— Иди и пересчитай народ Израиля и Иудеи.
— Пройдите по всем родам Израиля от Дана до Вирсавии и произведите перепись народа, чтобы мне знать, сколько их.
— Пусть Господь, твой Бог, умножит количество народа стократно и пусть глаза моего господина царя увидят это. Но зачем господин мой царь хочет сделать такое дело?
— Сделав это, я совершил великий грех. Теперь, о Господи, я молю Тебя, сними вину с Твоего слуги! Я поступил очень безрассудно.
— Быть ли трем[110] годам голода в твоей стране? Или ты три месяца будешь бегать от своих врагов, которые будут преследовать тебя? Или три дня мора в твоей стране? Итак, обдумай это и реши, что мне ответить Пославшему меня.
— Мне очень тяжело, но пусть мы впадем в руки Господа, ведь Его милость велика, но не дай мне попасть в человеческие руки.
— Довольно! Опусти Свою руку.
Ангел Господень[111] был тогда над гумном иевусея Орны.
— Это я согрешил и сделал зло, а эти овцы — что они сделали? Пусть же Твоя рука обратится на меня и на мою семью.
— Иди и построй жертвенник Господу на гумне иевусея Орны.
— Зачем господин мой царь пожаловал к своему слуге?
— Купить твое гумно, — ответил Давид, — и построить Господу жертвенник, чтобы прекратился мор среди народа.
— Пусть господин мой царь возьмет всё, что ему угодно, и принесет это в жертву. Вот волы для всесожжения, а вот и молотильная доска и воловья упряжь на дрова.
Ещё Орна сказал ему:
— Пусть Господь, твой Бог, отнесется к тебе благосклонно!
— Нет, я заплачу тебе. Я не стану приносить Господу, моему Богу, всесожжение, которое мне ничего не стоило.
И Давид купил гумно и волов, заплатив за них 50 шекелей[112] серебра.
Перепись евреев. Моровая язва. Жертвенник Господу на гумне Орны.
2Цар 24:1. Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду.
«Гнев Господень опять возгорелся на израильтян». Мысль Давида о перечислении евреев и последовавшая затем повальная болезнь народа рассматриваются как попущение Божие на израильтян за их прегрешения. Одним из главных прегрешений Израиля данного времени является (по мнению многих древних и новых толковников) участие его в возмущениях против богопомазанного царя и пророка Давида, лучшего из царей еврейских.
«Израиля и Иуду», т. е. все еврейские колена, вошедшие потом в состав Израильского и Иудейского царства.
2Цар 24:2. И сказал царь Иоаву военачальнику, который был при нем: пройди по всем коленам Израилевым [и Иудиным] от Дана до Вирсавии, и исчислите народ, чтобы мне знать число народа.
«Дан» — северный пункт Ханаана, «Вирсавия» — южный.
«Исчислите народ, чтобы мне знать число народа.» Что послужило причиной народной переписи — неизвестно. Но из того, как Господь отнесся к этому предприятию Давида (2Цар 24:10−15), можно заключать, что Давидом руководило в данном случае не одно только желание узнать действительное положение вверенного ему еврейского народа и стремление оказать этому народу требуемую помощь, но и побуждения иного характера, не имеющие ничего общего ни с благом еврейского народа, ни с нравственным усовершенствованием самого Давида. Полагают, что в числе побуждений, заставивших царя перечислить евреев, не последнее место занимали честолюбивое услаждение своим господством над еврейским народом и властолюбивое стремление к ненадлежащему усилению этого господства.
2Цар 24:3. И сказал Иоав царю: Господь Бог твой да умножит столько народа, сколько есть, и еще во сто раз столько, а очи господина моего царя да увидят это; но для чего господин мой царь желает этого дела?
Очевидно, Иоав опасался того, что ложно истолкованное народом предприятие Давида может послужить поводом к новым беспорядкам в государстве.
2Цар 24:5. И перешли они Иордан и остановились в Ароере, на правой стороне города, который среди долины Гадовой, к Иазеру;
2Цар 24:6. и пришли в Галаад и в землю Тахтим-Ходши; и пришли в Дан-Яан и обошли Сидон;
2Цар 24:7. и пришли к укреплению Тира и во все города Хивеян и Хананеян и вышли на юг Иудеи в Вирсавию;
2Цар 24:8. и обошли всю землю и пришли чрез девять месяцев и двадцать дней в Иерусалим.
Обход страны начался с восточного Заиорданья, которое, как мы уже замечали (см. прим. к (2Цар 17:27) ), отличалось наиболее спокойным характером и преданностью данному слову или клятвенному обещанию, сравнительно с другими областями, и потому, не оказав сопротивления, могло показать пример повиновения другим. С южной границы восточного Заиорданья Иоав прошел через весь Галаад, до подошвы горы Ермон. Отсюда он повернул в западное Заиорданье, заходил в города, находившиеся во владении хананеев, прошел по самой границе Финикии и затем спустился на юг, до Вирсавии.
«Ароер» — город между рекой Иорданом и Раввой аммонитян.
«Галаад» — местность по левому берегу р. Иордана, между Геннисаветским озером и Мертвым морем.
«Сидон», «Тир» — приморские города финикиян.
«Хивеи» — то же, что Евеи, хананейский народ, происшедший от внука Хама, через Ханаана, Евея (Быт 10:17).
2Цар 24:9. И подал Иоав список народной переписи царю; и оказалось, что Израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а Иудеян пятьсот тысяч.
«Способных к войне». Следовательно, в исчисление не входили не достигшие возмужалого возраста, старцы и немощные, а также вся женская половина населения.
2Цар 24:10. И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я.
«Вздрогнуло сердце Давидово» — при мысли о том, какое великое множество народа вверено Богом его попечению и как недостойно поступил он, отдавшись в этом случае побуждениям преимущественно честолюбивого и властолюбивого характера (см. прим. к 2 ст. ).
2Цар 24:11. Когда Давид встал на другой день утром, то было слово Господа к Гаду пророку, прозорливцу Давида:
«Прозорливцу» времен Давида.
2Цар 24:14. И сказал Давид Гаду: тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне. [И избрал себе Давид моровую язву во время жатвы пшеницы.]
«Во время жатвы пшеницы», т. е. в конце апреля и начале мая.
2Цар 24:16. И простер Ангел [Божий] руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку твою. Ангел же Господень был тогда у гумна Орны Иевусеянина.
«У гумна Орны Иевусеянина.» Иевусеи — хананейский народ, происшедший от внука Хамова, через Ханаана, Иевуса (Быт 10:16).
2Цар 24:17. И сказал Давид Господу, когда увидел Ангела, поражавшего народ, говоря: вот, я согрешил, я [пастырь] поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего.
«А эти овцы, что сделали они?» См. прим. к 1 ст.