Псалтирь 85 псалом

Псалтирь
Новый русский перевод → Толковая Библия Лопухина

Новый русский перевод

1 Молитва Давида.
Услышь меня, Господи, и ответь, ведь я беден и нищ.
2 Сохрани мою жизнь, ведь я Тебе верен. Ты — мой Бог; спаси Своего слугу, надеющегося на Тебя.
3 Владыка, помилуй меня, ведь я к Тебе взываю целый день.
4 Даруй радость слуге Твоему, ведь я к Тебе, Владыка, возношу душу мою.
5 Владыка, Ты благ и готов прощать, богат милостью для всех, кто призывает Тебя.
6 Господь, молитву мою услышь; внемли мольбе моей о милости.
7 В день беды моей я к Тебе взываю, потому что Ты ответишь мне.
8 Владыка, нет подобного Тебе среди богов, нет дел подобных Твоим.
9 Все народы, которые Ты создал, придут и поклонятся пред Тобою, Владыка, и будут славить имя Твое,
10 потому что Ты велик и творишь чудеса; Ты — единственный Бог.
11 Научи меня, Господи, пути Своему, и буду ходить в истине Твоей. Дай мне сердце, полностью преданное Тебе, чтобы мне жить в страхе пред Тобой.
12 Восхвалю Тебя, Владыка, мой Боже, всем сердцем своим; имя Твое буду славить вечно,
13 потому что велика милость Твоя ко мне, Ты избавил душу мою от дна мира мертвых.
14 Боже, гордецы восстали против меня, сборище негодяев ищет жизни моей — те, кто не думает о Тебе!
15 Но Ты, Владыка, Бог милостивый и милосердный, медленный на гнев, богатый милостью и верностью.
16 Обратись ко мне и помилуй; силы Твоей дай слуге Твоему; спаси сына служанки Твоей.
17 Дай мне знак, что Ты ко мне благ; пусть его увидят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня.

Толковая Библия Лопухина

Этот псалом содержит молитву Давида к Богу об избавлении от переживаемых им опасностей при преследовании врагов. Общность описания своего состояния и отсутствие каких-либо точных исторических указаний на время происхождения псалма дают одинаковое основание считать его написанным или в гонения от Саула, или от Авессалома. Последнее вероятней, так как восставших на него Давид называет «скопищем мятежников» (Пс 85:14), каковыми были все его враги в восстание Авессалома, так как они шли против своего законного царя.

Услышь и защити, Господи, меня уповающего только на Твою милость, так как Ты благ ко всем призывающим Тебя (1−6). В день скорби я обращаюсь к Тебе, как единому истинному Богу, пред которым преклонятся все народы (7−10). Наставь меня, Господи, следовать истине Твоей и я восхвалю Тебя за Твое спасение (11−13). Враги мятежные восстали на меня и я обращаюсь к Тебе многомилостивому: помилуй, спаси меня и устыди врагов (14−17).

Пс 85:1. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ.

«Беден и нищ» — нахожусь в бедственном, материально-обездоленном положении и беззащитном.

Пс 85:4. Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою,

Дай мне веселье, спаси меня от врагов. Ищу защиты у Тебя, так как только Тебе одному я посвятил свою жизнь («к Тебе возношу душу мою») и Тебе ее вверяю.

Пс 85:7. В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня.

Так как моя надежда на Тебя искренняя и глубокая, то я уверен, что Ты услышишь мою молитву.

Пс 85:8. Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои.

Пс 85:9. Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое,

Пс 85:10. ибо Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты.

Содержат ясное и точное исповедание веры Давида — Ты, Господи, единый и истинный Бог, неизмеримо превосходящий языческих божеств. Эта истина, содержимая сейчас только евреями, со временем сделается достоянием всего мира и всех народов.

Пс 85:11. Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего.

«Настави мя, Господи, на путь Твой» (слав.) — научи следовать Твоим заповедям. — «Утверди сердце мое в страхе имени Твоего» — пусть благоговение пред Тобою будет главным основанием моей внутренней жизни. В этих немногих словах ярко выражена благочестивая настроенность Давида, полагающего счастье и радость жизни в постоянной и непрерывающейся благочестивой настроенности.

Выражение «утверди» дает основание предполагать, что Давид не всегда был «тверд», т. е. иногда отступал от заповедей Бога. Намек на преступление с Вирсавией и косвенное подтверждение происхождения псалма из эпохи гонений от Авессалома.

Пс 85:13. ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего.

«Избавил душу мою от ада» — спас, или точнее, спасал несколько раз мою жизнь от гибели.

Пс 85:14. Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою.

«Не представляют они Тебя пред собою» — см. Пс 53:5.

Пс 85:16. призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей;

«Даруй крепость» — силу перенести преследования. «Даруй» эта сила есть дар Божий, а не заслуг Давида.

Псалмы 83, 84 и 85 составляют содержание 9-го часа, посвященного воспоминанию смерти Спасителя. Крестная смерть Спасителя освободила человека от власти диавола и греха, вывела из «долины плача» (Пс 83:7), из плена греха (Пс 84:2), даровав ему новозаветные милости и блага (Пс 84:11). Великое дело искупления человека будет сопровождаться обращением к Богу всех язычников (Пс 85:9) и будет достойно восхваляться «во век» (Пс 85:12). Эти псалмы, выяснением на примере евреев, выведенных из плена, значения жертвы Христовой, имеющей быть принесенной на литургии, служат хорошим руководством для создания соответственного настроения в молящемся и присутствующем на литургии.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.