Псалтирь 9 псалом

Псалтирь
Новый русский перевод → Толковая Библия Лопухина

Новый русский перевод

1 Дирижеру хора. На мотив «Смерть сына». Псалом Давида.
2 Буду славить Тебя, Господи, от всего сердца, расскажу о всех Твоих чудесах.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе; в песнях имя Твое прославлю, Всевышний[15].
4 Враги мои обратились вспять; пошатнулись они пред Тобой и погибли.
5 Ты поддержал меня в правой тяжбе, Ты воссел на престоле творить правый суд.
6 Ты осудил народы и погубил нечестивых, Ты изгладил из памяти имена их навеки.
7 Вечная гибель пришла на врага, и города его Ты искоренил, сама память о нём исчезла.
8 Но Господь владычествует вовек, Он для суда воздвиг Свой престол.
9 По правде будет судить Он мир и народами править по справедливости.
10 Господь — прибежище угнетенным, прибежище во время смуты.
11 Будут уповать на Тебя те, кто знает имя Твое, ведь Ты, Господи, не оставишь ищущих Тебя.
12 Славьте песнями Господа, царящего на Сионе, возвещайте народам Его дела!
13 Ведь взыскивая за кровь, Он помнит о беззащитных, вопля их не забывает.
14 Господи, как ненавистники мои стеснили меня! Помилуй и отдали меня от ворот смерти,
15 чтобы хвалу Тебе я воздал в воротах дочери Сиона[16], радуясь о Твоем спасении.
16 Народы упали в яму, которую сами выкопали; их ноги запутались в сети, которую они скрыли.
17 Открылся Господь как справедливый судья: нечестивые попались в ловушку своих же дел.
Раздумье.
[17] [18]
Пауза
18 Нечестивые отправятся в мир мертвых — все народы, что забыли Бога.
19 Но не навсегда забыт будет нищий, и надеждам страдальца не вечно гибнуть.
20 Господи, восстань! Не дай человеку победы! Пусть будут судимы перед Тобой народы.
21 Господи, ужасом их срази, пусть знают, что они лишь смертные.
Пауза
22 Для чего, Господи, Ты стоишь вдали, во время скорби Себя скрываешь?
23 В гордости своей нечестивый преследует бедного — пусть попадется он на свои же уловки.
24 Кичится нечестивый страстями своей души, жадный до наживы клянет и ругает Господа.
25 В надменности своей нечестивый Его не ищет, в его мыслях нет места для Бога.
26 Дела его всегда успешны. Он надменен, и Твои законы от него далеки; на всех врагов своих смотрит с пренебрежением.
27 Он говорит себе: «Не поколеблюсь! Никогда не постигнет меня беда».
28 Уста его полны проклятий, лжи и коварства, под языком у него беда и несчастье.
29 Он ставит засаду у поселений, в глухих местах убивает невинных, наблюдая тайком за жертвой.
30 Он ждет в засаде, как в логове лев. Он ждет в засаде, чтобы ловить бессильных; он ловит их в сеть и уносит прочь.
31 Те пригибаются, навзничь падают, и мощь нечестивого крушит несчастных.
32 А он говорит себе: «Бог забыл. Он сокрыл лицо, Он вовек не увидит».
33 Господи, восстань! Воздень Свою руку, Боже! Беспомощных не забудь!
34 Почему нечестивый оскорбляет Бога? Почему он говорит себе: «Он не спросит с меня»?
35 Нет! Ты видишь обиды и притеснения и готов воздать Своею рукой. И страдальцы вверяют себя Тебе. Ты сиротам помощник.
36 Сокруши же мощь нечестивого и злого и взыщи с него за его вину так, чтобы нечего было уже взыскивать.
37 Господь — Царь вовеки, исчезнут народы с Его земли.
38 Ты внемлешь, Господи, желаниям кротких; Ты ободряешь их, слышишь их вопль.
39 Ты защитишь сироту и угнетенного, чтобы человек на земле более не устрашал их.

Толковая Библия Лопухина

Надписание «по смерти Лабена» до сих пор остается невыясненным. Можно предполагать, что оно указывает на способ, мотив напева псалма по образцу песни, начинавшейся этими словами и не сохранившейся до позднейших времен. Псалом алфавитный, начинающий каждый стих буквой еврейской азбуки, не всегда, однако, в строгой последовательности и согласии с настоящим порядком. В евр. Библии этот псалом разделяется на два: девятый псалом русской Библии заканчивается в еврейской 21 с., а с 22 идет там уже 10 Пс, также алфавитный. Латинская Библия держится еврейского порядка деления псалма, а греч. и славян., соединяют еврейские 9 и 10 псалмы в один, девятый. Отсутствие надписи над 10 псалмом в евр. Библии, одинаковость алфавитного порядка и сходство обоих псалмов в выражении мыслей дают право заключать об единстве их автора, Давида.

Псалом написан по поводу победы, одержанной Давидом над сирийцами (первая часть псалма 1−21 ст.) и нападения в это время на Иудею в южной части идумеев, которые производили громадные опустошения среди беззащитного населения, так как воины были тогда на севере под начальством Давида в борьбе с сирийцами (см. подр. «о происхождении Псалтиря» свящ. Н. Вишнякова с. 206−210).

Первая часть псалма благодарственно-хвалебная. Давид обещает восхвалять Бога (2−4), так как Он защитил его от врагов и дал ему силу разрушать их города (4−7). В этой победе обнаружился суд Бога над языческим народом в защиту праведника. Так как Бог вечен, то и всегда угнетаемый праведник найдет в Нем защиту (8−11). За оказанную помощь нужно вечно восхвалять Живущего на Сионе (12−13). Пусть Господь ту помощь, которую в настоящую войну оказал Давиду, продлит ему и на будущее время; пусть погибнут все языческие народы, забывающие Бога, пусть в грозном Его суде над ними познают, что «человеки они» (14−21). Вторая половина псалма — просительного содержания. Почему Ты, Господи, даешь нечестивому успех, когда он не верит в Промысл Твой на земле, самоуверен в своей мощи, а в поступках стремится к тому, чтобы возможно более причинить разными хитрыми действиями и засадами вреда бедному праведнику (22−32). Восстань, Господи, на защиту угнетенных и покарай неверие в Тебя нечестивых (33−34) Ты видишь, как велики страдания праведного; накажи нечестивого и тем заставь людей бояться не человека, но Твоего праведного суда (35−39).

Пс 9:2. Буду славить [Тебя], Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.

Пс 9:3. Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.

«Возвещать все чудеса Твои» — воспевать те победы, которые одержаны Давидом над сирийцами при помощи Бога. — «Торжествовать о Тебе» — устраивать во имя Бога торжественные праздники.

Пс 9:5. ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.

Пс 9:6. Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.

Победа Давида есть выражение и исполнение над язычниками сирийцами Божественного суда. Они, как нечестивые, не почитающие истинного Бога, были Им отвергнуты и обессилены до того, что у них не стало ни городов, ни оружия (6 ст.) и их политическое и военное могущество на долгое время низложено («имя их изгладил на веки и веки» (6 ст.) ).

Пс 9:8. Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,

Пс 9:9. и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.

Пс 9:10. И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби;

В том, что Бог Давида есть истинный Бог и Вечный Судия всех народов, заключается основание веры всех угнетенных праведников, что они найдут всегда в Нем защиту. Вероятно, под угнетенным праведником Давид разумел еврейский народ, которому хотел привить свою веру в Бога, как всегдашнего его покровителя и единственного защитника.

Пс 9:11. и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.

«Знающие имя Божие». Знать имя Бога, значить признать Его единственным истинным Богом и служить Ему.

Пс 9:12. Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,

Бог называется живущим на Сионе потому, что там находился Ковчег Завета, где Он всегда пребывал.

Пс 9:13. ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных.

Бог «взыскивает за кровь». Войны Давида были оборонительными, он вел их по принуждению, когда соседние языческие народы совершали нападения на границы его государства, проливали кровь его подданных, на защиту которых он и восставал. Так было и при описываемом в псалме нападении сирийцев, борьба с которыми была вызвана нападениями с их стороны.

Пс 9:15. чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем.

«Во вратах дщери Сионовой» — в воротах города Иерусалима. Обыкновенно ворота являлись местом самым посещаемым для его жителей, отсюда воспевать в воротах города — воспевать во всеуслышание.

Пс 9:20. Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим.

Пс 9:21. Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.

«Восстань, Господи, да не преобладает человек» — пусть Господь будет единственным вершителем судеб народов, пусть от Него одного, как истинного Судии, зависит их счастье или несчастие, а не от человеческого искусства и военных успехов, которые могут принадлежать и нечестивому. Господство же последнего являлось бы упрочением и распространением на земле нечестия. Поэтому Давид молит Бога, чтобы Он своими какими-либо особенными делами показал всему миру, что власть над ним принадлежит только Ему, и чтобы знали все народы, что «человеки они», с евр. enosh — слабый, бессильный.

Пс 9:22. Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?

Содержание псалма просительного характера. Так как южные пределы Иудеи были тогда опустошаемы идумеянами, бороться с которыми у жителей этих местностей не было сил, потому что все способные носить оружие были на севере в борьбе с сирийцами, то они являлись беззащитными. Эту-то беспомощность Давид изображает, когда говорит, что Господь от них «стоит» вдали, скрывает «свою помощь».

Пс 9:25. В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»

Как в предшествующих стихах, так и последующих, Давид изображает самоуверенность врагов в своей победе и в безнаказанности производимых ими опустошений; нечестивый говорит про Бога: «не взыщет», еврейский Бог не в состоянии им что-либо сделать сейчас.

Пс 9:27. говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;

Успехи идумеян над евреями вселили в них уверенность, что теперь они не поколеблются, и «в род и род не приключится им зла», т. е., что обессиленные евреи не в состоянии будут на несколько поколений оправиться от причиненного им зла, и на это время за идумеянами останется военный и политический перевес.

Пс 9:29. сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;

Пс 9:30. подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;

Кроме высокомерия, доходящего до пренебрежения к Иегове, о котором ранее говорил Давид (см. Пс 9:25), враги отличаются нравственно-неопрятными приемами своих действий: они коварны, лживы, мстительны.

Пс 9:32. говорит в сердце своем: «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда».

Свой успех враг объясняет тем, что евреев «забыл Бог» и «не увидит никогда», что Он отвернулся от народа еврейского и уже не будет изливать на него своих милостей.

Пс 9:33. Восстань, Господи, Боже [мой], вознеси руку Твою, не забудь угнетенных [Твоих до конца].

Пс 9:34. Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?

Пс 9:35. Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.

Давид молит Бога восстать на защиту угнетенных евреев, чтобы покарать высокомерие врага, уверенного, что «Ты не взыщешь», не сможешь защитить теперь свой угнетенный и сиротливый народ, который предан Тебе.

Пс 9:36. Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.

«Сокруши мышцу» — низложи силу; «чтобы искать и не найти его нечестия» — чтобы не осталось следа от него, чтобы он, как противник Бога, был уничтожен всецело.

Пс 9:37. Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.

Пс 9:38. Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое,

Пс 9:39. чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле.

Так как власть над всем миром принадлежит Богу, а Он — покровитель благочестивых, то Давид уверен, что Господь уничтожит всех язычников на земле и о частичном осуществлении этого будущего Давид молит Бога и сейчас: пусть Господь услышит молитву смиренных евреев и защитит их, и эта защита ясно покажет всем людям, чтобы они боялись только Бога, а не человека («да не устрашает более человек на земле»).

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [15] — Евр. Эльо́н.
15 [16]Дочь Сиона. Олицетворение Иерусалима.
17 [17] — Евр. хиггайо́н. Возможно, это музыкальный термин, указывающий на глиссандо или вибрирующий звук струнного инструмента, или же призыв к размышлению, либо к переходу к более тихой музыке.
17 [18] — Евр. хиггайо́н. Возможно, это музыкальный термин.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.