выпавших на тот или иной отрезок времени.

6:2 прорицателей. Связанное с колдовством, чародейством и тому подобными вещами (Чис 23:23), прорицательство в Израиле было строго запрещено (Втор 18:10, 14; Иер 27:9; Иез 13:23), тогда как соседние народы охотно к нему прибегали (Чис 22:7; Иез 21:21).

что нам делать с ковчегом... научите нас, как нам отпустить его в свое место. Филистимляне осознали наконец, что единственный выход из создавшегося положения — отправить ковчег туда, где он всегда находился. Однако, как это сделать, они еще не знали.

6:3 принесите... жертву повинности. Предлагаемая жертва должна была стать одновременно и знаком раскаяния филистимлян в содеянном ими, и возмещением за оскорбление Господа, нанесенное захватом Его ковчега (ст. 4).

и узнаете. Септуагинта (греческий перевод ВЗ) и Свитки Мертвого моря предлагают иное прочтение этого места, при котором речь идет о прощении филистимлян Богом и о примирении с Ним: «и Он примирится с вами» или «и прощено будет вам».

6:5 сделайте изваяния наростов ваших. Как вообще большинство ритуальных актов, предписанный филистимлянам образ действия должен был преследовать сразу несколько целей: золоту, из которого предстояло создать изваяния, отводилась роль возмещения за оскорбление (ст. 4), а сами эти изваяния, повторяющие формой наросты, т.е. симптомы болезни, призваны были стать наглядными символами кары Божией. На словах же было сказано, что приношение свое филистимляне делают с целью «воздать честь Богу Израилеву».

может быть, Он облегчит руку Свою над вами и над богами вашими. То, как Господь показал Свою силу на богах филистимлян, напоминает Его суд «над богами Египетскими» (Исх 12:12).

6:6 ожесточать сердце ваше, как ожесточили сердце свое Египтяне и фараон. Словами «ожесточать», «ожесточили» здесь переводится древнееврейское слово с той же основой, к которой восходят слова, ключевые в повествованиях об отвержении дома Илиева от священства и о захвате ковчега Божиего филистимлянами.

6:7−9 В хеттских письменных памятниках встречается описание ритуального действа, сходного с описанным в данных стихах. Если хетты полагали, что эпидемия чумы была наслана на них богом враждебного им народа, то для того, чтобы умилостивить этого бога и тем самым избавиться от эпидемии, они с соответствующими церемониями украшали барана и отправляли его по дороге, ведущей во владения неприятеля. Филистимляне, действуя по той же схеме, использовали вместо барана коров, которые еще не ходили под ярмом. У коров они отняли телят, решив, что если и после этого коровы пойдут в сторону Израиля, это будет означать, что эпидемия чумы была не случайной (ст. 9), а вспыхнувшей по воле Бога Израилева.

6:9 к Вефсамису. По-древнееврейски это слово означает «Дом Солнца». В Израиле было несколько городов с таким названием. Тот, о котором идет речь в данном случае, находился в районе нынешнего Телль-эр-Румейлеха. Таким образом, путь ковчега лежал через долину Сорек. Располагаясь на границе филистимских и израильских владений (ст. 12; Нав 15:10), Вефсамис часто оказывался предметом спора между двумя народами (2Пар 28:18).

6:12 одною дорогою шли... и мычали. Т.е. не отклонялись от назначенного им свыше пути.

6:13 жали... пшеницу. См. ком. к 12:17.

6:14 Иисуса Вефсамитянина. Иисус Вефсамитянин нигде больше в Библии не упоминается.

принесли во всесожжение. Жители Вефсамиса решили использовать коров и колесницу для жертвоприношения. О всесожжениях см. ком. к 10:8.

6:15 Левиты. Вефсамис входил в число городов, назначенных во владение левитам. См. Нав 21:16.

поставили на большом том камне. Судя по всему, большой камень с поля Иисуса был использован просто как место временного пребывания ковчега и золотых изваяний, а не в качестве жертвенника.

6:19 поразил Он... за то, что они заглядывали в ковчег. См. Чис 4:5, 20. Обстоятельства, сопровождавшие захват ковчега и его возвращение, непосредственно соотнесены друг с другом: ковчег был захвачен в результате непочтительного отношения к святыне, и за такое же непочтительное отношение пятьдесят семь тысяч человек наказываются смертью при его возвращении в Израиль. Эта же тема снова возникает в 2Цар, гл. 6.

6:21 к жителям Кириаф-Иарима. Город Кириаф-Иарим в других местах ВЗ называется Кириаф-Ваал (Нав 15:60; Нав 18:14), Ваал (Нав 15:9) и Ваал Иудин (2Цар 6:2).

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [36] — Букв.: Его рука не отступает от вас. Также в ст. 5.
19 [37] — Букв.: умертвил из них 70 человек, 50 000 человек. Возможный смысл этого неясного в евр. тексте места: 70 человек.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.