Псалтирь 72 псалом

Псалтирь
Новый русский перевод → Толковая Библия Лопухина

Новый русский перевод

1 Псалом Асафа.
Воистину Бог благ к Израилю, к чистым сердцем!
2 А мои ноги едва не поскользнулись, стопы мои чуть не потеряли опору,
3 потому что я позавидовал надменным, увидев процветание нечестивых.
4 Нет им страданий;[142] они полны здоровья и силы.
5 Они свободны от тягот человеческих, и трудностей людских они не знают.
6 И поэтому гордость — их ожерелье, а жестокость — их одеяние.
7 Вылезли от тучности глаза их; их тщеславие не знает границ.
8 Слова их полны издевательства и злобы, и в своей надменности угрожают насилием.
9 Открывают уста свои против небес, и слова[143] их расхаживают по земле.
10 Потому к ним же обращается Его народ и пьет слова их, как воду из полной чаши.
11 Они говорят: «Как узнает Бог? Есть ли знание у Всевышнего?»
12 Таковы нечестивые: они всегда беззаботны и умножают свое богатство.
13 Так не напрасно ли я хранил сердце свое в чистоте и омывал руки свои в невинности?
14 Целый день я подвергался мучениям и был наказываем каждое утро.
15 Но если бы я решил, что буду рассуждать так, то предал бы детей Твоих.
16 Когда я пытался всё это понять, то мне это казалось слишком трудным,
17 пока я не вошел в святилище Бога и не понял конца их.
18 Истинно, на скользких путях Ты ставишь их и предаешь их полному разрушению.
19 Как неожиданно они истреблены, погибают от ужаса!
20 Как сновидение исчезает при пробуждении, так Ты, Владыка, восстав, презришь их образ.
21 Когда мое сердце наполняла горечь и терзалась моя душа,
22 я был невежествен и ничего не понимал; как неразумное животное я был пред Тобою.
23 И всё же я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
24 Ты руководишь мною Своим советом и потом к славе поведешь меня.
25 Кто есть у меня на небесах, кроме Тебя? И на земле я ничего, кроме Тебя, не желаю.
26 Ослабевает моя плоть и мое сердце, но Бог — крепость[144] сердца моего и удел мой навсегда.
27 Те, кто далек от Тебя, погибнут; Ты губишь всех, кто неверен Тебе.
28 А для меня благо приближаться к Богу; Владыку Господа я сделал своим убежищем. Я возвещу о всех делах Твоих.

Толковая Библия Лопухина

Псалом принадлежит Асафу, современнику Давида. В обстоятельствах жизни этого царя, особенно в истории Авессалома, его быстрого возвышения и падения писатель мог находить материал как для основной мысли содержания псалма, так и для некоторых частных его положений (Пс 72:3, 4, 6, 19).

Господь благ к чистым сердцем. Я сомневался было в этой истине при виде благоденствия нечестивых, вследствие которого они делаются высокомерными, дерзкими (1−9). Вслед за ними идет и народ, который доходит до отрицания Промысла Бога на земле (10−13). Я тоже испытывал колебание — для чего я забочусь о своей чистоте? Но меня от проповеди этих колебаний удержало сознание ответственности пред людьми (14−15). Когда же я стал вдумываться и вошел во святилище, то узнал, как быстро падение таких нечестивцев (16−20). Мои колебания были выражением моего невежества, теперь же я знаю, что только в Боге и приближении к Нему истинная жизнь и награда, а удаляющиеся от Него — погибнут (21−28).

Пс 72:1. Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!

Представляет введение ко всему содержанию псалма, заключая в себе и тот вывод, к которому автор пришел через свои сомнения и колебания.

Пс 72:6. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;

Гордость нечестивых и высокомерное отношение к другим людям являются результатом их внешнего преуспевания.

Пс 72:7. выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;

«Бродят помыслы в сердце» — они свободно отдаются своим влечениям, не заботясь о проверке их чистоты и согласованности с указаниями воли Божией.

Пс 72:9. поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.

«Поднимают к небесам уста свои» — высокомерно смотрят на Заповеди Бога, считая себя вправе оценивать и критиковать их, т. е. волю Бога проверяют своим суждением, возводя тем себя на место верховного законодателя.

Пс 72:10. Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,

Пс 72:11. и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»

Безнаказанность нечестивых и их внешнее преобладание вызывает подражания среди народа. Последний тоже начинает «пить... полною чашею», отдаваться неудержимо своим дурным влечениям, причем доходить до сомнения: «как узнает Бог?» и «есть ли ведение у Вышнего?» т. е., находится ли человек под Божественным воздействием и есть ли справедливость на земле?

Пс 72:13. [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,

Пс 72:14. и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?

Пс 72:15.  Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.

«Очищать сердце», «омывать в невинности руки», «подвергать себя ранам... и обличениям» — значит зорко следить не только за своими поступками, но и за чистотою своих помыслов. Такая заботливость о духовной опрятности требует постоянного и сильного ограничения своих греховных порывов, что причиняет боль. Факты же благоденствия нечестивых, живущих по своим влечениям и не заботившихся о своей нравственной чистоте, поставили пред писателем вопрос — есть ли смысл в его самоограничениях? Сомнения мучили его, но он счел себя не вправе оглашать эти сомнения и вселять их в других; если у самого нет твердости в убеждениях, то прямая обязанность того не вселять колебаний в других. Поступок последнего рода делает его «виновным пред родом сынов Твоих», т. е. пред евреями, которых Господь любит и о которых заботится, как отец о детях. Прививать им сомнения свои значило бы отвращать детей от Отца, лишать их Его благотворного и любвеобильного попечения, лишать других блага, на которое сам не имеешь права.

Пс 72:16. И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,

Пс 72:17. доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.

Колебания автора разрешились «во святилище». Вероятно здесь разумеется молитва, с которой он пред жертвенником обратился к Господу и когда получил от Него в откровении разрешение своих сомнений.

Пс 72:18. Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.

Пс 72:19. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!

Пс 72:20. Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.

Писатель в своих наблюдениях над действительностью был односторонен; он судил лишь на основании фактов благоденствия нечестивых, а не обращал внимания на то, как быстро и неожиданно они гибнут, как часто обманываются их мечты о счастье.

Пс 72:25. Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.

«Кто мне на небе?» Что мне может дать небо, если я не буду там с Богом? — «И с тобою ничего не хочу на земле» — кроме Тебя ничего иного не хочу на земле. Смысл всего выражения — кроме Бога писатель не желает иметь никаких других привязанностей, так как кроме Него ничто не может дать ему удовлетворения.

Пс 72:26. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.

Пс 72:27. Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.

Пс 72:28. А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой].

Так как вне Бога живущие гибнут, то истинное благо — приближаться к Нему. Тогда человек получает «часть... вовек» (26), т. е. вечную, неотъемлемую награду, которая остается и после его смерти, или — вечную жизнь.

Примечания:

 
Новый русский перевод
4 [142] — Или: « Нет им страданий до самой смерти».
9 [143] — Букв.: язык.
26 [144] — Букв.: скала.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.